Степанова Оксана Александровна, воспитатель, МБ ДОУ Детский сад №15, г. Новокузнецк.
Современный ребенок, начиная с младенчества, постоянно общается с высокими технологиями и, в конце концов, начинает разбираться в них уже к школьному возрасту лучше, чем родители. С самого раннего возраста — их влечет новизна, возможность поиграть в самые разные необычные игры. В самом деле, для ребенка это — «необычная игрушка», которая захватывает и увлекает, помогает развиваться и обучаться. Но она имеет как свои очевидные «плюсы», так и опасные «минусы».
«Плюсы»
Начнем с положительного влияния:
— Развивает мелкую моторику и быстроту реакции, во время игр у ребенка развивается внимание и память. Использование компьютеров может улучшить эмоциональное состояние, ловкость рук и способствовать компьютерной грамотности. Освоение игры разовьет уверенность в себе и зрительно-моторную координацию.
— Развивает творческие способности, логическое и образное мышление.
Любая игра подталкивает ребенка мыслить логически, делать выводы из всего, что происходит, а также добиваться поставленной цели.
— Помогает стимулировать чувства и воображение, улучшает их общее состояние. Некоторое применение может способствовать развитию понимания иностранной речи, изучению звуков и речи.
— Стимулирует когнитивное обучение и оказывать влияние на развитие аналитических навыков.
— Помогает развивать математические знания, а также мотивацию для достижения целей.
Например, детям необходимо следовать инструкциям, решать сложные проблемы и использовать логику во многих играх, которые сейчас популярны. Такой опыт будет полезен для ребенка.
Согласитесь что ребенок, который хорошо разбирается в современных технологиях, будет чувствовать себя среди сверстников более уверенным, к тому же в игре можно изучить практически все, а главным для маленьких детей является именно игра, только в игровой форме можно повлиять на ребенка и заставить его выучить, предположим, цифры или буквы.
«Минусы»
— Полное овладение виртуальной реальности сознанием ребенка, появление игровой зависимости.
— Возникновение состояния страха, нервозности из-за его стремления, во что бы то ни стало победить, добиться желаемого результата.
— Проявление агрессии к окружающим — на это могут спровоцировать игры агрессивного характера («стрелялки» типа «убей их всех»).
— Отрицательное влияние на физическое развитие и состояние ребенка — гиподинамия, нарушение осанки, ухудшение зрения.
Что же нужно предпринять, чтобы избежать негативных последствий общения ребенка со своей компьютерной «игрушкой»? В первую очередь — ограничить время его пребывания за компьютером и установить ряд жестких правил. Вот они:
Непрерывное время работы с компьютером для детей 5-7лет
(СанПин 2.4.1.2660-10)
В возрасте 5-6лет. Не более 3 раз в неделю: вторник, среда, четверг.
Продолжительность НОД 10мин, 1 раз в день.
В возрасте 6-7лет. Не более 3 раз в неделю: вторник, среда, четверг.
Продолжительность НОД 15мин, 1 раз в день.
Возраст |
|||
Кол-во НОД
в течении дня |
Кол-во раз в неделю,
дни недели |
Продолжи-тельность
НОД |
|
5-6лет | 1 | Не более 3 раз
в неделю, вторник, среда, четверг.
|
10мин. |
6-7лет | 1 | 15мин. |
Для детей, имеющих хроническую патологию, частоболеющих (более 4 раз в год, после перенесенных заболеваний в течение 2 недель продолжительность непосредственно образовательной деятельности с использованием компьютера должна быть сокращена длядетей 5 лет до 7 минут, для детей 6 лет — до 10 мин
— В компьютерные игры лучше играть в первой половине дня.
— Обеспечьте в комнате, где установлен компьютер, хорошее освещение и мебель, соответствующую росту вашего малыша.
— Строго следите за расстоянием от монитора до глаз ребенка — оно должно быть не меньше 60 см!
— Не менее внимательно следите и за его осанкой, когда малыш за компьютером.
— Приучите его после компьютерных игр или занятий регулярно делать небольшую зарядку для глаз.
Зрительная гимнастика для глаз.
«Веселый мяч».
Веселый мяч помчался вскачь.
(Дети смотрят вдаль.)
Покатился в огород,
Докатился до ворот,
(Смотрят на кончик носа, вдаль.)
Покатился под ворота,
(Смотрят вниз.)
Добежал до поворота.
(Выполняют круговые движения глазами.)
Там попал под колесо.
Лопнул, хлопнул – вот и все.
(Закрывают глаза.) Повторить 3-4раза
— После компьютерной игры ребенку рекомендуется позаниматься физическими упражнениями и играми.
Эти нехитрые правила позволят избежать всех тех неприятностей, которые перечислены выше. При правильном подходе общение вашего чада с компьютером принесет только пользу. Во-первых, он хорошо овладеет навыками работы с этой техникой, что, конечно, пригодится ему в будущем. Во-вторых, современные обучающие программки, которые можно купить или скачать из интернета, позволят ему в игровой форме постичь азы самых разных знаний и наук, от геометрии до иностранных языков, еще больше разовьют моторику рук при рисовании (например, в известной программе Paint), пойдут на пользу и образному, и логическому мышлению.
Если вы не хотите чтобы ваш ребенок стал психологически зависим от «умных машин», больше проводите время в кругу семьи, общайтесь с вашими детьми, ходите с ними на прогулки, играйте, научитесь вместе кататься на роликах или велосипеде, сходите в бассейн.
Одним словом дарите ребенку свою любовь, не стоит отмахиваться от малышей, усаживая их за игры на долгое время, вы рискуете в результате получить психически неуравновешенного и физически плохо развитого подростка, а далее и взрослого человека.
Подытоживая, скажем: компьютер может стать хорошим другом и помощником вашего малыша, но только при вашем контроле и внимании!
- Сценарий для агитбригады ДОУ по ПДД «Приключение в детском саду» (50%)
- Конспект НОД в средней группе «Светофор» (50%)
- Консультация для родителей. «Как провести выходной день с ребенком» (50%)
- «Откуда берутся болезни». (50%)
- «Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах» (50%)
- Конспект развлечения по ПДД «Торопыжкин велосипедист» для детей среднего дошкольного возраста (RANDOM - 50%)