Тема: «Рабочая программа учителя-логопеда по образовательной области  «Речевое развитие» (для детей старшей группы, имеющих речевые нарушения)»

автор — Долгова Антонина Викторовна, учитель-логопед МБДОУ д/с № 10 «Щелкунчик» г. Саяногорск, пр. Черемушки.

Пояснительная записка

Данная программа разработана для детей 5 — 6 лет, имеющих нарушение  в речевом развитии и состоит из двух разделов: «Подготовка к обучению грамоте» и «Формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи».

У детей с нарушениями в речевом развитии  имеются нарушения звукопроизношения, фонематического восприятия, слоговой структуры слова, звуконаполняемости слов, грамматического строя речи.  Отклонение от нормы в речевом развитии ребенка может проявляться в  бедности словарного запаса,  низком уровне развития связной речь, отклонениях в общей и мелкой моторике.

Система занятий построена так, чтобы подвести ребенка к осмыслению способа чтения, сформировать внимание к словам, их фонетике, морфологии, орфографии, синтаксису и в конечном итоге предупредить различные нарушения письма и чтения.

Содержание программы формируется из двух частей:

Обязательной части
«Примерная адаптированная образовательная программа коррекционно- развивающей работы в группе компенсирующей  направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)  с 3-7 лет».  Под ред. Н.В. Нищевой.
Части, формируемой участниками образовательных отношений
 «Обучаем дошкольников грамоте при помощи звука, цвета и движения»  Гордеева С.Е.

Программа развития речи дошкольников  О.С. Ушаковой

Цели и задачи рабочей программы

Цель: Создание условий для планирования, организации системы коррекционно-развивающей работы в логопедической  группе для детей с ОНР  по образовательной области «Речевое развитие».

Задачи:

  1. Закрепить правильное произношение звуков речи, разные способы словообразования:

префиксальным, суффиксальным, слиянием основ; о морфологической стороне речи.

  1. Упражнять в различении звуков на слух (гласные — согласные, твёрдые — мягкие, глухие — звонкие); в дифференциации правильно произносимых звуков; в делении слов на слоги и звуки, в соединении звуков в слоги и слова; в  звуко — буквенном анализе слов; в чтении, печатании букв и слов, в употреблении в речи предлогов: в, на, под, над, из, к, от, с; в составлении разных типов предложений;  в формировании  глубинной и поверхностной структуры предложения;
  2. Познакомить практическим путем с правилами правописания: раздельным  написанием одного слова от другого, постановкой точки в конце предложения, употреблением заглавной буквы в собственных именах и в начале предложения, синтаксической стороной речи.
  3. Способствовать формированию интонационно выразительной речи у воспитанников.

Описание образовательной деятельности

Общее количество НОД – 70, по подготовке к обучению грамоте – 35, формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи – 35, количество НОД в неделю — 2, длительность — 25 минут.

Региональный компонент реализуется как часть занятия в народном фольклоре: загадках, пословицах, скороговорках. Данный материал подбирается в соответствии с изученными звуками.

Межпредметные связи осуществляются на занятиях по развитию математических представлений, художественному творчеству, физической культуре, музыкальному развитию, в совместной деятельности воспитателя и дошкольников, при участии педагога-психолога и медицинских работников.

Основными формами предшествующей работы направленной на закрепление полученных знаний, умений и навыков воспитуемых являются индивидуальные, подгрупповые занятия, экскурсии, беседы, игры, чтение художественной литературы, рассматривание предметных и сюжетных картинок.

Описание методического обеспечения

  1. Тетради для индивидуальных заданий.
  2. Дидактические игрушки и плоскостные изображения сказочных персонажей.
  3. Схемы и таблицы для закрепления знаний по обучению грамоте.
  4. Фишки для составления предложений и выполнения звуко – слогового анализа слов.
  5. Картотека материалов для автоматизации и дифференциации свистящих, шипящих звуков, аффрикат, сонорных и йотированных звуков (слоги, слова, словосочетания, предложения, потешки, чистоговорки, скороговорки, тексты, словесные игры).
  6. Дидактический материал, направленный на развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления: «найди 5 отличий», «определи предмет по силуэту», «лабиринт» и другие.

9.Т. С. О.

  1. Тренажор для гимнастики глаз (В.Базарный).
  2. Дыхательные тренажеры, игрушки, пособия для развития дыхания (свистки, свистульки, дудочки, воздушные шары и другие надувные игрушки, «Мыльные пузыри», перышки, сухие листочки и лепестки цветов и т.п.)
  3. Логопедический альбом для обследования.
  4. «Мой букварь».
  5. «Играйка 1», «Играйка 2», «Играйка 3», «Играйка 5», «Играйка-грамотейка» (на электронных носителях).
  6. Раздаточный материал и материал для фронтальной работы по формированию навыков звукового и слогового анализа и синтеза (светофорчики для определения места звука в слове, пластиковые круги квадраты разных цветов).
  7. Настольно-печатные дидактические игры для развития навыков звукового и слогового анализа и синтеза («Подбери схему», «Помоги Незнайке», «Волшебные дорожки» и т.п.).
  8. Разрезной и магнитный алфавит.
  9. Алфавит на кубиках.
  10. Слоговые таблицы.
  11. Настольно-печатные игры для совершенствования навыков языкового анализа и синтеза.
  12. Наборы предметных картинок по темам.
  13. Дидактические игры: «Четвёртый лишний», «Чей хвост, чья голова», «Кто где живёт?» и т д.
  14. Тематические сюжетные картины: «осень», «зима», «весна», «крестьянский двор».

Тематическое планирование по разделу: «Подготовка к обучению грамоте»

1.Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках.

  1. Развитие слухового внимания и восприятия на речевых звуках
  2. Звук [У] и буква У.
  3. Звук [А] и буква А.
  4. Звуки [У] — [А].
  5. Звук [П] и буква П.
  6. Звук [О] и буква О.
  7. Звук [И] и буква И.
  8. Звук [М] и буква М.
  9. Звук [Н] и буква Н.
  10. Звуки [Т] и буква Т.
  11. Звук [ТЬ]. Буква Т.
  12. Звук [К] и буква К.
  13. Звук [КЬ]. Буква К.
  14. Звуки [К] — [КЬ]. Буква К.
  15. Звук [Б] и буква Б.
  16. Звук [БЬ]. Буква Б.
  17. Звук [Э] и буква Э.
  18. Звуки [Г] — [ГЬ]. Буква Г.
  19. Звуки [ЛЬ], буква Л.
  20. Звук [Ы] и буква Ы.
  21. Звук [С] и буква С.
  22. Звук [СЬ]. Буква С.
  23. Звук [Ш] и буква Ш.
  24. Звуки [С] — [Ш].
  25. Звуки [X] — [ХЬ] и буква X.
  26. Звуки [В] — [ВЬ]. Буква В.
  27. Звук [3]. Буква 3.
  28. Звук [ЗЬ]. Буква 3.
  29. Звук [Ж] и буква Ж.
  30. Звуки [3] — [Ж].
  31. Звуки [Д ]— [ДЬ]. Буква Д.
  32. Звуки [Ф] — [ФЬ]. Буква Ф.
  33. Развлечение «В сказочной стране».
  34. Занятие – исследование «Живое слово во вселенной звуков».

Тематическое планирование по разделу: «Формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи»

  1. Воспоминания о лете.
  2. Человек.
  3. Игрушки.
  4. Фрукты, овощи.
  5. Деревья.
  6. Осень.
  7. Одежда.
  8. Сад – огород.
  9. Ягоды.
  10. Посуда.
  11. Мебель.
  12. Грибы.
  13. Домашние животные, птицы.
  14. Дикие животные.
  15. Зоопарк.
  16. Зимующие птицы.
  17. Зимние забавы.
  18. Зима.
  19. Обувь
  20. Головные уборы.
  21. Продукты.
  22. Транспорт.
  23. Защитники отечества.
  24. Профессии.
  25. Весна.
  26. Перелетные птицы.
  27. Инструменты.
  28. Рыбы.
  29. Знакомство с творчеством К.И. Чуковского.
  30. Бытовая техника.
  31. Космос.
  32. Насекомые.
  33. Сказки.
  34. Цветы.
  35. Лето.