«Профессионально-значимые качества педагога по физической культуре и спорту»

Зильберт Оксана Николаевна, преподаватель математики, Гуманитарный колледж КГУФКСТ г. Краснодара

Профессиональное мастерство педагога по физической культуре и спорту определяется его индивидуальными способностями к педагогической деятельности, которые подразделяются на : дидактические, организаторские, перцептивные, коммуникативные, исследовательские, научно-познавательные, академические, речевые, авторитарные.

К основным функциям педагога по физической культуре и спорту относятся : образовательные (передача обучаемым специальных знаний и умений),  воспитательные (формирование нравственных и идейных взглядов), управленческо-организаторские ( организация занятий и соревнований, управление всей спортивной деятельностью обучающихся), проектировочные (планирование учебных нагрузок и результатов, контроль за физическим развитием, планирование уроков), административно-хозяйственные (материальное обеспечение процесса физического воспитания).

По сравнению с преподавателями других специальностей, педагог по физической культуре и спорту работает в особых специфических условиях. По психологическим критериям физического воспитания  их делят на условия физической нагрузки (демонстрация физических упражнений), условия психической напряженности (ответственность за жизнь и здоровье учеников, повышенная нагрузка на речевой аппарат, влияние шумовых эффектов на психическое утомление), условия связанные внешнесредовыми факторами (климатические и погодные условия, санитарно-гигиеническое состояние залов).

Особую важность приобретают личностные качества педагога, которые становятся профессионально значимыми предпосылками создания благоприятных отношений в учебно-воспитательном процессе. В списке этих качеств гуманизм, любовь к детям, спортивный профессионализм, умение быть примером, доброта, терпеливость, порядочность, честность, ответственность, справедливость, обязательность, объективность, уважение к людям, высокая нравственность, оптимизм, самоконтроль, целеустремленность, любовь к профессии, воображение, эмоциональная уравновешенность, доброжелательность,  дружелюбие, принципиальность, отзывчивость, эмоциональная культура и многие другие.

Высокий уровень профессиональной педагогической направленности зависит от качественной особенности структуры личности педагога, формируемой в процессе освоения учебных дисциплин всестороннего направления.