автор — Долгова Антонина Викторовна, учитель-логопед МБДОУ д/с № 10 «Щелкунчик» г. Саяногорск, пр. Черемушки.
Пояснительная записка
Данная программа разработана для детей 5 — 6 лет, имеющих нарушение в речевом развитии и состоит из двух разделов: «Подготовка к обучению грамоте» и «Формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи».
У детей с нарушениями в речевом развитии имеются нарушения звукопроизношения, фонематического восприятия, слоговой структуры слова, звуконаполняемости слов, грамматического строя речи. Отклонение от нормы в речевом развитии ребенка может проявляться в бедности словарного запаса, низком уровне развития связной речь, отклонениях в общей и мелкой моторике.
Система занятий построена так, чтобы подвести ребенка к осмыслению способа чтения, сформировать внимание к словам, их фонетике, морфологии, орфографии, синтаксису и в конечном итоге предупредить различные нарушения письма и чтения.
Содержание программы формируется из двух частей:
Обязательной части |
«Примерная адаптированная образовательная программа коррекционно- развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3-7 лет». Под ред. Н.В. Нищевой. |
Части, формируемой участниками образовательных отношений |
«Обучаем дошкольников грамоте при помощи звука, цвета и движения» Гордеева С.Е.
Программа развития речи дошкольников О.С. Ушаковой |
Цели и задачи рабочей программы
Цель: Создание условий для планирования, организации системы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР по образовательной области «Речевое развитие».
Задачи:
- Закрепить правильное произношение звуков речи, разные способы словообразования:
префиксальным, суффиксальным, слиянием основ; о морфологической стороне речи.
- Упражнять в различении звуков на слух (гласные — согласные, твёрдые — мягкие, глухие — звонкие); в дифференциации правильно произносимых звуков; в делении слов на слоги и звуки, в соединении звуков в слоги и слова; в звуко — буквенном анализе слов; в чтении, печатании букв и слов, в употреблении в речи предлогов: в, на, под, над, из, к, от, с; в составлении разных типов предложений; в формировании глубинной и поверхностной структуры предложения;
- Познакомить практическим путем с правилами правописания: раздельным написанием одного слова от другого, постановкой точки в конце предложения, употреблением заглавной буквы в собственных именах и в начале предложения, синтаксической стороной речи.
- Способствовать формированию интонационно выразительной речи у воспитанников.
Описание образовательной деятельности
Общее количество НОД – 70, по подготовке к обучению грамоте – 35, формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи – 35, количество НОД в неделю — 2, длительность — 25 минут.
Региональный компонент реализуется как часть занятия в народном фольклоре: загадках, пословицах, скороговорках. Данный материал подбирается в соответствии с изученными звуками.
Межпредметные связи осуществляются на занятиях по развитию математических представлений, художественному творчеству, физической культуре, музыкальному развитию, в совместной деятельности воспитателя и дошкольников, при участии педагога-психолога и медицинских работников.
Основными формами предшествующей работы направленной на закрепление полученных знаний, умений и навыков воспитуемых являются индивидуальные, подгрупповые занятия, экскурсии, беседы, игры, чтение художественной литературы, рассматривание предметных и сюжетных картинок.
Описание методического обеспечения
- Тетради для индивидуальных заданий.
- Дидактические игрушки и плоскостные изображения сказочных персонажей.
- Схемы и таблицы для закрепления знаний по обучению грамоте.
- Фишки для составления предложений и выполнения звуко – слогового анализа слов.
- Картотека материалов для автоматизации и дифференциации свистящих, шипящих звуков, аффрикат, сонорных и йотированных звуков (слоги, слова, словосочетания, предложения, потешки, чистоговорки, скороговорки, тексты, словесные игры).
- Дидактический материал, направленный на развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления: «найди 5 отличий», «определи предмет по силуэту», «лабиринт» и другие.
9.Т. С. О.
- Тренажор для гимнастики глаз (В.Базарный).
- Дыхательные тренажеры, игрушки, пособия для развития дыхания (свистки, свистульки, дудочки, воздушные шары и другие надувные игрушки, «Мыльные пузыри», перышки, сухие листочки и лепестки цветов и т.п.)
- Логопедический альбом для обследования.
- «Мой букварь».
- «Играйка 1», «Играйка 2», «Играйка 3», «Играйка 5», «Играйка-грамотейка» (на электронных носителях).
- Раздаточный материал и материал для фронтальной работы по формированию навыков звукового и слогового анализа и синтеза (светофорчики для определения места звука в слове, пластиковые круги квадраты разных цветов).
- Настольно-печатные дидактические игры для развития навыков звукового и слогового анализа и синтеза («Подбери схему», «Помоги Незнайке», «Волшебные дорожки» и т.п.).
- Разрезной и магнитный алфавит.
- Алфавит на кубиках.
- Слоговые таблицы.
- Настольно-печатные игры для совершенствования навыков языкового анализа и синтеза.
- Наборы предметных картинок по темам.
- Дидактические игры: «Четвёртый лишний», «Чей хвост, чья голова», «Кто где живёт?» и т д.
- Тематические сюжетные картины: «осень», «зима», «весна», «крестьянский двор».
Тематическое планирование по разделу: «Подготовка к обучению грамоте»
1.Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках.
- Развитие слухового внимания и восприятия на речевых звуках
- Звук [У] и буква У.
- Звук [А] и буква А.
- Звуки [У] — [А].
- Звук [П] и буква П.
- Звук [О] и буква О.
- Звук [И] и буква И.
- Звук [М] и буква М.
- Звук [Н] и буква Н.
- Звуки [Т] и буква Т.
- Звук [ТЬ]. Буква Т.
- Звук [К] и буква К.
- Звук [КЬ]. Буква К.
- Звуки [К] — [КЬ]. Буква К.
- Звук [Б] и буква Б.
- Звук [БЬ]. Буква Б.
- Звук [Э] и буква Э.
- Звуки [Г] — [ГЬ]. Буква Г.
- Звуки [ЛЬ], буква Л.
- Звук [Ы] и буква Ы.
- Звук [С] и буква С.
- Звук [СЬ]. Буква С.
- Звук [Ш] и буква Ш.
- Звуки [С] — [Ш].
- Звуки [X] — [ХЬ] и буква X.
- Звуки [В] — [ВЬ]. Буква В.
- Звук [3]. Буква 3.
- Звук [ЗЬ]. Буква 3.
- Звук [Ж] и буква Ж.
- Звуки [3] — [Ж].
- Звуки [Д ]— [ДЬ]. Буква Д.
- Звуки [Ф] — [ФЬ]. Буква Ф.
- Развлечение «В сказочной стране».
- Занятие – исследование «Живое слово во вселенной звуков».
Тематическое планирование по разделу: «Формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи»
- Воспоминания о лете.
- Человек.
- Игрушки.
- Фрукты, овощи.
- Деревья.
- Осень.
- Одежда.
- Сад – огород.
- Ягоды.
- Посуда.
- Мебель.
- Грибы.
- Домашние животные, птицы.
- Дикие животные.
- Зоопарк.
- Зимующие птицы.
- Зимние забавы.
- Зима.
- Обувь
- Головные уборы.
- Продукты.
- Транспорт.
- Защитники отечества.
- Профессии.
- Весна.
- Перелетные птицы.
- Инструменты.
- Рыбы.
- Знакомство с творчеством К.И. Чуковского.
- Бытовая техника.
- Космос.
- Насекомые.
- Сказки.
- Цветы.
- Лето.
- Конспект отрытого занятия в подготовительной к школе группе на тему: «Сундучок тетушки Рассказушки» (50%)
- «Дифференциация звуков Р-Л, Рь-Ль» (50%)
- Конспект занятия: "Звук [Л]" (50%)
- Советы логопеда для родителей по теме : «Домик звуков» вашего ребенка» (50%)
- Конспект итогового занятия в старшей группе для детей 6-го года жизни по теме: «В гостях у Совы — Говорушки» (50%)
- Маму поздравляем - речь и руки развиваем (RANDOM - 50%)