«Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности краткосрочного курса кружка «Музыкальная мозаика»

Денисова Елена Владимировна, учитель музыки Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «СОШ №2 г. Осы»

Пояснительная записка

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы   определяют содержание образовательной области  «Искусство» по предмету «Музыка».

  1. Актуальность.

Необходимость введения музыкального искусства во внеурочной деятельности обусловлено тем, что оно является весьма действенным средством духовно-нравственного и эстетического воспитания. Приобщение к музыке наиболее естественно происходит в активных формах совместного музицирования, которое должно составлять фундамент для музыкального воспитания детей  младшего  школьного возраста. Не все дети талантливые,   но все способные. Игра на детских музыкальных инструментах не только приобщает детей к занимательному и сложному музыкальному исполнительству, но и хорошо подготавливает и влияет на всестороннее развитие личности, имеет большое воспитательное и образовательное значение, рождает уверенность в свои возможности у детей, а значит, активизируется интерес к занятиям музыкой.

Целью  программы курса является обучение детей подбору мелодий по слуху и игре на детских музыкальных инструментах (в ансамбле, оркестре)

Музыкальный репертуар программы составляют произведения классической, современной и народной музыки.

Новизна: программа составлена  в соответствии  с Федеральными государственными требованиями.  Предусматривает дифференцированный личностно-ориентированный подход к каждому ребёнку.

Во-первых, игра на музыкальных инструментах препятствует возникновению у детей барьера неполноценности.                                                                              

Во-вторых, позволяет успешно развивать у детей звуковысотный, тембровый и ладовый слух.

В третьих, совместное музицирование развивает воображение, память, волю, чувство эмпатии, ответственность за общее дело, коллективизм.                                   

  1. Цель и задачи курса.

Целью  курса является воспитание художественного вкуса учащихся и развитие культуры, а также практическая работа над развитием музыкальных способностей детей. Сформировать интерес к общению с оркестровой музыкой, закрепить и обобщить знания учащихся об  оркестре и о роли дирижера в нем.                                     

Задачи:                                                                                                                                   

Образовательные: Определение состава  оркестра, роль дирижера в оркестре, что такое партитура, названия произведений звучавших на занятии. Различать звучание отдельных музыкальных инструментов  оркестра. Участвовать в коллективной исполнительской деятельности игры на музыкальных инструментах.                                                                                                                                                                           Воспитательные: эмоционально-ценностное отношение к музыке.                                         

Развивающие: музыкального слуха, чувства ритма,  музыкальной памяти,  творческого, воображения,  ассоциативного мышления,  творческой активности.                                                                                                                                                                                                                                                                     3. Структура курса:                                                                                                                                                                                1. Музыкально-творческая установка.

  1. Исследование музыкальных инструментов и приёмы игры на них.
  2. Работа над ритмом.
  3. Работа с элементарной оркестровой партитурой.
  4. Работа над ансамблем.
  5. Особенности реализации краткосрочного курса программы.

Программа рассчитана на групповое, краткосрочное обучение игры в оркестре детей  8 лет, срок реализации 1 год. Общий курс занятий по музыкальному искусству во 2 классах, что составляет 34 часа в год и 1 час в неделю (8ч+8+10+8). Группы детей меняются каждую четверть, так ка это модуль. Группа учащихся составляет от 10-15 человек. Состав оркестра определяют сами учащиеся, которые записались, по желанию в разные кружки модуля и меняется  по четвертям:

  1. первая четверть-первая подгруппа учащихся из разных 2 классов
  2. вторая четверть-вторая подгруппа учащихся 2 классов
  3. третья четверть- третья подгруппа учащихся 2 классов
  4. четвёртая четверть-четвёртая подгруппа.

Получается что в течении года,  все учащиеся вторых классов школы попробуют поиграть в оркестре, чтобы самоопределиться что ему ближе, лучше, к душе.

Групповые занятия проводятся по школьному расписанию каждый вторник по 35 минут. Этот краткосрочный курс программы предусматривает основу исполнительской деятельности которого составляет музыкальные инструменты детского оркестра, партию фортепиано исполняет учитель, фонограммы.

Алгоритм работы над  произведением:

  • Слушаем музыкальное произведение.
  • Поём мелодию песни или муз. произведения или потешки на слух.
  • Играем свой вариант, с подбором муз. инструментов.
  • предлагаю мелодию, или звуки вместе подобрать по слуху (на звуковысотных инструментах).
  • Добавляем партии других инструментов.
  • Исполняем разные варианты, меняя партии и меняя инструменты.
  • Раздаю им партии, которые предлагаю исполнить.     Планируемые результаты.

В результате изучения курса  кружка «Музыкальная мозаика», ученик  овладеет следующими предметными результатами:

  1. Приёмами игры на элементарных музыкальных инструментах.
  2. Научатся играть, вместе ориентируясь на дирижёрский жест.
  3. Узнают элементы музыкальной грамоты.
  4. Овладеют и расширят свои навыки игры в оркестре.
  5. Научатся исполнять свою сольную партию в произведении.
  6. Сумеют выразительно исполнять музыкальное произведение.
  7. Участие в исполнении музыкальных произведений на концерте.

    Учёт УУД проводится в следующих формах: фотоотчёт, видеоотчёт,

    концерты, мероприятия, как часть урока.

  1. Структура занятий              

1. Познавательная часть (знакомство с музыкальными терминами и понятиями)                                                                                                               

2. Подготовительная часть (исследование музыкальных инструментов, приёмы игры на музыкальных  инструментах, сюжетно-ролевые игры)                                                                             

3. Репертуар: Л.Книппер «Полюшко-поле», В.Моцарт «Менуэт», С.Рахманинов «Итальянская полька», Р.Шуман «Смелый наездник , Р.Н.П. «Во саду ли, в огороде»,  П.Чайковский  «Камаринская». Репертуар может меняться и дополняться на усмотрение руководителя.                                                                                                     

4.Итог- контроль предусматривает выступление учащихся на мероприятиях и концертах школы, класса, части урока музыки.

  1. Календарно-тематический планирование.
Деятельности учащихся Всего

часов

Практика Теория сроки контроль
             
1 ч

 

Вводное занятие (исследование инструментов, приёмы игры, игра-исполнение песенок-попевок). 1ч (35м.) 25м 10м 06.09;

08.11;

17.01

14.03

 

1 состав

2 состав

3 состав

4 состав

 

Р.н.п. «Во саду ли , в огороде»

(ложки, бубны, свистульки, трещотки, металлофон)

 

25м 10м 13.09;

15.11

24.01

21.03

1 состав

2 состав

3 состав

4 состав

 

П.Чайковский «Камаринская»

(ложки, бубны, свистульки, трещотки, металлофон, треуголник)

25м 10м 20.09;

22.11

31.01

04.04

1 состав

2 состав

3 состав

4 состав

 

Л.Книппер «Полюшко-поле

(Барабаны, треугольники, бубны)

25м 10м 27.09;

29.11

07.02

11.04

1 состав

2 состав

3 состав

4 состав

С.Рахманинов «Итальянская полька»(бубны, металлофон, маракасы, колокольчики)

 

25м 10м 04.10;

06.12

14.02

18.04

1 состав

2 состав

3 состав

4 состав

 

Р.Шуман «Смелый наездник»

(кастаньеты, палочки, ложки, маракасы, бубен, металлофон)

  11.10;

13.12

21.02

25.04

1 состав

2 состав

3 состав

4 состав

 

В.Моцарт «Менуэт»

 

  18.10;

20.12

28.02

02.05

1 состав

2 состав

3 состав

4 состав

 

Повторение партий всего репертуара:

1)Л.Книппер «Полюшко-поле»,

 2)В.Моцарт «Менуэт», 3)С.Рахманинов «Полька»

4)Р.Н.П. «Во саду ли, в огороде»

5) Р.Шуман «Смелый наездник

6) П.И.Чайковский «Камаринская»

  25.10;

27.12

07.03

16.05.

1 состав

2 состав

3 состав

4 состав

9ч. Выступление на уроках, мероприятиях и концертах класса и школы. Показ  опыта работы учащихся для родителей. 30    

 

 

 

  Примерный итог-контроль          
  1 состав:

    Концерт для бабушек и дедушек, посвящённый Месячнику пожилого человека с р.н.п. «Во саду ли, в огороде».

2 состав:

    Новогодняя ёлка

3 состав:

    Нашим мамам.

4 состав: Весенние забавы

       

27.10

 

 

 

 

 

декабрь

 

март

май

Видеоотчёт,

фотоотчёт

  1. Литература:http://old.prosv.ru/ebooks/Kritskaya_Muzika_1-4kl/index.html