Каленова Ирина Альфредовна, учитель-логопед, г. Новосибирск
К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР), относится формирование у них связной монологической речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.
Речевое творчество дошкольников — наиболее сложный вид самостоятельной деятельности, требующей взаимодействия целого ряда психических функций.Проблема формирования творческих рассказов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР до сих пор актуальна, поскольку именно это направление в развитии связной речи осваивается с большим трудом. Системность недоразвития речи у данной категории детей, особенности и отставание в развитии всех функций, а именно творческого воображения и абстрактного мышления, существенным образом влияют на развитие речевого творчества.
Анализ творческих рассказов детей подготовительных групп компенсирующей направленности (ОВЗ, ОНР, III уровень речевого развития) выявил следующее:
— стойкие затруднения при воссоздании воображаемой ситуации;
— огромные трудности при выборе воображаемых героев или их придумывании самостоятельно;
— отображение примитивных действий героев, событий, характеризуемых обиходно-бытовым уровнем;
— возникновение изобретательских идей только с помощью вопросов- подсказок в процессе обучения;
— отсутствие образных средств и оценочных суждений, завершающих замысел;
— нарушение линейной последовательности и логичности сюжетного изложения.
Дети с ОНР решают мыслительные задачи с с помощью внешних средств, наглядный материал они усваивают лучше вербального (Т.В.Егорова, А.Н. Леонтьев). В связи с этим для обучения их рассказыванию наиболее приемлемы методы мнемотехники.
Мнемотехника – система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об окружающем мире, эффективное запоминание текстов, сохранение и воспроизведение информации, развитие речи. Это графическое или частично графическое изображение персонажей, явлений, действий. Главное – всё изображенное должно быть понятно детям. Мнемотехника основана на установлении ассоциаций. В коррекционной педагогике её называют по разному: сенсорно-графическими схемами (В.К. Воробьёва), предметно-схематическими моделями (Т.А. Ткаченко), блоками-квадратами (В.П. Глухов), коллажем (Т.В. Большова), схемой составления рассказа (Л.Н. Ефименкова).
Данная технология представляет собой синтез двух взаимодополняемых и взаимостимулируемых деятельностей в дошкольном детстве — изобразительной и речевой. Суть ее в использовании графических моделей — рисунков (изографов), выполняемых самим ребенком в заданном коррекционном контексте (рисунок-схема сюжетного рассказа, рассуждение, стихотворение, сказка, описательный рассказ, сложные обороты, фразеологизмы, фрагменты текста, план пересказа). Синтез продуктивных видов деятельности, в частности рисования в качестве наглядной модели, усиливает эффективность логопедического воздействия, направленного на формирование связной речи у дошкольников с ОНР. Использование знаково-символической стороны рисования в коррекционных целях обосновано в работах, посвященных проблеме знаковости, символичности изобразительной деятельности. Один из вариантов решения этой проблемы — признание моделирующего характера детских видов деятельности и рисования в частности.
Использование изографического моделирования при обучении детей с ОНР творческому рассказыванию позволяет решать следующие задачи:
— поддерживать интерес при имеющейся быстрой утомляемости и сокращать время обучения;
— развивать грамматическую и лексическую стороны речи, звукопроизношение;
— способствовать усвоению норм смысловой и синтаксической связи между предложениями в составе текста и соответствующих языковых средств выражения;
— упражнять в речевой практике как основе усвоения элементарных закономерностей языка, освоения его как средства общения;
— учить выстраивать последовательность (план) изложения высказывания, что в дальнейшем способствует возникновению планирования собственной деятельности;
— развивать навыки контроля и самоконтроля за построением связных высказываний;
— формировать способности видеть главные свойства и признаки предметов, применяя графическую аналогию, что позволяет связно высказываться, не пропуская основных деталей предметов, и осознать процесс построения текста, осмыслить его содержание;
— облегчать и ускорять процесс запоминания и усвоения материала, формировать приёмы работы с памятью, что позволяет расширять её объём, способствует переводу из кратковременной в долговременную, сохранению в памяти поступившей информации;
— формировать основные психические процессы – зрительную и слуховую память, внимание, воображение, восприятие, ассоциативное и образное мышление;
— развивать технику речи: дикцию, дыхание, смысловые ударения, фразовую речь, этические и нравственные понятия;
— способствовать проявлению эмоций и раскрепощению перед аудиторией;
— развивать выразительность связной речи.
Работа с дошкольниками состоит из двух этапов: обучающего и практического (создание изографической модели самим ребёнком).
На первом этапе дети знакомятся с готовымимнемотаблицами, их назначением. Параллельно ведётся работа по развитию высших психических функций, мелкой моторики, координации речи и движения.
Содержание работы включает:
— рассматривание таблиц и разбор изображенных фрагментов;
— пересказ текста с опорой на символы (образы);
— игры с разрезными готовыми фрагментами мнемотаблиц.
— заучивание скороговорок по готовыми составленным самостоятельно из готовых фагментовмнемодорожкам.
Н этом этапе для развития мнемических способностей детей используются самые разнообразные игры и упражнения.
На втором этапе дети сами придумывают творческие рассказы (сюжет, воображаемых действующих лиц, события) с опорой на тему.
На данном этапе используются следующие игры и упражнения: игры-комиксы, книжки-малышки, «мой дневник», «точечные сказки», письма, изографы-рассуждения.
Анализ творческих рассказов после проведённой совместной деятельности выявил улучшение качественной стороны монологической речи, а самое главное — разнообразие сюжетных детских замыслов. Большинство детей к концу коррекционного периода самостоятельно, без подсказок придумывали воображаемые ситуации с двумя, тремя героями одушевленного и неодушевленного характера. Содержание рассказов стало более изобретательным, а сюжетная линия добавилась действиями и деталями. Объем рассказов увеличился от 3-4 до 6- 9 предложений. Игровая форма организации детской деятельности позволяет сделать логопедическую работу увлекательной, позитивной и творческой, что непременно обогащает речевую деятельность детей и повышает качество детских рассказов.
Таким образом, использование в работе с детьми групп компенсирующей направленности изографических моделейспособствует развитию всех компонентов речи дошкольников, формированию универсальных учебных действий, а также включению родителей в коррекционно-развивающий процесс ДОО, т.е. является эффективным и незаменимым приёмом работы учителя-логопеда.
- Конспект отрытого занятия в подготовительной к школе группе на тему: «Сундучок тетушки Рассказушки» (50%)
- «Дифференциация звуков Р-Л, Рь-Ль» (50%)
- Конспект занятия: "Звук [Л]" (50%)
- Советы логопеда для родителей по теме : «Домик звуков» вашего ребенка» (50%)
- Конспект итогового занятия в старшей группе для детей 6-го года жизни по теме: «В гостях у Совы — Говорушки» (50%)
- "Профилактика заикания у детей" (советы родителям) (RANDOM - 50%)