Рабочая программа «Умелые руки»

Соколова Елена Николаевна, воспитатель, Центр «Гармония», г. Новодвинск 

   

Рабочая программа разработана с учетом рекомендаций  примерной основной образовательной программы дошкольного образования и

примерной адаптированной основной образовательной программы для дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи под редакцией профессора Л. В. Лопатиной.                                                                                                                   

Цель: развитие мелкой моторики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи через использование приёмов работы с пластичным материалом.

Задачи:

  1. Развивать мелкую моторику через использование приёмов работы с пластичным материалом.
  2. Стимулировать речевое развитие:
    • Расширять и активизировать словарный запас
    • Сопровождать активной речью свою деятельность
  1. Развивать эмоционально – волевую сферу, настойчивость, умение  доводить начатое до конца
  2. Воспитывать усидчивость, терпение, старательность

Актуальность: у  детей с ОНР снижен интерес к продуктивным видам деятельности, слабо развита мелкая моторика рук.

       У детей с отклонениями в развитии отсутствует  стремление к тактильному обследованию предметов, они самостоятельно не овладевают исследовательскими  движениями. Наряду с речевыми нарушениями для них характерна и недостаточная сформированность психических процессов, тесно связанных с речевой деятельностью: нарушение внимания и памяти, пальцевой и артикуляционной моторики, нарушение контроля поведения.

      Технологическими особенностями лепки из теста, пластилина  являются – наличие множества мелких деталей; закручивание, вытягивание, переплетение частей, склеивание, смазывание; нанесение узоров – всё это является прекрасной возможностью для разработки мелкой моторики рук, которая играет большую роль в развитии речи детей.

    Создавая поделки из теста, пластилина, бумаги, ребёнок знакомится с названиями предметов, действий, учится различать и употреблять слова, обозначающие внешние признаки предметов и признаки действий.

    В программе представлены игры на развитие тактильно-двигательного восприятия, в которых создаются особые условия для развития данного вида восприятия.

    Предлагаемые в программе виды деятельности  способствуют развитию воображения, памяти, внимания, помогают ребёнку успокоиться, он становится более уравновешенным, усидчивым, приучают ребёнка к аккуратной работе за столом.

Предполагаемый результат:

  1. Овладение навыками работы с тестом
  2. Количественное увеличение (накопление) словарного запаса
  3. Умение составлять рассказы о своей работе
  4. Укрепление мелкой моторики рук
  5. Формирование устойчивого интереса к продуктивным видам деятельности

                                          Тематический план

  1. «Осенний натюрморт»

1.Игра «Липкие материалы»

2.Пальчиковая гимнастика №1

3.Лепка овощей из солёного теста 

  1. «Листья танцуют и превращаются в деревья»

1.Игра «Найди пару»

2.Пальчиковая гимнастика №1

3.Знакомство с техникой рельефной лепки. Пластическое преобразование одних форм в другие.

  1. «В гостях Бумажной королевы»

1.Игра «Пройди по дорожке»

2.Пальчиковая гимнастика №2

3.Закрепление и расширение знаний о бумаге

  1. «Весёлые портреты»

1.Игра «Коврик»

2.Пальчиковая гимнастика №2

3.Вырезывание овала (лица) из бумаги, сложенной вдвое, оформление причёски обрывной аппликацией.

  1. «Пуговица волшебницы»

1.Игра «Разложи пуговицы»

2.Пальчиковая гимнастика №3

3.Лепка из солёного разноцветного теста

  1. «Весёлые человечки»

1.Игра «Магазин обуви»

2.Пальчиковая гимнастика №3

3.Лепка фигуры человека: девочка из конуса, мальчик из цилиндра; передача движений

  1. «Забавные зверушки»

1.Игра «Что привёз мишутка»

2.Пальчиковая гимнастика №4

3.Изготовление лисы и зайца способом оригами

  1. «Воробей»

1.Игра «Пройди по дорожке»

2.Пальчиковая гимнастика №4

  1. Изготовление воробья способом бумажной пластики
  2. «Сувенир»

1.Игра «Сортировка (макароны)»

2.Пальчиковая гимнастика №5

3.Изготовление сувенира из солёного теста

  1. «Мы поедем, мы помчимся…»

1.Игра «Закрой окошечки»

2.Пальчиковая гимнастика №5

3.Создание сюжетных композиций из отдельных лепных фигурок с привлечением дополнительных материалов

  1. «Птицы на ветке»

1.Игра «Мешочки с крупой»

2.Пальчиковая гимнастика №6

3.Изготовление птиц способом оригами

  1. «Звёздочки танцуют»

1.Игра «Чудесный мешочек»

2.Пальчиковая гимнастика №6

3.Вырезывание звёздочек из красивых фантиков и фольги, освоение прорезного декора

  1. «Снежный кролик»

1.Игра «тактильные дощечки»

2.Пальчиковая гимнастика №7

3.Лепка кролика из солёного теста

  1. «Зимние забавы»

1.Игра «Догадайся, что за предмет»

2.Пальчиковая гимнастика №7

3.Составление коллективной сюжетной композиции из фигурок, вылепленных на основе цилиндра, надрезание стекой.

  1. «Дом»

1.Игра «Узнай предмет»

2.Пальчиковая гимнастика №7

3.Изготовление домов способом оригами

  1. «В мастерской Великого Помора»»

1.Рассказ о мастерской Ломоносова, о мозаичных работах

2.Пальчиковая гимнастика №8

3.Изготовление мозаики из бумаги

  1. «Фоторамка»

1.Игра «Догадайся, что за предмет»

2.Пальчиковая гимнастика №8

3.Изготовление рамки для фотографии из солёного теста

  1. «Наши любимые игрушки»

1.Игра «Чудесный мешочек»

2.Пальчиковая гимнастика №8

3.Лепка игрушек разной формы и величины с передачей характерных особенностей

  1. «Подарки защитникам Отечества»

1.Игра «Лабиринт»

2.Пальчиковая гимнастика №9

3.Изготовление поделок способом оригами

  1. «Вазочка для мамочки»

1.Игра «Определи на ощупь»

2.Пальчиковая гимнастика №9

3.Украшение бутылочек узором из гороха

  1. «Праздничный букет»

1.Игра «Пирожки»

2.Пальчиковая гимнастика №9

3.Лепка цветов из солёного теста

  1. «Собака со щенком»

1.Игра «Тактильные дощечки»

2.Пальчиковая гимнастика №10

3.Лепка из цилиндров однородных фигурок, различающихся по величине, составление сюжетной композиции.

  1. «Говорящая птица»

1.Игра «Тактильные дощечки»

2.Пальчиковая гимнастика №10

3.Изготовление птиц способом оригами

  1. «Муравьишки в муравейнике»

1.Игра «Лабиринт»

2.Пальчиковая гимнастика №10

3.Лепка из бумажной массы

  1. «Жаворонки»

1.Игра «Что привёз мишутка?»

2.Пальчиковая гимнастика №11

3.Лепка жаворонков из солёного теста

  1. «Пернатые, мохнатые, колючие»

1.Игра «Найди ящичек»

2.Пальчиковая гимнастика №11

3.Эксперементирование с пластичными материалами для передачи особенностей покрытия тела разных животных (перья, шерсть, колючки, чешуя).

  1. «Машинки»

1.Игра «Узнай фигуру»

2.Пальчиковая гимнастика №11

3.Изготовление машинок способом оригами

  1. «Мозаика»

1.Игра «Найди по контуру»

2.Пальчиковая гимнастика №12

3.Изготовление мозаичных работ из бумаги

  1. «Глиняный Ляп»

1.Игра «Определи на ощупь»

2.Пальчиковая гимнастика №12

3.Освоение связи между пластической формой и способом лепки, создание образа и его быстрая трансформация.

  1. «Мы на луг ходили, мы лужок лепили»

1.Игра «Предметы на верёвочке»

2.Пальчиковая гимнастика №12

3.Лепка луговых растений и насекомых по выбору детей с передачей характерных особенностей их строения и окраски, придание поделкам устойчивости.