Гущина Галина Григорьевна, учитель начальных классов, МОБУ ООШ №19.
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности младших школьников общеинтеллектуального направления «Занимательная математика» составлена на основе программы по внеурочной деятельности Е.Э.Кочуровой «Занимательная математика» (Сборник программ по внеурочной деятельности: 1-4 классы /под ред. Н.Ф.Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2011) в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения.
Цели: трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путём совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития; формирование элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения.
Задачи:
-знакомство с оригинальными путями рассуждений,
-овладение элементарными навыками исследовательской деятельности,
-развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески.
Место занятий внеурочной деятельности в учебном плане.
Программа факультатива «Занимательная математика» рассчитана на 4 года обучения, для детей 7-10 лет, реализуется программа в общеобразовательном учреждении во внеурочное время в объёме 34 часа в год с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 30-35 минут.
Планируемые результаты
Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются: развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера; развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека; воспитание чувства справедливости, ответственности; развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты
Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания. Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы. Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками. Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами. Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его. Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии. Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения. Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием. Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи. Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи. Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия. Воспроизводить способ решения задачи. Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием. Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные. Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи. Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).
Предметные результаты
Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения. Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму). Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже. Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции. Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции. Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции. Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием. Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии. Анализировать предложенные возможные варианты верного решения. Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток. Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать по строенную конструкцию с образцом.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятия | Кол. ч. | Содержание | Дата |
1 | Математика — это
интересно |
1 | Решение нестандартных задач. Игра «Муха» («муха» перемещается по командам «вверх, «вниз», «влево», «вправо» на игровом поле 3х3 клетки). | 3.09 |
2 | Танграм: древняя
китайская головоломка. |
1 | Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Проверка выполненной работы. | 10.09 |
3 | Путешествие точки. | 1
|
Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью «шагов» ( по алгоритму). | 17.09 |
4 | Игры с кубиками. | 1 | Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль. | 24.09 |
5 | Танграм: древняя
китайская головоломка. |
1 | Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление картинки, представленной в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы. | 1.10 |
6 | Волшебная линейка | 1 | Шкала линейки. Сведения из истории математики: история возникновения линейки. | 8.10 |
7 | Праздник числа 10 | 1
|
Игры «Задумай число», «Отгадай задуманное число». Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. | 15.10 |
8 | Конструирование многоугольников из деталей танграма | 1 | Составление многоугольников с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление многоугольников, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы. | 22.10
|
9 | Игра-
соревнование «Веселый счёт» |
1
|
Найти, показать и назвать числа по порядку (от 1 до 20). Числа от 1 до 20 расположены в таблице (4 х5) не по порядку, а разбросаны по всей таблице. | 29.10 |
10 | Игры с кубиками. | 1 | Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль. | 12.11 |
11
12 |
ЛЕГО-
конструкторы. |
2
|
Знакомство с деталями конструктора, схемами-инструкциями и алгоритмами построения конструкций. Выполнение постройки по собственному замыслу. | 19.11
26.11 |
13 | Весёлая геометрия | 1 | Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. | 3.12 |
14 | Математические игры | 1 | Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10»; «Вычитание в пределах 10». | 10.12 |
15
16 |
«Спичечный» конструктор | 2
|
Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной работы. | 17.12
24.12 |
17 | Задачи-смекалки. | Задачи с некорректными данными.
Задачи, допускающие несколько способов решения. |
14.01 | |
18 | Прятки с фигурами | 1
|
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Работа с таблицей «Поиск треугольников в заданной фигуре»6 | 21.01 |
19 | Математические игры | 1
|
Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10»; «Сложение в пределах 20»; «Вычитание в пределах 10»; «Вычитание в пределах 20». | 28.01 |
20 | Числовые головоломки | 1 | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). | 4.02 |
21
22 |
Математическая карусель. | 2
|
Работа в «центрах» деятельности: «Конструкторы», «Математические головоломки», «Занимательные задачи». | 11.02
18.02 |
23 | Уголки | 1 | Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по собственному замыслу. | 4.03 |
24 | Игра в магазин. Монеты. | 1 | Сложение и вычитание в пределах 20. | 11.03 |
25 | Конструирование фигур из деталей танграма | 1 | Составление фигур с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. | 18.03 |
26 | Игры с кубиками. | 1 | Сложение и вычитание в пределах 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). | 1.04 |
27 | Математическое путешествие. | 1
|
Сложение и вычитание в пределах 20. Вычисления в группах. 1-й ученик из числа вычитает 3; второй — прибавляет 2, третий -вычитает 3, | 8.04 |
28 | Математические игры | 1 | «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Гонки с зонтиками». | 15.04 |
29 | Секреты задач | 1 | Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач. | 22.04 |
30 | Математическая карусель. | 1
|
Работа в «центрах» деятельности: Конструкторы. Математические головоломки. Занимательные задачи. | 29.04 |
31 | Числовые головоломки | 1 | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). | 6.05 |
32 | Математические игры | 1 | Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 20»; «Вычитание в пределах 20». | 13.05 |
33 | Выявление уровня развития познавательных способностей | 2 | Тестовые задания, логические игры. | 20.05
26.05 |
- Мероприятие «Безопасность в сети Интернет» (50%)
- План-конспект мероприятия «Семья. Семейные традиции и обычаи» (5-7 классы) (50%)
- Конспект занятия коррекционной школы VIII вида (50%)
- Паспорт проекта для детей коррекционной школы VIII вида (50%)
- Воспитание нравственности и духовности у воспитанников с ОВЗ через вовлечение в фотодеятельность (50%)
- «Дружба и что мешает нам дружить?" (RANDOM - 50%)