Артемова Наталья Николаевна, воспитатель
Программное содержание. Раскрыть перед детьми на конкретных литературных примерах, что бывают хорошие и плохие поступки. Показать, что юный эколог – это ребенок, который любит природу, заботится о живых существах (растениях и животных) в детском саду и дома, создает для них хорошие условия жизни. Материал. Книги-сказки «Лиса, заяц и петух», «Золушка»; кукла в костюме доброй феи с сумочкой (или с корзинкой); стенд «Панорама добрых дел: ребята хотят стать юными экологами»; клей, пластилин, авторучка; модель «Сухое(несчастное) дерево» с набором зеленых листьев из бумаги, которые лежат в сумочке феи. Модель изготавливается на картоне методами аппликации (бумага, ткань, кусочки коры и пр.). Зеленые бумажные листочки раздаются детям, воспитатель надписывает то, что придумал ребенок, и наклеивает на модель. Примерный ход занятия 1-я часть. Воспитатель кратко вводит детей в мир добрых и злых поступков через знакомые литературные примеры. Демонстрируя книгу-сказку «Лиса, заяц и петух», спрашивает у детей, кто в этой сказке сделал доброе дело (заяц – пожалел лису и пустил в избушку), а кто совершил зло (лиса – выгнала зайца из избушки). Кто еще сделал доброе дело (петух – помог зайцу: прогнал лису)? Спрашивает, какие они еще знают сказки, рассказы, где герои совершают добрые и злые дела, обсуждает примеры, приведенные детьми. Напоминает им сказку «Золушка» (демонстрирует книгу), говорит о доброте главное героини, о доброй фее. При этом раздается стук – фея пришла к детям (вносится кукла-фея), она хочет послушать разговор ребят о добрых делах. Воспитатель спрашивает у феи, как сказать, что такое добро, добрые дела. Фея шепчет на ухо, и воспитатель говорит: «Добро – это такие дела и поступки людей, от которых другим становится хорошо, радостно и приятно. Добро – это забота о других. Добро никого не обижает и ничего не разрушает. Добро все равно что солнышко весной: светит, греет, от него все сияет, оживает, всем становится тепло и радостно». 2-я часть. Работа с моделью «Сухое (несчастное) дерево». Воспитатель демонстрирует модель, объясняет, что на бумаге сухое (несчастное) дерево, спрашивает: можно ли ему помочь? Фея говорит, что можно: она принесла волшебные листочки, каждый, кто возьмет их в руки, сразу придумает хорошее дело. Фея раздает детям по одному зеленому листочку, предлагает подумать, как можно помочь дереву. Подумав, дети начинают предлагать: полить, окопать, обрезать сухие ветки, замазать раны, еще раз полить и т.д. Воспитатель берет листочек ребенка, пишет на нем имя и действие, которое он назвал, прикрепляет листочек к дереву (с помощью клея и пластилина). Когда все дети внесут свои предложения, воспитатель обращает их внимание на дерево: она зазеленело, на нем «выросло» много листочков от добрых пожеланий ребят. Сухое дерево от заботы и доброты стало счастливым. Воспитатель говорит: «Вот так и в природе вокруг нас: цветы, деревья, наши питомцы в уголке природы будут хорошо себя чувствовать, если мы к ним будем проявлять доброту, заботиться о них, и порадуют нас красотой и здоровьем». 3-я часть. Воспитатель демонстрирует стенд «Панорама добрых дел», объясняет, что за все хорошие поступки и дела в природе дети получат похвальные очки, которые будут нарисованы значками в пустых клетках против каждого фотопортрета. Далее показывает вертикальные графы-рубрики добрых дел. Спрашивает: что же хорошего для растений и животных дети могут сделать в детском саду и дома? Выслушивает ответы и сообщает, что уже сейчас можно проставить похвальные очки детям-дежурным, которые вчера и сегодня хорошо дежурили в уголке природы. Рисует значки в соответствующих клеточках, рассказывает о других рубриках («Хорошее отношение к растениям и животным дома», «Интересные наблюдения в природе» и пр.). Заводит разговор об акции «Зеленая елочка – живая иголочка»: «Ребята, наступил декабрь. В конце месяца будет замечательный праздник, мы все его очень любим – это Новый год! Так повелось издавна, что Новый год всегда встречали с елкой: ее рубили в лесу, привозили в дом, наряжали, вокруг нее веселились, а после Нового года, когда она засыхала, ее выбрасывали. Раньше в России были громадные леса, елок было очень много. Теперь лесов осталось мало и елок тоже мало. Мы с вами можем помочь сберечь их: нарисуем плакаты о том, чтобы не рубили живые ели, развесим их на улице в разных местах. Праздник в зале у нас будет обязательно с елкой, только не с живой, а с искусственной. Вокруг живой елочки на нашем участке (или в ближайшем лесу) мы тоже устроим праздник, но рубить ее не будем. Рисовать плакаты, развешивать их, не просить у мамы и папы купить живую елку – это тоже добрые дела. Все, кто будет принимать в них участие, заработают похвальные очки». Воспитатель показывает в «Панораме добрых дел» рубрику «Изготовление плакатов» и др. В заключение занятия воспитатель говорит: «Каждый из вас сможет сделать много добрых дел в природе: в декабре, январе, феврале и далее. Вы станете настоящими друзьями природы, а к апрелю – юными экологами: будете много знать о природе и часто делать хорошие дела». Воспитатель спрашивает у куклы-феи, одобряет ли она их задумки. Фея хвалит, радуется и говорит, что она будет иногда приходить к ребятам и интересоваться их добрыми делами.
Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: методика работы с детьми подготовительной. Группы дет. сада: пособие для воспитателя дошк. образоват. Учреждения/ С.Н. Николаева. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2005. – 144 с.
- КВН «Юный защитник природы» (50%)
- «Царица Вода в гостях у ребят» (развлечение для детей подготовительной группы) (50%)
- Родительское собрание по теме: «Учимся любить природу» (50%)
- Экологический праздник в старшей группе «Берегите Волгу-матушку» (50%)
- Отчёт об экологическом воспитании детей 5 лет (50%)
- "Насекомые Красной книгиСаратовской области" (RANDOM - 50%)