«Подготовка к ЕГЭ по русскому языку» (элективный курс для обучающихся 10 и/или 11 классов)

Рымша Надежда Юрьевна,

учитель русского языка и литературы  МБОУ Школы № 22, Самарская область г. о. Самара

 

Пояснительная записка

Данный элективный курс предназначен для учащихся 10 и/или11 классов. Рассчитан на 68 часов в год (2 часа в неделю).

Цель занятий элективного курса по русскому языку в 10-11 классах – подготовка обучающихся к успешной сдаче ЕГЭ.

Задачи:

  • закрепить, углубить и обобщить лингвистические знания;
  • научить применять их на практике.

Подготовка к ЕГЭ проводится последовательно – по заданиям-блокам, вошедшим в КИМы. Таким образом, ведётся систематическое повторение курса русского языка, рассматриваются варианты заданий, сформулированных в соответствии с последними демонстрационными вариантами тестов ЕГЭ.

Предусмотрено использование на занятиях следующих базовых учебников по русскому языку для старших классов и учебных пособий: А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой; В Ф. Грекова, С. Е. Крючкова, Л. А. Чешко; Н. Г. Гольцовой, И. В. Шамшина; Д. Э. Розенталя; А. Д. Дейкиной, Т. М. Пахновой, а также варианты тренировочных тематических тестов, словарные и контрольные диктанты, варианты индивидуальных заданий, которые обучающиеся могут выполнять как на занятиях элективного курса, так и в качестве домашнего задания.

В основе данного элективного курса – элементы блочно-модульной технологии.

Все задания КИМов ЕГЭ по русскому языку подразделены на следующие блоки-модули: 1) «Текст»; 2) «Лексика. Фразеология»; 3) «Орфоэпия»; 4) «Грамматика»; 5) «Орфограммы в корне»; 6) «Орфограммы в приставке»; 7) «Орфограммы в суффиксе»; 8) «Орфограммы в окончании»; 9) «Не – ни с частями речи»; 10) «Слитное, дефисное, раздельное написание»; 11) «Н и НН в частях речи»; 12) «Синтаксис. Пунктуация. Простое предложение»; 13) «Синтаксис. Пунктуация. Сложное предложение»; 14) «Языковые средства выразительности»; 15) «Итоговый контроль».

Задания в каждом блоке-модуле отрабатываются по плану:

  • теоретический материал:
  • Учитель (объяснения: лекция, презентация, ЭОР и др.).
  • Обучающиеся (самостоятельная работа: сообщения, доклады, презентации, плакаты, таблицы, схемы и др.).
  • практический материал:
  • Учитель + обучающиеся (совместная работа: комментированное письмо, диктанты, перфокарты, упражнения, карточки, тесты и др.).
  • Обучающиеся (самостоятельная работа – рефлексия (тесты ЕГЭ).

Особенности контроля: 1) учитель; 2) самоконтроль (по эталону); 3) взаимопроверка (по образцу).

Результаты выполненных заданий блока-модуля заносятся в специальную тетрадь «Мои результаты» (Приложение № 1). По окончании работы с блоком выставляется итоговая отметка обучающимся (также учитывается и самостоятельная работа ученика при изучении и подготовке теоретического материала).

Форма итогового контроля – тестирование ЕГЭ.

В результате изучения элективного курса  «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку» обучающиеся должны:

  • знать основные нормы русского языка (фонетические, орфографические, морфологические, лексические, синтаксические, грамматические);
  • применять полученные знания на практике;
  • быть готовыми к успешной сдаче ЕГЭ.

Надеюсь, что данный элективный курс поможет учителям русского языка в подготовке выпускников к предстоящим экзаменам.

Тематическое планирование

Тема блока-модуля Кол-во часов Возможные виды деятельности Примечание
1 Текст 8    
1.1. Тема. Идея (основная мысль) (задание 1, 20) 2 Лекция. Беседа. Работа с текстом (задания из теста ЕГЭ № 1 и № 20)  
1.2. Текст. Последовательность предложений в тексте (задание 2) 1 Работа с текстом (задание из теста ЕГЭ № 2)  
1.3. Текст. Функционально-смысловые типы и стили речи (задание 21) 2 Презентация. Сообщение. Работа с текстом (задание из теста ЕГЭ № 21)  
1.4. Текст. Средства связи предложений в тексте (задание 23) 1 Работа с текстом (задание из теста ЕГЭ № 23)  
1.5. Контрольная работа: комплексный анализ текста 1 Комплексный анализ текста  
1.6 Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе 1 Работа над ошибками  
2 Лексика. Фразеология 6    
2.1. Лексика. Основные лексические понятия. Лексическое значение слова. Лексические нормы (задание 3, 22) 2 Доклад. Таблица. Работа с текстом (задания из теста ЕГЭ № 3, 22)  
2.2. Основные лексические группы слов. Паронимы (задание 5) 2 Лекция.  Работа с текстом (задание из теста ЕГЭ № 5)  
2.3. Тест по теме «Лексика. Фразеология» 1 Тест  
2.4. Анализ ошибок, допущенных в тесте 1 Работа над ошибками  
3 Орфоэпия 4    
3.1. Орфоэпические нормы (задание 4) 2 Выполнение упражнений. Работа с текстом (задание из теста ЕГЭ № 4). ЭОР  
3.2. Контрольная работы: карточка-тест 1 Выполнение карточек  
3.3. Анализ ошибок, допущенных в карточке-тесте 1 Работа над ошибками  
4 Грамматика 6    
4.1. Морфологические нормы (задание 6) 2 Презентация. Лекция. Работа с текстом (задание из теста ЕГЭ № 6)  
4.2. Синтаксические нормы (задание 7) 2 Презентация. Доклад. Работа с текстом (задание из теста ЕГЭ № 7)  
4.3. Тест «Морфологические и синтаксические нормы» 1 Тест  
4.4. Анализ ошибок, допущенных в тесте 1 Работа над ошибками. ЭОР  
5 Орфография. Орфограммы в корне 4   Приложение № 2
5.1. Безударные гласные. Непроверяемые гласные. Корни с чередованием (задание 8) 2 Объяснительный диктант. Работа с текстом (задание из теста ЕГЭ № 8). ЭОР  
5.2. Контрольный диктант 1 Диктант  
5.3. Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте 1 Работа над ошибками  
6 Орфография. Орфограммы в приставке 4   Приложение № 3
6.1. Приставки на з — с. Неизменяемые приставки. Приставки пре — при. Буквы и-ы после приставок (задание 9) 2 Комментированное письмо. Работа с текстом (задание из теста ЕГЭ № 9)  
6.2. Тест «Орфограммы в приставке» 1 Тест  
6.3. Анализ ошибок, допущенных в тесте 1 Работа над ошибками. ЭОР  
7 Орфография. Орфограммы в суффиксе 3   Приложение № 4
7.1. Правописание суффиксов в частях речи (существительных, прилагательных, глаголах) (задание 10) 1 Лекция. Работа с текстом (задание из теста ЕГЭ № 10)  
7.2. Правописание суффиксов в частях речи (причастиях, деепричастиях) (задание 11) 2 Лекция. Работа с текстом (задание из теста ЕГЭ № 11)  
8 Орфография. Орфограммы в окончании 3   Приложение № 5
8.1. Правописание безударных личных окончаний в глаголах (задание 11) 1 Таблица. Работа с текстом (задание из теста ЕГЭ № 11)  
8.2. Тест «Орфограммы в суффиксе и окончании» 1 Тест  
8.3. Анализ ошибок, допущенных в тесте 1 Работа над ошибками  
9 Орфография. НЕ — НИ с частями речи 2    
9.1. НЕ — Ни с частями речи (существительными, прилагательными, числительными, местоимениями, наречиями, глаголами, деепричастиями, причастиями) (задание 12) 2 Опорный конспект. Работа с текстом (задание из теста ЕГЭ № 12). ЭОР  
10 Орфография. Слитное, дефисное, раздельное написание 4    
10.1. Правописание производных предлогов, союзов, вводных слов, наречий, местоимений (задание 13) 2 Схема. Лекция. Работа с текстом (задание из теста ЕГЭ № 13)  
10.2. Контрольная работа по теме «Не — ни с частями речи. Слитное, дефисное, раздельное написание» 1 Контрольная работа  
10.3. Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе 1 Работа над ошибками. ЭОР  
11 Орфография. Н и НН в частях речи 4    
11.1. Н и НН в частях речи (прилагательных, причастиях, наречиях) (задание 14) 2 Работа с текстом (задание из теста ЕГЭ № 14). ЭОР  
11.2. Контрольная работа: перфокарта 1 Выполнение перфокарты  
11.3. Анализ ошибок, допущенных в перфокарте 1 Работа над ошибками  
12 Синтаксис. Пунктуация. Простое предложение 7    
12.1. Знаки препинания в простом предложении с однородными членами и двойными союзами (задание 15) 2 Работа с текстом (задание из теста ЕГЭ № 15)  
12.2. Знаки препинания в простом предложении с обособленными членами (причастными и деепричастными оборотами) (задание 16) 2 Работа с текстом (задание из теста ЕГЭ № 16)  
12.3. Знаки препинания в простом предложении с вводными словами и вводными предложениями (задание 17) 1 Работа с текстом (задание из теста ЕГЭ № 17)  
12.4. Контрольный диктант 1 Контрольная работа  
12.5. Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте 1 Работа над ошибками. ЭОР  
13 Синтаксис. Пунктуация. Сложное предложение 6    
13.1 Знаки препинания в сложноподчинённом предложении (задание 18) 2 Работа с текстом (задание из теста ЕГЭ № 18)  
13.2. Знаки препинания в сложном предложении с различными видами связи (задание 19) 2 Работа с текстом (задание из теста ЕГЭ № 19)  
13.3. Тест «Сложное предложение» 1 Тест  
13.4. Анализ ошибок, допущенных в тесте 1 Работа над ошибками. ЭОР  
14 Языковые средства выразительности 4    
14.1. Изобразительно-выразительные средства языка (задание 24) 2 Презентация. Лекция. Сообщения. Работа с текстом (задание из теста ЕГЭ № 24)  
14.2. Тест «Языковые средства выразительности» 1 Тест  
14.3. Анализ ошибок, допущенных в тесте 1 Работа над ошибками. ЭОР  
15 Итоговый контроль 3    
15.1. Тестирование в форме ЕГЭ 2 Тест  
15.2. Анализ ошибок, допущенных в тестировании 1 Работа над ошибками. ЭОР  
    68    

 

Содержание программы

Блок № 1. Текст. Текст как речевое произведение. Тема. Идея (основная мысль). Синтаксис текста, целостность, связность. Функционально-смысловые типы и стили речи. Научный стиль. Публицистический стиль. Официально-деловой стиль. Разговорная речь. Язык художественной литературы.

Блок № 2. Лексика. Фразеология. Лексика. Слово — основная единица языка. Значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение. Метафора, метонимия, синекдоха. Смысловые отношения между словами: синонимы, антонимы, омонимы, паронимы. Общеупотребительная и необщеупотребительная лексика. Лексические нормы. Фразеология. Основные признаки фразеологизмов. Источники фразеологизмов.

Блок № 3. Орфоэпия. Классификация фонетических единиц и звуков русского языка. Фонема. Понятие о фонетической позиции (сильная и слабая). Позиционные чередования звуков. Транскрипция. Ударение в русском языке. Интонация. Орфоэпические нормы.

Блок № 4. Грамматика. Морфологические нормы, связанные с употреблением имён существительных во множественном числе, имён прилагательных во множественном числе, имён числительных, местоимений, глаголов, причастий, деепричастий, наречий. Синтаксические нормы, связанные с употреблением предлогов и союзов.

Блок № 5. Орфография. Орфограммы в корне. Правописание безударных гласных в корне слова. Непроверяемые гласные. Корни с чередованием.

Блок № 6. Орфография. Орфограммы в приставке. Приставки на з-с. Неизменяемые приставки. Приставки пре-при. Буквы и-ы после приставок.

Блок № 7. Орфография. Орфограммы в суффиксе. Правописание суффиксов в частях речи (существительных, прилагательных, глаголах). Правописание суффиксов в частях речи (причастиях, деепричастиях).

Блок № 8. Орфография. Орфограммы в окончании. Правописание безударных личных окончаний в глаголах.

Блок № 9. Орфография. НЕ — НИ с частями речи. Слитное и раздельное написание частиц не и ни. НЕ — НИ с частями речи (существительными, прилагательными, числительными, местоимениями, наречиями, глаголами, деепричастиями, причастиями).

Блок № 10. Орфография. Слитное, дефисное, раздельное написание. Правописание производных предлогов, союзов, вводных слов, наречий, местоимений.

Блок № 11. Орфография. Н и НН в частях речи. Н и НН в частях речи (прилагательных, причастиях, наречиях).

Блок № 12. Синтаксис. Пунктуация. Простое предложение. Основные виды простого предложения. Предикативная основа предложения. Простое осложнённое предложение. Предложение с однородными членами. Обособленные и уточняющие члены предложения. Вводные слова и предложения. Знаки препинания в простом предложении.

Блок № 13. Синтаксис. Пунктуация. Сложное предложение. Сложное предложение, его виды. Сложносочинённое предложение. Сложноподчинённое предложение. Сложное предложение с различными видами связи.  Знаки препинания  в сложных предложениях.

Блок № 14. Языковые средства выразительности. Изобразительно-выразительные средства языка. Фонетические выразительные средства. Лексические средства языка. Синтаксические средства языка. Троты.

Блок № 15. Итоговый контроль. Тестирование в форме ЕГЭ.                    

 

Учебно-методическое обеспечение

Учебник:

Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Русский язык10—11 классы. — М.: «Просвещение», 2015

Методическая литература:

1.Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку 10 класс. — М.: «ВАКО», 2015

2.Нефёдова И.Ю. Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки  к ЕГЭ «Язык и норма». — М.: АСТ: «Астрель», 2016

3.Самсонов Н.Б. Справочные материалы по русскому языку: 300 тестов, правила, орфография, пунктуация. Пособие для школьников и абитуриентов. — М.: «ОНИКС», 2014

Тесты:

1.Контрольно-измерительные материалы. Русский язык 10 класс. — М.: «ВАКО», 2016 — 2017

2.Иванова С.Ю., Еричева Е.В. Сдай ЕГЭ на все 100! Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. Тренировочные материалы. — Самара: «ОФОРТ», 2016 — 2017

ЭОРы по русскому языку:

1.Грамота. Ру: справочно-информационный портал «Русский язык» http://www.gramota.ru

2.Опорный орфографический компакт: пособие по орфографии русского языка — http://yamal.org/ook/

3.Основные правила грамматики русского языка — http://www.stihirus.ru/pravila.htm

4.Тесты по русскому языку — http://likbez.spb.ru

5.Электронные пособия по русскому языку для школьников — http://learning-russian.gramota.ru

ЕГЭ:
http://www.ege.edu.ru/ – Официальный информационный портал ЕГЭ

http://www.ege.ru/ – Сайт информационной поддержки ЕГЭ в компьютерной форме
Сайт ФИПИ 
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

«МОИ РЕЗУЛЬТАТЫ»

Дата Тема блока (тема и номер задания) Вид работы Оценивание работы Итоговый результат (по блоку) Примечание
учитель сам одноклассник