Автор: Фаткуллина Анна Павловна – воспитатель старшей группы МБДОУ – детского сада №84 г.Улан-Удэ
Экологический проект «Песок и вода» предназначен для занятий с детьми старшей группы.
По количеству участников проект является коллективным.
Проект является долгосрочным, так как реализуется в течение 1 месяца (середина июнь-июль)
Целью данного проекта является раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации в современных условиях. Данный проект необходим педагогу, детям, родителям. Предлагает уникальный способ снятия внутреннего напряжения, что позволяет повысить уверенность в себе и открыть новые пути развития, дает возможность восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира, прикоснуться к глубинному, подлинному Я.
Постановка проблемы. Первые социальные игры ребенка возникают в песочнице. Строя на песке, ребенок выражает мир своей души, полный фантазий и реальности. Личность каждого ребенка уникальна. Создание условий «Песок – вода» – одна из тех техник, которая позволяет раскрыть эти способности.
Песок – символ бессознательного, символ принимающего (напоминает маму). Это материнский символ. Демократичный материал, он позволяет работать с собой каждому и даже тому, кто не обладает особым художественным даром, а потому боится оценки и отказывается рисовать, успешно забирает в себя негативную энергию, более того, трансформирует агрессию в положительные заряды.
Вода (оксид водорода) – прозрачная жидкость, не имеющая цвета (в малом объёме), запаха и вкуса. Вода имеет ключевое значение в создании и поддержании жизни на Земле, в химическом строении живых организмов, в формировании климата и погоды. Вода издает различные звуки, включая капель, приятное журчание, успокаивающий шум ручья или прибоя, могучий грохот прилива и штормовых волн. «Любая вода символизирует Великую Мать и ассоциируется с рождением, женским началом, вселенским чревом, первичной материей, водами плодородия и обновления, а также с основой жизни». В работе с детьми часто используют воду, это позволяет развивать у них, мышление. Вода всегда оживляет что-то.
Цель: раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации.
Задачи:
– развитие мелкой моторики руки и тактильных ощущений;
– развитие фантазии, творчества, воображения;
– стабилизация положительного эмоционального фона;
– коррекция психических процессов и развитие связной речи.
Тип проекта – познавательно-творческий.
Участники проекта — дети, родители, воспитатель.
Ожидаемые результаты:
— развитие у ребенка фантазии, эмоциональности
— активизация словарного запаса
— расширение знаний детей о свойствах воды и песка и их роли в окружающем мире
— накопление детьми эмоционального позитивного опыта общения с природой;
— сотрудничество родителей, педагога и детей в реализации проекта
— получение удовольствия от выполненной работы в коллективе.
Этапы проекта:
Подготовительный этап.
Постановка целей и разработка содержания учебно-воспитательного процесса в рамках проекта. Накопление информации по теме проекта.
Проводились беседы, занятия, привлекались родители к участию в проекте (приобретение материалов проекта – формочки для песка, совочки, ведерки, леечки, ситечки, тазы).
Вместе с детьми в холодное время года проводились:
- Опыты с песком и водой («Песок сухой и мокрый», «Вкус воды», «Вода прозрачная и мутная», «Рассматривание песчинок через лупу», «Протекание воды через песочный фильтр» и т.п.)
- Игры с песком и водой в тазах.
- Занятия – «Песок и глина», «Водичка-водичка, умой моё личико»
- Рисование «Дождь»
- Лепка «Капельки»
- Чтение сказок, потешек о воде.
- Подвижные игры «Солнышко и дождик», «Тучка и капельки», «Капельки ходят по кругу», «Песчаные фигуры».
- Пальчиковые игры – упражнения с водой.
Собрана картотека «Опыты и эксперименты», «Эксперименты с водой».
Деятельный этап
После установления теплой погоды опыты с водой и песком переносятся на игровую площадку. Перед выходом на прогулку с детьми проводятся беседы. Выясняется их представления о свойствах воды и песка, их отношения к ним.
На прогулке:
- Определяем состояние погоды (нет ли дождя, светит ли солнце?)
- Выясняем, какой сегодня песок в песочнице (сырой или сухой)
- Трогаем песок в тени и на солнце (где теплый, а где холодный?)
- Выносим предположения – получатся ли сделать фигурки при помощи формочек? Что нужно сделать, чтобы получилось?
- Проведение опыта по сыпучести сырого и сухого песка (через мельницу). Определяем, что сухой сыпется, потому, что песчинки не склеиваются от воды.
- Помещение готовых фигурок в тень и на солнце, с последующим наблюдением за их состоянием на следующий день.
В совместной деятельности:
- Предложить нарисовать или слепить фигурки, которые получились из песка.
- Рисование на песке
- Конструирование песочницы.
Заключительный (обобщающий) этап
В основе заключительного этапа лежит итоговое развлечение «Песок и вода – лучшие наши друзья». Дети закрепили знания о свойствах воды и песка. Они могут сами научить младших детей делать фигурки из песка, рассказать им о том, как лучше это получится.
- Проект по патриотическому воспитанию детей «Ты вспоминаешь Родину такую, какой ее ты в детстве увидал» (50%)
- Конспект Совместной организованной деятельности педагога и детей (50%)
- «Загадки про домашних животных» (50%)
- «Загадочки про козявочек!» (50%)
- «Дидактические игры по развитию речи» (50%)
- Образовательная область «Речевое развитие» (RANDOM - 50%)