Беседа по теме: «Хлеб всему голова»

Пивоварова Марина Витальевна, педагог дополнительного образования, МБУ ДО ДДТ Первомайского района г.Ростова-на-Дону.

 

Цель: Формирование бережного отношения к хлебу.

Задачи:

  1. Углублять знания учащихся о хлебе.
    2. Воспитывать чувство уважения к труду хлеборобов.
    3. Развивать логическое мышление.
    4. Развивать мелкую моторику рук.
    5. Расширять имеющиеся у детей знания о приметах, связанных с хлебом.
    6. Развивать воображение.

Оформление и оборудование:

Видео-, музыкальные материалы по теме беседы.

Карточки с загадками о хлебе, ребус о компонентах теста .

Листы для раскрашивания рисунков о хлебе (конкурс рисунка)

Педагог : Чтение стихотворения

Автор : Елена Кравченко

Расскажу тебе, дружок,
Про чудесный колосок.
Тот, что зреет на полях –
Попадёт на стол в хлебах.
Сушки, плюшки и батон –
Хлеб приходит в каждый дом…

Как вы уже догадались, сегодня мы с вами поговорим о хлебе. С хлебом мы встречаем каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Он сопровождает нас от рождения до глубокой старости. Но испокон веков хлеб не был простой едой. Хлебом  — солью встречали дорогих гостей. За хлеб бились насмерть с врагом. Хлебом, как именем матери и Родиной, клялись. Это слово  мы произносим с особой теплотой и любовью, как все главные слова нашего языка: мама, мир, семья.

Слушаем песню . Детский ансамбль «Прялицы» «Баллада о хлебе»

Просмотр Видео «Как растёт пшеница»

Педагог : Загадки о хлебе. Педагог загадывает, дети отгадывают.

Отгадать легко и быстро:

мягкий, пышный и душистый,

Он и черный, он и белый,

а бывает подгорелый. (Хлеб)

На соломинке — дом сто ребяток в нем.  (Колосок)

Корабль-великан не по морю плывет.

Корабль-великан по земле идет.

Поле пройдет — урожай соберет». (Комбайн)

Мнут и катают, В печи закаляют, Потом за столом Режут ножом. (Хлеб)

Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок.

В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду.

В нем тогда, таких как я, будет целая семья». (Зерно)

Вырос в поле дом. Полон дом зерном.

Стены позолочены. Ставни заколочены.

Ходит дом ходуном на столбе золотом» (Колосок)

Кольцо не простое, Кольцо золотое,

Блестящее, хрустящее, Всем на загляденье…

Ну и объеденье!  (Баранка или бублик)

Овсом не кормят, кнутом не гонят, а как пашет, семь плугов тащит. (Трактор)

Бьют меня палками, жмут меня камнями,  Держат меня в огненной пещере,

Режут меня ножами. За что меня так губят? За то, что любят. (Хлеб)

Круглобок и маслян он, В меру крут, посолен, —

Пахнет солнечным теплом, Пахнет знойным полем. (Хлеб)

Вот он – Тёплый, золотистый. В каждый дом, На каждый стол.

Он пожаловал – пришёл. В нем– Здоровье, наша сила, В нем – чудесное тепло.

Сколько рук его растило, Охраняло, берегло! (Хлеб)

В печь сперва его сажают, А как выйдет он оттуда, То кладут его на блюдо.

Ну, теперь зови ребят! По кусочку все съедят. (Пирог)

Педагог : Чтение стихотворения

«Хлеб» автор:  Ольга Стратонович

Прожить не трудно без котлет,

Кисель не часто нужен,

Но плохо, если хлеба нет

В обед, на завтрак, в ужин.

Он – царь еды, хоть скромен вид.

От древности доныне

Средь блюд различных хлеб стоит

В почете посредине.

Ему десятки тысяч лет.

Веками бились люди,

Пока не стал таким наш хлеб,

Каким лежит на блюде.

Его найдешь ты на столе

У римлян и у грека,

В войну, в годину лютых бед,

Спасал хлеб человека.

И ныне кормит хлеб людей —

Врачей, солдат, рабочих.

И этот дар земли своей

Должны беречь мы очень!

 

Педагог : из истории

Ученые полагают, что хлебу свыше 15 тыс. лет. Правда в давние времена хлеб мало напоминал нынешний и представлял собой плотные поджаренные куски зерновой массы.5 -6 тыс. лет назад в Древнем Египте произошло как бы второе рождение хлеба.Там научились разрыхлять тесто способом брожения. Искусство приготовления «кислого хлеба» от египтян перешло к грекам. Большим лакомством считался разрыхленный пшеничный хлеб и в Древнем Риме. Там появились довольно крупные пекарни, в которых  мастера выпекали разнообразные сорта хлеба. На Руси секретом приготовления дрожжевого теста владели с незапамятных времен, и хлеб пекли практически в каждом доме. Несколько веков назад возникла специализация хлебных дел  мастеров: появились хлебники, пирожники, пряничники, блинники, калачники. Со временем возникают другие блюда с  использованием муки.

Просмотр видео «Как получается хлеб?»

Пословицы о хлебе

В устном творчестве русского народа, упоминание хлеба встречается часто. Это неудивительно, с давних пор он употреблялся в пищу, от того, насколько богат был урожай, зависела судьба людей до следующей жатвы.

— Хлеб – всему голова

— Хлеб – наше богатство

— Без хлеба нет обеда

— Будет хлеб – будет обед

— Хлеб-соль кушай, а добрых людей слушай

— Хлеба ни куска – в горнице тоска

— Хлеб – всей жизни голова

— Хлеб – батюшка, вода – матушка

— Густые хлеба в поле – будет и на столе хлеба вволю

— Не трудиться – хлеба не добиться

— Без труда хлеб не родится никогда

— Не всяк пашню пашет, а всяк хлеб ест

— Без золота проживешь, а без хлеба – нет

— Хлеб в пути не тягость

— Пот на спине – так и хлеб на столе

— Жнут летней порой, а жуют холодной зимой 

— Хлеб с солью не бранится

— Хлеб сердце человеку укрепит

— Ржаной хлебушко – калачу дедушка

— Каша – мать наша, а хлеб – кормилец

— Хлеб на стол, так и стол – престол;   а хлеба ни куска, и стол – доска

—  Оторванный ломоть к хлебу не приставишь

— Сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь

— Покуда есть хлеб да вода, все не беда

— Хлеба нет – корочка в честь

Педагог: Заключительное слово

Не напрасно народ с давних пор и поныне

Хлеб насущный зовет Самой первой святыней.

Золотые слова забывать мы не вправе:

«Хлеб всему голова!» — В поле, в доме, в державе!

Педагог : логическое задание : Детям раздаются карточки с буквами, записанными обратным способом, они  должны попробовать прочитать слова , в правильном порядке (справа на лево) и  узнать, что добавляют в муку, чтобы получились вкусные сдобные булочки, душистые батоны и мягкие плюшки.
АДОВ ЬЛОС ИЖЖОРД РАХАС
(вода, соль, дрожжи, сахар)

Педагог: Конкурс рисунка на тему «Хлеб, изделия из муки»

Педагог раздаёт заготовленные заранее шаблоны, дети раскрашивают их цветными карандашами, фломастерами.

ссылка на используемые источники информации:

http://allforchildren.ru/kidfun/proverb_labour.php

https://www.youtube.com/watch?v=3U8KB0nXp-Q

http://www.stihi.ru/2009/11/26/643

http://drujhnaia.blogspot.ru/2012/10/blog-post_16.html

http://iplayer.fm/q/%D0%BF%D1%80%D1%8F%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%B0/

http://pochemu4ka.ru/publ/po_avtoram/kravchenko_elena_stikhi_dlja_detej/277