Музыкальное путешествие для детей старшего дошкольного возраста

музыкального руководителя Елизаровой Людмилы Анатольевны МБДОУ детский сад №6 пгт. Яшкино, Кемеровской области

 

Цель: Формирование ритмических способностей детей старшего дошкольного возраста в разных видах музыкальной деятельности.

 Задачи:

  1. Способствовать развитию метроритмических навыков детей.
  2. Развивать умение детей сочинять песенки-приветствия.
  3. Развивать мелкую моторику, рифмодекламацию при помощи пальчиковых игр
  4. Продолжать формировать умение двигаться и менять последовательность  движений в соответствии с частями музыки, заканчивать его по окончании музыки, четко переключаться с одного движения на другой.
  5. Развивать чувство ритма при игре на ложках и в музыкально-дидактической игре.
  6. Учить детей петь под фонограмму слаженно: слушать аккомпанемент, согласовывать движения с пением
  7. Добивать выразительности движений, дружного совместного исполнения коммуникативных упражнений
  8. Развивать творческие умения, фантазию в придумывании подражательных движений и статических поз.
  9. Способствовать развитию эмоциональной сферы.

 

  1. Воспитывать чувство толерантного поведения друг к другу.
  2. Формировать желание открывать в себе новые возможности, проявляя творческую активность, любознательность

Дети входят в зал, здороваются с музыкальным руководителем

 М. Р. Ребята, утром  я шла в детский сад и думала,  как можно с вами интересно поздороваться и придумала. Посмотрите.

  • Показ ритмической модели «Добрый день»,

(в конце произносит слово здравствуйте, разбив его по слогам).

М.Р.    А как ещё можно поздороваться при помощи жестов, кто нам покажет?

  • Дети выполняют ритмическую модель, предложенную ребенком

М.Р. теперь давайте поздороваемся с гостями и познакомимся с ними.

(Дети здороваются со взрослыми и знакомятся песенкой, возвращаются в строй, идут по кругу, проходят парами через центр зала и останавливаются в две шеренги).

Да-Да-Да!
(дети хлопают в ладоши — 1-2-3, 1-2-3).
Вы и мы, и ты, и я!
Да-да-да! (1-2-3, 1-2-3).
Здравствуй друг, который справа!
(Повернулись вправо, поклон головой).
Здравствуй друг, который слева!

(Повернулись влево, поклон головой).
Мы — одна семья!

(Хлопки)

  1. В нашем зале все друзья —
    Вы и мы, и ты, и я!
    Руку дай, тому, кто справа!
    Руку дай, тому, кто слева!
    Мы — одна семья!
    3. В нашем зале все друзья —
    Вы и мы, и ты, и я!
    Улыбнись, тому, кто справа!
    Улыбнись, тому, кто слева!
    Мы — одна семья!
    4. В нашем зале все друзья —
    Вы и мы, и ты, и я!
    Напугай, того, кто справа!
    Напугай, того, кто слева!
    Мы — одна семья!
    5. В нашем зале все друзья —
    Вы и мы, и ты, и я!
    Потолкай, того, кто справа!
    Потолкай, того, кто слева!
    Мы — одна семья!
    6. В нашем зале все друзья —
    Вы и мы, и ты, и я!
    Пожалей, того, кто справа!
    Пожалей, того, кто слева!
    Мы — одна семья!

    7. В нашем зале все друзья —
    Вы и мы, и ты, и я!
    Обними, того, кто справа!
    Обними, того, кто слева!
    Мы — одна семья!
    8. В нашем зале все друзья —
    Вы и мы, и ты и я!
    Поцелуй, того, кто справа!
    Поцелуй, того, кто слева!
    Мы — одна семья!


М.Р. вижу, вижу, слышу, слышу! Вы — действительно дружные ребята.
Сегодня мне приснился удивительный город, очень красивый и необычный. В нем я побывала в магазине «Удивительных вещей». Вы не верите? Посмотрите, там я купила эту шляпу. Сейчас я её примерю на воспитателя.

  (Педагог надевает шляпу, изменив голос, произносит):

  Воспитатель. «Внимание, внимание со станции детский сад «Родничок» отправляется скорый поезд. Следующая по маршруту деревня Ложкино. Поезд отправляется через несколько минут.

М. Р:  вы когда — нибудь были в деревне Ложкино? Хотите побывать? Тогда нам нужно спешить. Ведь поезд отправляется через несколько минут.

   1.«Ходьба с остановкой на шаге»  венгерская народная     мелодия

   ( Дети врассыпную двигаются по залу, выполняя семь четких шагов, начиная  с правой ноги. На счет восемь дети разворачиваются в другую сторону).

  М.Р. ребятки, мы уже опаздываем. Давайте поторопимся.

  1. «Бег и прыжки с хлопками». «Пиццикато» музыка Делиба

  ( Дети выполняют четыре шага бега, затем три прыжка на месте с хлопками в ладоши).

   М. Р.: ну вот, мы добрались на станцию, вот наш поезд. Проводник? Где     проводник? Поезд есть, проводника нет. Как же мы попадем внутрь. Ребята,   подумайте…

  (Дети подсказывают, что нужно надеть «превращательную шляпу» на воспитателя. Воспитатель надевает шляпу и превращается в проводника. Она говорит, изменив голос).

Воспитатель: здравствуйте, товарищи пассажиры! Вот ваши билеты, занимайте места согласно билетам.

 ( Детям раздаются карточки с графическим изображением различных ритмов, точно такие же изображения прикреплены к стульчикам. Дети садятся на соответствующие стульчики и прохлопывают свои ритмы. Музыкальный руководитель проверяет правильно ли дети заняли свои места.

  По желанию дети выкладывают большими и маленькими колокольчиками свой ритмический рисунок  на фланелеграфе и прохлопывают его).

 М.Р.  можно отправляться в путь.

(Звучит музыкальное сопровождение).

М.Р. скучно просто так ехать и я предлагаю  вам поиграть нашими пальчиками.

                                             Цветок

Цветок всегда смеется Левая рука стоит на ладошке правой в виде склоненного колокольчика. На слово «смеется» ладошку раскрыть
Если дождь на него прольется правая рука поднимается над левой со щелчками
Если бабочка на него сядет правая рука отводится в сторону и, шевеля пальчиками, приближается к левой
Если ветер его погладит. правая рука, не прикасаясь к левой, гладит цветок
Цветок всегда смеется, правой рукой сделать колокольчик
Цветок ни с кем не дерется, запястья и локти соединяются, кисти поворачиваются
Он послушный, совсем не упрямый кулачки сжать и разжать
Хорошо быть его мамой. ладошки разворачиваются к себе и ложатся на грудь

М.Р.: — давайте послушаем,  как стучат колеса поезда. Большие колеса стучат вот так (прохлопывает четверти), а маленькие колеса стучат вот как (восьмые).

  (Педагог предлагает детям прохлопать предлагаемые ритмические рисунки: мальчики на пластмассовых палочках, а девочки на кастаньетах).

  М. Р: — теперь, наши колеса будут звучат одновременно. Эта группа детей будет изображать большие колеса, а эта маленькие.

  • Дети воспроизводят ритмическое двухголосие.

М. Р.: посмотрите в окно, как интересно…

Педагог:  ребята, обратите внимание на ряд картинок. Какое сейчас время года? (Дети отвечают.) Правильно. На смену зиме спешит весна. Смотрите, как бурно бегут ручьи, как весело звенят капели, как радуется все вокруг весеннему солнышку.

Педагог:
 

Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если все зазеленело
И в полях звенит ручей,
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла…


Дети (хором): …весна!(Дети  выходят на середину зала)

М.Р. Как тихо и спокойно в лесу! Давайте присядем на полянке и послушаем  чье пение раздается в вышине?

  • Звучит  пение жаворонка в грамзаписи

Вы узнали голос жаворонка? Давайте вместе прочитаем стихотворение о нем:

 На солнце темный лес зардел.
В долине пар белеет тонкий.
И песню раннюю запел
В долине жаворонок звонкий. (В.А. Жуковский)

 Ребята, сейчас мы послушаем еще раз музыкальное произведение «Песня жаворонка». Вспомните, кто написал это замечательное произведение. Какой характер этого музыкального произведения?  (Ответы детей) А еще мы с вами озвучим это произведение бубенцами.

Звучит «Песня жаворонка»  М.И. Глинки (Мальчики озвучивают  бубенцами  сильную долю такта, а девочки руками показывают движение мелодии по фразам).

М.Р. Давайте вспомним, как мы летом отдыхали на этой полянке, собирали грибы и поиграем с палочками.

            Игра с палочками «Гриб»

       Детям шапку гриб купил,      Ставить палочку на палочку буквой Т

         Всех в обновки нарядил.       Ударить об пол одной палочкой, затем другой.

        Встали дети на носочки:      Ударять палочкой о палочку всей  поверхностью.

      Пусть увидят нас в лесочке! Взять обе палочки в правую руку,   передать соседу справа и взять палочки у соседа слева.

Гриб сказал им: «Ой, грибки, Повторить движения

Не вставайте на носки:           первых четырех строчек

Ходит бабка за дубками,

Попадете в суп с грибками

Воспитатель. Пассажиров просим занять места

  М.Р.   Споем нашу любимую распевку «Ехали медведи» цепочкой. Только будьте внимательны. Представьте, что наша песенная цепочка это рельсы и прерванная цепочку может привести к крушению.

  • Песенная цепочка «Ехали медведи»

   М.Р.   Здесь у нас выставка картин. Картины здесь не простые,  а вам нужно найти и указать какая именно картина звучала. Будьте внимательны.

  • Игра «Отыщи картину, которая звучит»

(Звучат музыкальные отрывки по выбору музыкального руководителя)

М.Р. кто вспомнил эту песенку? Давайте споем ее.

  • Дети исполняют песенку « Не умеем мы скучать»

 сл. З. Петровой, муз. Льва – Компанейца

( во время исполнения песенки дети выполняют движения по тексту, а на припев – хлопки та-та-ти-ти-та )

Воспитатель Нам на месте не сидится

                  Любим мы повеселиться

                  Нам играть и петь не лень

                   Мы б плясали целый день

М.Р. А спляшем мы с вами «Венскую польку»

  • Дети исполняют «Венскую польку» музыка Ю. Чичкова

(музыкальный руководитель обращает внимание детей на четкую смену движений  в соответствии с частями музыки, ритмичное и плавное исполнение бокового галопа и поскока в парах)

  М.Р.: Мы приехали. Нам нужно пройти через лес. Пробуждение природы никого не оставляет равнодушным. Хочется больше быть на улице: чувствовать, как ласково касается лица ветерок, как пригревает весеннее солнышко! В весеннем лесу просыпаются все звери. Давайте попробуем изобразить их движения. Но как? Знаю, в волшебном магазине я купила «Превращательный порошок». Сейчас я посыплю вас и вы превратитесь в зверей и звероловов.

    ( Дети надевают маски-нагрудники)

  • Игра «Звери и звероловы» музыка Е.Тиличеевой

(по окончании игры дети выстраиваются полукругом)
М. Р:
Вот мы и прибыли. Вот она – деревня Ложкино.

  Воспитатель: Здравствуйте, гости дорогие! Добро пожаловать в деревню Ложкино! А вы догадались почему наша деревня так называется? Правильно, потому что мы очень любим играть на ложках и погремушках. Я предлагаю вам в них сыграть.  Кто из вас будет дирижером? Кто будет показывать ритмические рисунки под музыку?

  • «Русские наигрыши» народная мелодия

( ребенок-дирижер показывает свои музыкальные рисунки, а другие повторяют на ложках)

В заключение занятия музыкальный руководитель проводит рефлексию.

  Вы справились со всеми заданиями. Молодцы. Вы смогли доехать до деревни, а  её жители дарят вам нотки. Но посмотрите нотки разноцветные. Если у вас хорошее настроение от сегодняшней нашей встречи — возьмите жёлтую нотку, а если вам было скучно, не интересно,  возьмите синюю нотку.  Я вижу, что вы выбрали жёлтые нотки. Что самым интересным для тебя показалось? Скажите, а что-то новое вы сегодня узнали? А вам было трудно? А какое задание было самое трудное для вас? Пора возвращаться в детский сад.(Воспитатель надевает шляпу)

   Воспитатель:  Внимание, внимание! От станции «Ложкино» отправляется скорый поезд до детского сада «Родничок». Просьба  пассажирам занять свои места.

   М.Р.


Вы трудились не напрасно,

           Все согласны? Да, согласны!

           И с весёлым настроеньем

           Мы выходим все из зала.

         До свидания, ребята!


(Дети  пропевают песенку прощания и друг за другом под музыкальное сопровождение выходят из зала)