«Занимательная математика в 1 классе»

Гущина Галина Григорьевна, учитель начальных классов, МОБУ ООШ №19.

Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности младших школьников  общеинтеллектуального направления «Занимательная математика»  составлена на основе программы по внеурочной деятельности Е.Э.Кочуровой «Занимательная математика» (Сборник  программ по внеурочной деятельности: 1-4 классы /под ред. Н.Ф.Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2011) в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного  стандарта второго поколения.

Цели: трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путём совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития; формирование элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения.

Задачи:

-знакомство с оригинальными путями рассуждений,

-овладение элементарными навыками исследовательской деятельности,

-развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески.

Место занятий  внеурочной деятельности в учебном плане.

Программа факультатива «Занимательная математика»  рассчитана на 4 года обучения, для  детей 7-10 лет, реализуется программа в общеобразовательном учреждении во внеурочное время в объёме 34 часа в год с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 30-35 минут.

Планируемые результаты

Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются: развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера; развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека; воспитание чувства справедливости, ответственности; развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты

Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания. Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы. Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками. Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами. Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его. Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии. Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения. Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием. Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи. Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи. Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия. Воспроизводить способ решения задачи. Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием. Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные. Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи. Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).

Предметные результаты

Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения. Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму). Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже. Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции. Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции. Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции. Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием. Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии. Анализировать предложенные возможные варианты верного решения. Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток. Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать по строенную конструкцию с образцом.

Календарно-тематическое планирование

Тема занятия Кол. ч. Содержание Дата
1 Математика — это

интересно

1 Решение нестандартных задач. Игра «Муха» («муха» перемещается по командам «вверх, «вниз», «влево», «вправо» на игровом поле 3х3 клетки). 3.09
2 Танграм: древняя

китайская

головоломка.

1 Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Проверка выполненной работы. 10.09
3 Путешествие точки. 1

 

Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью «шагов» ( по алгоритму). 17.09
4 Игры с кубиками. 1 Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль. 24.09
5 Танграм: древняя

китайская

головоломка.

1 Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление картинки, представленной в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы. 1.10
6 Волшебная линейка 1 Шкала линейки. Сведения из истории математики: история возникновения линейки. 8.10
7 Праздник числа 10 1

 

Игры «Задумай число», «Отгадай задуманное число». Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. 15.10
8 Конструирование многоугольников из деталей танграма 1 Составление многоугольников с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление многоугольников, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы. 22.10

 

9 Игра-

соревнование «Веселый счёт»

1

 

Найти, показать и назвать числа по порядку (от 1 до 20). Числа от 1 до 20 расположены в таблице (4 х5) не по порядку, а разбросаны по всей таблице. 29.10
10 Игры с кубиками. 1 Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль. 12.11
11­

12

ЛЕГО-

конструкторы.

2

 

Знакомство с деталями конструктора, схемами-инструкциями и алгоритмами построения конструкций. Выполнение постройки по собственному замыслу. 19.11

26.11

13 Весёлая геометрия 1 Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. 3.12
14 Математические игры 1 Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10»; «Вычитание в пределах 10». 10.12
15­

16

«Спичечный» конструктор 2

 

Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной работы. 17.12

24.12

17 Задачи-смекалки.   Задачи с некорректными данными.

Задачи, допускающие несколько способов решения.

14.01
18 Прятки с фигурами 1

 

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Работа с таблицей «Поиск треугольников в заданной фигуре»6 21.01
19 Математические игры 1

 

Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10»; «Сложение в пределах 20»; «Вычитание в пределах 10»; «Вычитание в пределах 20». 28.01
20 Числовые головоломки 1 Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). 4.02
21­

22

Математическая карусель. 2

 

Работа в «центрах» деятельности: «Конструкторы», «Математические головоломки», «Занимательные задачи». 11.02

18.02

23 Уголки 1 Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по собственному замыслу. 4.03
24 Игра в магазин. Монеты. 1 Сложение и вычитание в пределах 20. 11.03
25 Конструирование фигур из деталей танграма 1 Составление фигур с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. 18.03
26 Игры с кубиками. 1 Сложение и вычитание в пределах 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). 1.04
27 Математическое путешествие. 1

 

Сложение и вычитание в пределах 20. Вычисления в группах. 1-й ученик из числа вычитает 3; второй — прибавляет 2, третий -вычитает 3, 8.04
28 Математические игры 1 «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Гонки с зонтиками». 15.04
29 Секреты задач 1 Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач. 22.04
30 Математическая карусель. 1

 

Работа в «центрах» деятельности: Конструкторы. Математические головоломки. Занимательные задачи. 29.04
31 Числовые головоломки 1 Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). 6.05
32 Математические игры 1 Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 20»; «Вычитание в пределах 20». 13.05
33 Выявление уровня развития познавательных способностей 2 Тестовые задания, логические игры. 20.05

26.05