Консультация для педагогов «Утренняя гимнастика в детском саду»

Занина Татьяна Валерьевна

 Утренняя гимнастика в детском саду, является ценным средством оздоровления и воспитания детей.

Задачи.

  1. Разбудить организм ребенка, настроить действенный лад.
  2. Активизировать деятельность сердечное, дыхательной и других функций организма.
  3. Стимуляция работы внутренних органов и органов чувств.
  4. Способствовать формированию правильной осанки.
  5. Предупреждать возникновение плоскостопия.
  6. Вырабатывать потребность и привычку к выполнению каждодневных физических упражнений.

В дошкольных учреждениях, где работа проводиться до завтрака (не менее чем за 10-15 минут).

Цель гимнастики.

  1. Переключение детей от свободных, индивидуальных игр и занятий к совместным видам деятельности.

Организация детского коллектива.

Непременным условием проведения гимнастики именно для оздоровления детского организма является соблюдение гимнастических требований. В помещении где проводиться гимнастика, должна быть произведена влажная уборка, должно быть проветрено помещение, дети и взрослый в облегченной одежде. Лучше всего, если фрамуга будет открыта, чтобы был постоянный приток воздуха. Дети занимаются босиком, т.к. на подошве человека расположено много биологически активных точек, отвечающих за работу практически всех органов. Именно воздействуя на них, мы способствуем усилению работы того или иного органа, что в целом оказывается на здоровье ребенка.

Группа Время Кол-во упр. Дозировка
2 младшая 5-6 минут 4-6 упраж. 5-6 раз
Средняя 6-8 минут 4-6 упраж. 4-6 раз
Старшая 8-10 минут 6-8 упраж. 5-6 раз
Подготовительная 10-12 минут 8-10 упраж. 6-10 раз

 

Надо стремиться к тому, чтобы утренняя гимнастика во все времена за исключением морозов (за исключением сильных морозов, дождя и пр.), проводилась на улице в облегченной одежде. У нас на Севере особенно следует использовать любую возможность для проведения утренней гимнастики на улице.

В комплексы утренней гимнастики обязательно включаются специальное упражнения: дыхательные, корригирующие, по предупреждению плоскостопия.

Нужно помнить, что нагрузки следует чередовать с отдыхом, но не с пассивным, а активным, т. е.использую дыхательное упражнения и упражнения с меньшей физической нагрузкой.

Воспитатель должен помнить, что главная наша задача НЕ НАВРЕДИ.

Формы проведения утренней гимнастики могут быть разными, но в каждом случае, прежде чем давать нагрузки, следует разогреть мышцы и дыхание ребенка.

Комплекс утренней гимнастики состоит из трех частей:

  1. Часть – Разминка.

Способствует эмоциональному настою детей, разогревает их. Для этого используют ходьбу, бег (легкий), построение, перестроения, игровые упражнения. Игры малой подвижности.

  1. Часть – Основная.

Упражнение ОРУ для разнообразных мышц.

Упражнения выполняются в определенной последовательности:

1.Для мышц рук и плечевого пояса;

2.Для мышц туловища;

3.Для ног.

Это могут быть игровые упражнения, музыкально – ритмическое, подвижные игры, чередующиеся по интенсивности нагрузки.

  1. Часть – Заключительная. Легкий, спокойный бег, подскоки, малоподвижная игра.

Если дыхание ребенка восстановилось не полностью это не беда. Ребенок восстановит его пока идет в группу.

В целом комплекс утренней гимнастики насчитан на две недели, но, чтобы детям не надоело однообразие следует вносить новые элементы и усложнения.

  1. Введение новых исходных положений.
  2. Изменения темпа выполнение упражнений.
  3. Увеличение количества повторов упражнений.
  4. Замена образов, которым подражают дети и т.д.

На год для каждой группы составляется 12 комплексов.

В содержание утренней гимнастики вводятся только знакомые детям движения и элементы, предварительно разученные на занятиях. Только в таком случае гимнастика будет проходить в хорошем темпе, принося здоровую пользу и создавая у него прекрасное эмоциональное состояние. А ведь именно от его душевного равновесия зависит и его психическое и физическое самочувствие. Чем лучше настроение ребенка, тем легче ему даются различные физические нагрузки. Создавать у ребенка хорошее настроение, воспитатель может взглядом, словом и прикосновением. Ясно, что положительные эмоции, так же как и отрицательные передаются через прикосновение. И если вы тихонько потрепите ребенка по плечу, погладить, а то и просто прикоснетесь к нему, он почувствует, что вы его любите, что вам с ним интересно и естественно настроение у ребенка улучшится.

И еще оценку качества выполнения детьми упражнений, движений в подвижных играх следует давать только доброжелательно, но это не значит, что она дается только положительно.

И так, проведение утренней гимнастики в детском саду является обязательным в режиме дня.

Варианты проведения утренней гимнастики.

С использованием полосы препятствий. С включением оздоровительных пробежек. С использованием простейших тренажеров.
Использование полосы препятствий позволяет предлагать упражнения с постепенным увеличением  нагрузки, усложнять двигательные задания, включать разные виды движений с увеличением числа повторов и темпа движений, чередовать физические пособия; можно создавать различные полосы препятствий с использованием разнообразных модулей. Проводиться обязательно на воздухе, во время приема детей (подгруппами по 5-7 человек). Вначале детям предлагается короткая разминка, состоящая из 3-4 упражнений обще развивающего характера. Затем делается пробежка со средней скоростью на расстояние 100-200-300 м (один-два раза в чередовании с ходьбой) в зависимости от индивидуальных возможностей детей и времени года. В конце предлагаются дыхательные упражнения. Включены упражнения обще развивающего воздействия с использованием простых тренажеров (детский эспандер, гимнастический ролик и др.) и тренажеров сложного устройства («Велосипед», «Гребля» и др.)

В младших группах воспитатели выполняют движение вместе с детьми.

В средних группах называют упражнение, кратко объясняют его (если нужно показывают), а затем подают команды для и.п. и выполнения.

В старших группах дети выполняют упражнения по названию, но иногда воспитатель выполняет упражнения вместе с детьми. Это сокращает время на напоминания и увеличивает физическую нагрузку.

В подготовительных группах для выполнения отдельных упражнений можно использовать показ заранее подготовленного ребенка.

В процессе утренней гимнастики воспитатель следит, чтобы каждое упражнение заканчивалось хорошим выпрямлением туловища, что способствует укреплению мышц, поддерживающих прямое положение тела, а так же закрепление навыка правильной осанки.