Конспект образовательной деятельности по развитию речи на тему: «Огонь- судья беспечности людей»

Сараева Юлия Сергеевна, воспитатель МАДОУ МО г. Краснодар «Центр- детский сад № 182». 

 Образовательная задача:

— формировать представления о повышенной опасности, исходящей от огня;

— дать общее представление назначения (функций) огня;

— закрепление знаний о пожарной безопасности, о профессии «пожарный».

Развивающая задача:

— развивать внимание, память, фонематический слух.

Воспитательная задача:

— Воспитывать взаимопомощь, доброжелательного отношения друг к другу, гордость за людей данной профессии.

Словарная работа:

— обогащение словаря:

существительные: каска, огнетушитель, рукав, брезентовый костюм, противогаз.

прилагательные: смелый, отважный, храбрый, умный; ленивый, трусливый, слабый.

— продолжать работу по улучшению звукопроизношения.

Обучение детей построению полных и выразительных ответов по описанию картинок и по вопросам воспитателя.

Предварительная  работа:

  1. Чтение произведений «Пожарные собаки» — Л. Толстой, «В дыму» — В. Житков, «Рассказ о неизвестном герое» — С. Маршак.
  2. Знакомство с пословицами.
  3. Отгадывание загадок.
  4. Дидактические игры «Угадай профессию», «Опасные предметы», «Можно – нельзя».
  5. Просмотр диафильмов.
  6. Встреча с пожарными.

 

Материалы и оборудование: Плакаты, макеты групповой комнаты, своей комнаты, фломастеры, карандаши, три подноса, мяч ( групповая комната оформлена плакатами о причинах пожара)

 

Ход занятия

Звучит музыка «Марш пожарных».

Воспитатель: — Дети, по словам песни отгадайте, пожалуйста, о чем мы будем сегодня разговаривать? (Сегодня мы с вами поговорим на очень важную для всех нас тему. Я загадаю вам загадки, а вы попробуйте отгадать и сказать, о чем мы сегодня будем говорить).

  1. Шипит и злится,

Воды боится.

С языком, а не лает,

Без зубов, а кусает.  (Огонь)

  1. Вот маленький дом, пятьдесят сестричек в нем,

Но советуем мы детям – не играйте с домом этим. (Коробок спичек)

  1. Победит огонь коварный

Тот, кого зовут… (Пожарный)

  1. Рыжий зверь в печи сидит, он от злости ест дрова, целый час, а может два, ты его рукой не тронь, искусает всю ладонь…(Огонь)
  2. Я мала, да очень зла,

Света мало я даю,

Но если только упаду, Много горя принесу…(Искра)

Воспитатель: Ну как, ребята, вы догадались, о чем мы будем говорить? (о пожаре, о безопасном обращении с огнем, о спичках и. т. д.)

Давайте вспомним о том какую пользу, и какой вред приносит огонь. Миллионы лет назад люди научились добывать огонь, и он стал для нас другом и помощником. Ребята, посмотрите на эти картинки, и скажите где и как человек применяет огонь? (Готовит пищу на газовой плите, и на костре во время похода, греет  дом…)

Ответы детей в течение занятия сопровождаются показом иллюстрации.

Воспитатель: Без огня людей никогда бы не смогли ездить по земле, путешествовать по морям. В моторе автомобиля тоже работает огонь – сгорает бензин и приводит машину в движение. Полыхает огонь и в печах на заводах, плавит металл, в других печах огонь варит стекло, из которого делают – выдувают красивые стеклянные изделия. Космическая ракета взлетает ввысь, оставляет яркий  хвост пламени – это сгорает ракетное топливо.

— Пожар не случайность, а результат неправильного поведения людей, а иногда он случается  по вине детей. Ребята, отчего может возникнуть пожар?

(Играют со спичками, жгут костры, зажигают бенгальские свечи и.т.д.)

— Во время пожара могут погибнуть люди, загореться дома и квартиры.

Взрослые и дети должны помнить, что спички – не игрушки, а опасные предметы, и играть с ними нельзя. Давайте вспомним правила пожарной безопасности.

  1. Не имей дурной привычки –

В домик нос совать,

Потому что спички –

Не синички,

Может пламя вылететь из спички.

  1. Если ты включил утюг,

Убегать не надо вдруг.

Закрывая в доме дверь,

Все ли выключил? Проверь!

  1. Если близко телефон

И тебе доступен он,

Нужно 01 набрать

И быстрей пожарных звать!

  1. Если же большой огонь,

Дымом все объято

Выбегать из дома вон

Надо всем ребята.

И на помощь поскорей

Ты зови, зови людей.

(Дети показывают соответствующие картинки к этим правилам)

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним пословицы и поговорки про огонь и пожар.

  1. В одном коробке сто пожаров.
  2. Спичка не игрушка, огонь – не забава.
  3. Спичка – невеличка, а огонь от нее великан.

— Почему так говорится? (Потому что в одном коробке лежит много спичек, и каждая из них горит.)

Физминутка по стихотворению – С. Маршака «Кошкин дом»

Тили, тили, тили бом (дети раскачиваются вправо, влево)

Разгорелся Кошкин дом (руки над головой размахивают вправо – влево)

Идет дым столбом (руки над головой, дети тянутся на носочках вверх)

Кошка выскочила (руки опустили вниз, подскок на месте)

Глаза выпучила (задействуются работой глаза)

Бежит курочка с ведром (бег на месте)

Поливает Кошкин дом (показывают как «поливают из ведра)

Раз – раз – раз (руки над головой, размахивают вправо, влево)

И огонь погас (руки опустили вниз, дети приседают.)

Воспитатель: Ребята, а когда случается пожар, кто приходит на помощь? (Пожарные, пожарная машина.)

Показ иллюстраций на тему: «Работа пожарных»

— Ребята, давайте посмотрим, во что одет пожарный?

(Пожарный одет в брезентовый костюм, он не промокает и не горит в огне.)

— А скажите, ребята, зачем пожарному каска?

( Каска защищает голову от ударов.)

— Ребята назовите орудия труда пожарных.

(Дети называют орудия труда и показывают их на картинке)

Воспитатель: Когда случается пожар – это очень опасно. Поэтому, необходимо соблюдать все правила пожарной безопасности. Ведь тушить пожар нелегко. Как вы думаете, каким должен быть пожарный?

(Смелым, отважным, храбрым, умным.)

— А каких людей не возьмут в пожарные?

(Ленивых, трусливых, слабых.)

— Молодцы! А по какому номеру можно вызвать пожарных? (01)

— А теперь представьте, что у нас пожар! Что мы с вами будем делать?

Создание проблемной ситуации и обрабатывании действия при пожаре.

(Ребенок набирает по телефонному аппарату  номер 01, вызывает службу пожарной безопасности и, называя свою фамилию, имя, адрес.)

Игра «Проведи команду по маршруту».

Повторение путей эвакуации во время пожара. По сигналу «Пожарная тревога» капитаны выводят свои команды. Победившая команда награждается воздушными шарами.

Итог занятия.