Модель обучения при которой частично используются дистанционные образовательные технологии (ДОТ) и электронное обучение (ЭО)

Тумбусова Ирина Сергеевна, методист заочного отделения, ГКПОУ ПГТТ им.В.П.Романова, г.Прокопьевск.

 

Реализация образовательных программ заочной формы обучения с помощью данной модели позволяет расширить возможности как преподавателя, так и обучающегося, которому необходимо зачастую совмещать учебную деятельность с производственной.

Модель обучения при которой частично используются дистанционные образовательные технологии, предполагает, что аудиторные занятия (в размере 160 часов в учебный год)  чередуются с дистанционными. При реализации данной модели обучения необходимо наличие:

— разработанной нормативной базы, доступной на сайте учреждения;

— необходимой материально-технической базы;

— соответствующий уровень кадров, организации обучения и методического сопровождения педагогических работников.

Образовательная организация самостоятельно определяет объем аудиторной нагрузки и соотношение объема занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимися, и учебных занятий с  применением дистанционных образовательных технологий, электронного обучения.

Основные принципы, используемые при разработке учебных материалов, применяемых для реализации обучения:

— модульность построения (каждый фрагмент содержит целеполагающую, учебно-информационную и контрольную части);

— комплектность;

— деятельностный подход («прочел — сделал»)

— полнота информации;

— достаточность информации для освоения данной образовательной программы;

— вариативность содержания и способов деятельности обучающихся по усвоению данной информации;

— оригинальность и новизна структурирования (интерактивность, диалогичность, проблемность, деятельностно-развивающий характер заданий, практикоориентированность).

Обучение с использованием дистанционных образовательных технологий осуществляется на основе платформы Moodle (возможно применение и других платформ — е-FRONT, «Прометей»).

Основу учебно-методического обеспечения учебного процесса с частичным применением ЭО и ДОТ составляют электронные образовательные ресурсы, размещенные в электронной среде. Электронный курс должен включать:

— электронную рабочую программу учебной дисциплины или междисциплинарного курса;

— электронные конспекты лекций  и презентации;

— электронные учебные пособия;

— электронные контрольно-тестирующие комплекты;

— методические рекомендации по выполнению лабораторных, практических работ, курсовых и дипломных проектов; реализации внеаудиторной самостоятельной работы.  

При разработке методических рекомендаций для обучающихся необходимо включать рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса: пояснения к изучению отдельных тем курса, рекомендации по работе с источниками и литературой, с текстом; оформление реферата, доклада, эссе; разъяснения по поводу работы с тестовой системой курса. 

При работе с текстом учебного курса преподавателю необходимо его структурировать с определением точного перечня всех необходимых тем, которые должны быть изложены в данном курсе, делением на главы, параграфы и так далее. Каждый раздел и весь учебный курс в целом достигнут цели, если изначально определено, какие знания и навыки студент должен приобрести. Исходя из этого целесообразно использовать разные мнемонические приемы, включая шрифтовые выделения, графики, рисунки и мультипликацию. Для этой цели имеет смысл усилить обобщение выводов: включить сводку основных формул, сформулировать основные положения, составить таблицы. В процессе подготовки учебного текста можно выделить несколько этапов:

1) определение цели и выбор источников;

2) разработка структуры учебного курса;

3) декомпозиция (сбор материалов и фрагментов из разных источников);

4) композиция (составление синтезированного нового текста на основе фрагментов исходных источников);

5) структурно-стилистическое редактирование;

6) контроль полноты и связности;

7) экспертиза текста.

Используя слайд–фильмы, интерактивные модели, можно осуществлять дифференцированный, индивидуальный подход в работе с обучающимися, владеющими разной степенью освоения учебного материала. Создавая презентацию, нужно не забывать о цели её создания. Для этого необходимо создать презентацию определенного объема, так как зрительный ряд из большего числа слайдов вызовет утомление, отвлечет студента от сути изучаемого материала. Не должно быть «лишних» слайдов, которые не сопровождаются пояснением. Нужно продумать и обеспечивать понимание смысла каждого слова, опираться на знания и опыт студентов, использовать образные сравнения. В учебных презентациях желательно свести текстовую информацию к минимуму, заменив ее схемами, диаграммами, рисунками, фотографиями, фрагментами фильмов. Текст может быть представлен в виде основополагающих моментов сообщения.

Программа разработки презентаций MS“PowerPoint” позволяет подготовить материалы, комбинируя различные средства наглядности, максимально используя достоинства каждого и нивелируя недостатки. Типы уроков с использованием презентаций в программе MS“PowerPoint”:

1) лекционные, которые имеют главной целью: не иллюстрировать, а зрительно дать сложный материал для записи учащимся в удобной форме;

2) уроки — иллюстрации по темам, где существует необходимость ярких зрительных образов,

3) уроки — наглядные пособия, помогающие как образцы, создавать учащимся подобные работы самостоятельно.

Применение информационных технологий сразу же поднимает чтение лекций на качественно новый уровень. Однако оно должно тщательно продумываться и обязательно сопровождаться изменением методики преподавания. Для грамотной организации лекционного курса с использованием мультимедийных технологий необходимо, во-первых, знать, какие возможности они предоставляют, и, во-вторых, уметь ими рационально воспользоваться. Это потребует много сил и времени на стадии подготовки презентаций, не говоря уже о постоянном совершенствовании, однако на сегодняшний день компьютерные средства представляют широчайшие возможности для совершенствования образовательного процесса, и во многом определяют перспективы и направления дальнейшего развития способов и методов преподавания.

 

Достоинства и недостатки дистанционного образования

 

Плюсы Для преподавателя Для обучающегося
Выбор различных моделей дистанционного образования Гибкий учебный график, возможность совмещать работу и учёбу
  Индивидуальная учебная программа и график контроля
  Формирование компетенций по работе с ИКТ- технологиями
  Самостоятельная систематическая работа с учебным материалом и информационными источниками. Формирование (совершенствование) навыка излагать свои мысли письменно
Экономическая эффективность
Динамичность: электронная форма позволяет обновлять учебный материал
Доступ к источникам информации по всей сети Интернет (электронные библиотеки, каталоги, справочники и т.д.)
Интерактивное взаимодействие с информационным материалом
Возможность хранения, оперативной передачи, редактирования, обработки и распечатки информации различного объема и вида
Минусы Для преподавателя Для обучающегося
Разработка и проведение дистанционных курсов требует больших временных затрат и усилий Психологическая адаптация при восприятии учебного материала затруднена (без личного присутствия преподавателя)
  Отсутствие устной речи (обучающийся больше пишет и читает, чем говорит)
  При отсутствии навыков на уровне пользователя дистанционное обучение затруднено (требуется дополнительное обучение)
Зависимость процесса обучения от качества Интернет-канала
Медицинские проблемы при сидячей работе за компьютером: страдает зрение, позвоночник

 

 

Список источников:

  1. Андреев, А. Подходы к проектированию УМК для электронного обучения /А.Андреев//ИКТ в образовании.-2009.-№1(37);
  2. Артемова, Ф.Ш. Технология создания электронного учебного пособия/Ф.Ш.Артемова, Ю.Б.Линд//Дистанционное и виртуальное обучение.-2013.-№2;
  3. Зайцев, О.Е.Методическая разработка на тему «Разработка , создание и внедрение электронных образовательных ресурсов на уроках по дисциплине «Информатика и ИКТ»» [Электронный ресурс]:14.06.2013 г. – Режим доступа: http://nsportal.ru/npo-spo/informatika-i-vychislitelnaya-tekhnika/library/2013/06/14/metodicheskaya-razrabotka-po-teme;
  4. Никуличева Н.В. Подготовка преподавателя для работы в системе дистанционного обучения / Н.В. Никуличева. – М., 2016. – 72 с. (Содержание, формы и методы обучения в высшей школе: Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования / ФИРО; Вып. 4);
  5. О направлении Методических рекомендаций по реализации дополнительных профессиональных программ с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения и в сетевой форме [Электронный ресурс]: письмо Минобрнауки России от 21 апреля 2015 г. №ВК-1013/06.-Режим доступа:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW­_178777, свободный.-Загл. с экр.