Рымша Надежда Юрьевна,
учитель русского языка и литературы МБОУ Школы № 22, Самарская область г. о. Самара
Пояснительная записка
Данный элективный курс предназначен для учащихся 10 и/или11 классов. Рассчитан на 68 часов в год (2 часа в неделю).
Цель занятий элективного курса по русскому языку в 10-11 классах – подготовка обучающихся к успешной сдаче ЕГЭ.
Задачи:
- закрепить, углубить и обобщить лингвистические знания;
- научить применять их на практике.
Подготовка к ЕГЭ проводится последовательно – по заданиям-блокам, вошедшим в КИМы. Таким образом, ведётся систематическое повторение курса русского языка, рассматриваются варианты заданий, сформулированных в соответствии с последними демонстрационными вариантами тестов ЕГЭ.
Предусмотрено использование на занятиях следующих базовых учебников по русскому языку для старших классов и учебных пособий: А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой; В Ф. Грекова, С. Е. Крючкова, Л. А. Чешко; Н. Г. Гольцовой, И. В. Шамшина; Д. Э. Розенталя; А. Д. Дейкиной, Т. М. Пахновой, а также варианты тренировочных тематических тестов, словарные и контрольные диктанты, варианты индивидуальных заданий, которые обучающиеся могут выполнять как на занятиях элективного курса, так и в качестве домашнего задания.
В основе данного элективного курса – элементы блочно-модульной технологии.
Все задания КИМов ЕГЭ по русскому языку подразделены на следующие блоки-модули: 1) «Текст»; 2) «Лексика. Фразеология»; 3) «Орфоэпия»; 4) «Грамматика»; 5) «Орфограммы в корне»; 6) «Орфограммы в приставке»; 7) «Орфограммы в суффиксе»; 8) «Орфограммы в окончании»; 9) «Не – ни с частями речи»; 10) «Слитное, дефисное, раздельное написание»; 11) «Н и НН в частях речи»; 12) «Синтаксис. Пунктуация. Простое предложение»; 13) «Синтаксис. Пунктуация. Сложное предложение»; 14) «Языковые средства выразительности»; 15) «Итоговый контроль».
Задания в каждом блоке-модуле отрабатываются по плану:
- теоретический материал:
- Учитель (объяснения: лекция, презентация, ЭОР и др.).
- Обучающиеся (самостоятельная работа: сообщения, доклады, презентации, плакаты, таблицы, схемы и др.).
- практический материал:
- Учитель + обучающиеся (совместная работа: комментированное письмо, диктанты, перфокарты, упражнения, карточки, тесты и др.).
- Обучающиеся (самостоятельная работа – рефлексия (тесты ЕГЭ).
Особенности контроля: 1) учитель; 2) самоконтроль (по эталону); 3) взаимопроверка (по образцу).
Результаты выполненных заданий блока-модуля заносятся в специальную тетрадь «Мои результаты» (Приложение № 1). По окончании работы с блоком выставляется итоговая отметка обучающимся (также учитывается и самостоятельная работа ученика при изучении и подготовке теоретического материала).
Форма итогового контроля – тестирование ЕГЭ.
В результате изучения элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку» обучающиеся должны:
- знать основные нормы русского языка (фонетические, орфографические, морфологические, лексические, синтаксические, грамматические);
- применять полученные знания на практике;
- быть готовыми к успешной сдаче ЕГЭ.
Надеюсь, что данный элективный курс поможет учителям русского языка в подготовке выпускников к предстоящим экзаменам.
Тематическое планирование
№ | Тема блока-модуля | Кол-во часов | Возможные виды деятельности | Примечание |
1 | Текст | 8 | ||
1.1. | Тема. Идея (основная мысль) (задание 1, 20) | 2 | Лекция. Беседа. Работа с текстом (задания из теста ЕГЭ № 1 и № 20) | |
1.2. | Текст. Последовательность предложений в тексте (задание 2) | 1 | Работа с текстом (задание из теста ЕГЭ № 2) | |
1.3. | Текст. Функционально-смысловые типы и стили речи (задание 21) | 2 | Презентация. Сообщение. Работа с текстом (задание из теста ЕГЭ № 21) | |
1.4. | Текст. Средства связи предложений в тексте (задание 23) | 1 | Работа с текстом (задание из теста ЕГЭ № 23) | |
1.5. | Контрольная работа: комплексный анализ текста | 1 | Комплексный анализ текста | |
1.6 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе | 1 | Работа над ошибками | |
2 | Лексика. Фразеология | 6 | ||
2.1. | Лексика. Основные лексические понятия. Лексическое значение слова. Лексические нормы (задание 3, 22) | 2 | Доклад. Таблица. Работа с текстом (задания из теста ЕГЭ № 3, 22) | |
2.2. | Основные лексические группы слов. Паронимы (задание 5) | 2 | Лекция. Работа с текстом (задание из теста ЕГЭ № 5) | |
2.3. | Тест по теме «Лексика. Фразеология» | 1 | Тест | |
2.4. | Анализ ошибок, допущенных в тесте | 1 | Работа над ошибками | |
3 | Орфоэпия | 4 | ||
3.1. | Орфоэпические нормы (задание 4) | 2 | Выполнение упражнений. Работа с текстом (задание из теста ЕГЭ № 4). ЭОР | |
3.2. | Контрольная работы: карточка-тест | 1 | Выполнение карточек | |
3.3. | Анализ ошибок, допущенных в карточке-тесте | 1 | Работа над ошибками | |
4 | Грамматика | 6 | ||
4.1. | Морфологические нормы (задание 6) | 2 | Презентация. Лекция. Работа с текстом (задание из теста ЕГЭ № 6) | |
4.2. | Синтаксические нормы (задание 7) | 2 | Презентация. Доклад. Работа с текстом (задание из теста ЕГЭ № 7) | |
4.3. | Тест «Морфологические и синтаксические нормы» | 1 | Тест | |
4.4. | Анализ ошибок, допущенных в тесте | 1 | Работа над ошибками. ЭОР | |
5 | Орфография. Орфограммы в корне | 4 | Приложение № 2 | |
5.1. | Безударные гласные. Непроверяемые гласные. Корни с чередованием (задание 8) | 2 | Объяснительный диктант. Работа с текстом (задание из теста ЕГЭ № 8). ЭОР | |
5.2. | Контрольный диктант | 1 | Диктант | |
5.3. | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте | 1 | Работа над ошибками | |
6 | Орфография. Орфограммы в приставке | 4 | Приложение № 3 | |
6.1. | Приставки на з — с. Неизменяемые приставки. Приставки пре — при. Буквы и-ы после приставок (задание 9) | 2 | Комментированное письмо. Работа с текстом (задание из теста ЕГЭ № 9) | |
6.2. | Тест «Орфограммы в приставке» | 1 | Тест | |
6.3. | Анализ ошибок, допущенных в тесте | 1 | Работа над ошибками. ЭОР | |
7 | Орфография. Орфограммы в суффиксе | 3 | Приложение № 4 | |
7.1. | Правописание суффиксов в частях речи (существительных, прилагательных, глаголах) (задание 10) | 1 | Лекция. Работа с текстом (задание из теста ЕГЭ № 10) | |
7.2. | Правописание суффиксов в частях речи (причастиях, деепричастиях) (задание 11) | 2 | Лекция. Работа с текстом (задание из теста ЕГЭ № 11) | |
8 | Орфография. Орфограммы в окончании | 3 | Приложение № 5 | |
8.1. | Правописание безударных личных окончаний в глаголах (задание 11) | 1 | Таблица. Работа с текстом (задание из теста ЕГЭ № 11) | |
8.2. | Тест «Орфограммы в суффиксе и окончании» | 1 | Тест | |
8.3. | Анализ ошибок, допущенных в тесте | 1 | Работа над ошибками | |
9 | Орфография. НЕ — НИ с частями речи | 2 | ||
9.1. | НЕ — Ни с частями речи (существительными, прилагательными, числительными, местоимениями, наречиями, глаголами, деепричастиями, причастиями) (задание 12) | 2 | Опорный конспект. Работа с текстом (задание из теста ЕГЭ № 12). ЭОР | |
10 | Орфография. Слитное, дефисное, раздельное написание | 4 | ||
10.1. | Правописание производных предлогов, союзов, вводных слов, наречий, местоимений (задание 13) | 2 | Схема. Лекция. Работа с текстом (задание из теста ЕГЭ № 13) | |
10.2. | Контрольная работа по теме «Не — ни с частями речи. Слитное, дефисное, раздельное написание» | 1 | Контрольная работа | |
10.3. | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе | 1 | Работа над ошибками. ЭОР | |
11 | Орфография. Н и НН в частях речи | 4 | ||
11.1. | Н и НН в частях речи (прилагательных, причастиях, наречиях) (задание 14) | 2 | Работа с текстом (задание из теста ЕГЭ № 14). ЭОР | |
11.2. | Контрольная работа: перфокарта | 1 | Выполнение перфокарты | |
11.3. | Анализ ошибок, допущенных в перфокарте | 1 | Работа над ошибками | |
12 | Синтаксис. Пунктуация. Простое предложение | 7 | ||
12.1. | Знаки препинания в простом предложении с однородными членами и двойными союзами (задание 15) | 2 | Работа с текстом (задание из теста ЕГЭ № 15) | |
12.2. | Знаки препинания в простом предложении с обособленными членами (причастными и деепричастными оборотами) (задание 16) | 2 | Работа с текстом (задание из теста ЕГЭ № 16) | |
12.3. | Знаки препинания в простом предложении с вводными словами и вводными предложениями (задание 17) | 1 | Работа с текстом (задание из теста ЕГЭ № 17) | |
12.4. | Контрольный диктант | 1 | Контрольная работа | |
12.5. | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте | 1 | Работа над ошибками. ЭОР | |
13 | Синтаксис. Пунктуация. Сложное предложение | 6 | ||
13.1 | Знаки препинания в сложноподчинённом предложении (задание 18) | 2 | Работа с текстом (задание из теста ЕГЭ № 18) | |
13.2. | Знаки препинания в сложном предложении с различными видами связи (задание 19) | 2 | Работа с текстом (задание из теста ЕГЭ № 19) | |
13.3. | Тест «Сложное предложение» | 1 | Тест | |
13.4. | Анализ ошибок, допущенных в тесте | 1 | Работа над ошибками. ЭОР | |
14 | Языковые средства выразительности | 4 | ||
14.1. | Изобразительно-выразительные средства языка (задание 24) | 2 | Презентация. Лекция. Сообщения. Работа с текстом (задание из теста ЕГЭ № 24) | |
14.2. | Тест «Языковые средства выразительности» | 1 | Тест | |
14.3. | Анализ ошибок, допущенных в тесте | 1 | Работа над ошибками. ЭОР | |
15 | Итоговый контроль | 3 | ||
15.1. | Тестирование в форме ЕГЭ | 2 | Тест | |
15.2. | Анализ ошибок, допущенных в тестировании | 1 | Работа над ошибками. ЭОР | |
68 |
Содержание программы
Блок № 1. Текст. Текст как речевое произведение. Тема. Идея (основная мысль). Синтаксис текста, целостность, связность. Функционально-смысловые типы и стили речи. Научный стиль. Публицистический стиль. Официально-деловой стиль. Разговорная речь. Язык художественной литературы.
Блок № 2. Лексика. Фразеология. Лексика. Слово — основная единица языка. Значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение. Метафора, метонимия, синекдоха. Смысловые отношения между словами: синонимы, антонимы, омонимы, паронимы. Общеупотребительная и необщеупотребительная лексика. Лексические нормы. Фразеология. Основные признаки фразеологизмов. Источники фразеологизмов.
Блок № 3. Орфоэпия. Классификация фонетических единиц и звуков русского языка. Фонема. Понятие о фонетической позиции (сильная и слабая). Позиционные чередования звуков. Транскрипция. Ударение в русском языке. Интонация. Орфоэпические нормы.
Блок № 4. Грамматика. Морфологические нормы, связанные с употреблением имён существительных во множественном числе, имён прилагательных во множественном числе, имён числительных, местоимений, глаголов, причастий, деепричастий, наречий. Синтаксические нормы, связанные с употреблением предлогов и союзов.
Блок № 5. Орфография. Орфограммы в корне. Правописание безударных гласных в корне слова. Непроверяемые гласные. Корни с чередованием.
Блок № 6. Орфография. Орфограммы в приставке. Приставки на з-с. Неизменяемые приставки. Приставки пре-при. Буквы и-ы после приставок.
Блок № 7. Орфография. Орфограммы в суффиксе. Правописание суффиксов в частях речи (существительных, прилагательных, глаголах). Правописание суффиксов в частях речи (причастиях, деепричастиях).
Блок № 8. Орфография. Орфограммы в окончании. Правописание безударных личных окончаний в глаголах.
Блок № 9. Орфография. НЕ — НИ с частями речи. Слитное и раздельное написание частиц не и ни. НЕ — НИ с частями речи (существительными, прилагательными, числительными, местоимениями, наречиями, глаголами, деепричастиями, причастиями).
Блок № 10. Орфография. Слитное, дефисное, раздельное написание. Правописание производных предлогов, союзов, вводных слов, наречий, местоимений.
Блок № 11. Орфография. Н и НН в частях речи. Н и НН в частях речи (прилагательных, причастиях, наречиях).
Блок № 12. Синтаксис. Пунктуация. Простое предложение. Основные виды простого предложения. Предикативная основа предложения. Простое осложнённое предложение. Предложение с однородными членами. Обособленные и уточняющие члены предложения. Вводные слова и предложения. Знаки препинания в простом предложении.
Блок № 13. Синтаксис. Пунктуация. Сложное предложение. Сложное предложение, его виды. Сложносочинённое предложение. Сложноподчинённое предложение. Сложное предложение с различными видами связи. Знаки препинания в сложных предложениях.
Блок № 14. Языковые средства выразительности. Изобразительно-выразительные средства языка. Фонетические выразительные средства. Лексические средства языка. Синтаксические средства языка. Троты.
Блок № 15. Итоговый контроль. Тестирование в форме ЕГЭ.
Учебно-методическое обеспечение
Учебник:
Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Русский язык10—11 классы. — М.: «Просвещение», 2015
Методическая литература:
1.Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку 10 класс. — М.: «ВАКО», 2015
2.Нефёдова И.Ю. Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ «Язык и норма». — М.: АСТ: «Астрель», 2016
3.Самсонов Н.Б. Справочные материалы по русскому языку: 300 тестов, правила, орфография, пунктуация. Пособие для школьников и абитуриентов. — М.: «ОНИКС», 2014
Тесты:
1.Контрольно-измерительные материалы. Русский язык 10 класс. — М.: «ВАКО», 2016 — 2017
2.Иванова С.Ю., Еричева Е.В. Сдай ЕГЭ на все 100! Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. Тренировочные материалы. — Самара: «ОФОРТ», 2016 — 2017
ЭОРы по русскому языку:
1.Грамота. Ру: справочно-информационный портал «Русский язык» http://www.gramota.ru
2.Опорный орфографический компакт: пособие по орфографии русского языка — http://yamal.org/ook/
3.Основные правила грамматики русского языка — http://www.stihirus.ru/pravila.htm
4.Тесты по русскому языку — http://likbez.spb.ru
5.Электронные пособия по русскому языку для школьников — http://learning-russian.gramota.ru
ЕГЭ:
http://www.ege.edu.ru/ – Официальный информационный портал ЕГЭ
http://www.ege.ru/ – Сайт информационной поддержки ЕГЭ в компьютерной форме
Сайт ФИПИ
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
«МОИ РЕЗУЛЬТАТЫ»
Дата | Тема блока (тема и номер задания) | Вид работы | Оценивание работы | Итоговый результат (по блоку) | Примечание | ||
учитель | сам | одноклассник | |||||
- Контрольная работа по теме «Звуки и буквы» 5 класс (50%)
- Экзамен по русскому языку в 11классе. Статья «Доктор +!» (из опыта работы с публицистикой при подготовке к экзамену») (50%)
- Конспект урока по русскому языку в 7 классе, Тема: «Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий» (50%)
- Технологическая карта урока в 5 классе (50%)
- Контрольная работа по теме: «Глагол». 5 класс. (50%)