Социально-коммуникативная деятельность по теме: «Зимушка-Зима» в старшей группе

Воспитатель 1 квалификационной категории Т.Л. Молодцова,

Детский сад № 214 ОАО «РЖД»

 

Задачи:

Систематизировать представления детей о зиме как времени года, способствовать развитию логического мышления, памяти.

Обогащать словарь детей прилагательными.

Развивать умение  участвовать в коллективных разговорах.

Развивать творческие способности детей, вызвать у детей эмоциональное удовольствие от деятельности.

 

Ход:

Воспитатель:  Ребята, правда, у нас сегодня чудесная погода. И время года замечательное (зима) и так хочется с другими поделиться хорошим настроением, сделаем друг другу зимние комплименты, ведь так здорово делать друг другу комплименты, да еще такие необычные, зимние.

 

Коммуникативная игра «Зимний комплимент».

Воспитатель: Ребята, посмотрите, нам пришло письмо. Прочитаем?! (Да) «Здравствуйте дорогие ребята!  Пишет вам Зимушка – зима. Я прошу Вас помочь-  собрать снежинку.  Составить её можно только выполнив несколько заданий, они на  лучиках   снежинки». Вы  согласны выполнять задания? (Да.)  Тогда начнём.  Вот и первый лучик, и задание.

Совет — вы можете советоваться с друзьями,  просить помощи у гостей.

 

1 лучик снежинки:      Игра «Назови,  какая бывает зима»

                                                    (подбор прилагательных с помощью картинок)

Ребята справились с заданием.  ….., помоги приклеить первый  лучик  снежинки. (Приклеиваем на доску). Ну, что, ребята,  хорошее начало. 

 Вы правы: зима бывает разная —  веселая,  снежная,  морозная,  грустная, пушистая, волшебная, загадочная, тёплая, белоснежная. 

Первый лучик  снежинки вернулся на своё место,  а вот и второй лучик  снежинки. Давайте послушаем, какое  следующее задание нам нужно выполнить.

 

2  лучик  снежинкиЗагадки  «Природные  явления  зимой».

Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь,
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь.   (снег)
Неизвестно, где живет.
Налетит — деревья гнет.
Засвистит — по речке дрожь.
Озорник, а не уймешь.  ( ветер)
Не снег, не лед,
А серебром деревья уберет.    (Иней)
Прозрачен, как стекло,

А не вставишь его в окно. (Лёд)    

Замечательный художник
У окошка побывал,
Отгадайте-ка ребята,
Кто окно разрисовал.     (мороз)
Без рук рисует,
Без зубов кусает.
Не огонь, а жжется.
                                     (мороз)
Гуляю в поле, летаю на воле,
Кручу, бурчу, знать никого не хочу.
Вдоль села пробегаю, сугробы наметаю.   (метель)
Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет —
Заплачет она и умрет.
                                           (Сосулька)

 

    Предложить  придумать – составить загадку «О …..- снеге, снежинке, сосульке, морозе», не называя объекта с помощью картинок (приложение 1 –рисунки 1,2,3,4)  Миша, помоги, пожалуйста,  приклеить, второй лучик  снежинки.

 

3 лучик  снежинки:      Игра «Назови месяцы зимы».

   В этом задании нам придется вспомнить, какие же месяцы зимы вы знаете?! (Декабрь, январь, февраль).  Верно, сколько их всего? (три), первый месяц зимы какой? (декабрь),  второй? (январь),  третий? (февраль). Какие вы молодцы!

Вы знаете, что синоптики  в этом году прогнозируют очень «злой» февраль! А кто знает, кто такие синоптики?! Может, спросим у наших гостей!? (Да) Дети опрашивают присутствующих, озвучивают ответы.  А где можно узнать то, что вы не знаете? (книги,  интернет, телепередачи).

Кто сможет объяснить – что значит «злой» февраль!  — ответы детей.

 Ира, помоги, пожалуйста,  приклеить, третий лучик  снежинки.

 

Воспитатель: Ребята,  наши предки очень любили зиму, поэтому научились определять погоду по специальным приметам. Снежинка предлагает нам задание:  определить погоду с помощью примет. Сыграем в игру?! (Да).

 

4 лучик снежинки:    Игра «Зимние приметы».

 

Воспитатель:

Пятна синие над лесом,

Снега мелкого завеса,

Чуть морозы ослабели,

Ветер с юга…

                                   Дети: Жди метели.

Воспитатель:

Если рыба зимним днем.

Ходит прямо подо льдом,

Ходит прямо подо льдом,

И об лед стучит хвостом —

Значит без сомнения…

                                 Дети:  Ждите потепления.

Воспитатель:

Если вечером закат

Был слегка зеленоват,

Если лег на ветки иней,

На стекле букет из роз,

Если дым ладошкой синей

достает до самых звезд,

И не свищет ветер грозно…

                                      Дети: Будет ясно и морозно.

 

*Дым столбом – к морозу.

*Звёздное небо – гарантия морозного дня.

*Иней на деревьях – к морозам, туман – к оттепели.

 

Теперь мы всегда сможем определить погоду.  Помоги   Эвелина  приклеить  четвёртый  лучик снежинки.

5  лучик  снежинки  «Зимние забавы».

 Много веселых забав у детворы зимой. Какие зимние забавы вы любите? (катание с горки, на санках, лыжах, коньках, игра в хоккей. В дни оттепели можно строить снежные крепости, играть в снежки, лепить снеговика).

— Давайте поиграем в игру «Где мы были мы не скажем, как играли всем покажем» (одни дети имитируют игру – другие отгадывают).

Помоги  Семён  приклеить   пятый  лучик снежинки.

6 лучик  снежинки:    «Зимние пословицы».

Воспитатель: Наши прабабушки и прадедушки были очень наблюдательными и умными. Они оставили советы-подсказки, как вести себя зимой и что бывает зимой в природе. Эти подсказки называются пословицами. Какие пословицы о зиме знаете вы?!

*Мороз не велик, да стоять не велит.

*Лето собирает, а зима поедает.

*Береги свой нос в большой мороз.

*В зимний холод всякий молод.

           Дети называют и объясняют смысл. Ещё посмотрите – пословица нарисована (« Зима снежная – лето дождливое»). Вы можете её  сказать?! Давайте попросим гостей объяснить.  

Варвара, помоги, пожалуйста, прикрепить  шестой  лучик  снежинки.

 

Воспитатель: Какие же вы сегодня молодцы! Нам снежинка приготовила волшебный  сюрприз  (картинка нарисована свечой).  Я предлагаю вам нарисовать за тонировать  лист бумаги, а в помощь вам даются краски, кисти, поролон … А чтобы вам лучше трудилось, а включу музыку, которая поможет лучше  выполнить  работу. (П.Чайковский «Зима. Декабрь»).