Беляева Марина Викторовна, учитель русского языка и чтения, ГОБОУ «Мурманская КШ №1», г. Мурманск.
Тема: М.Ю. Лермонтов « Три пальмы».
(Урок первичного изучения материала с элементами интегрирования).
Цели: 1.Прочитать и усвоить смысл содержания стихотворения, закрепить общеучебные
ЗУН, в доступной форме повторить сведения по теории литературы.
2.Развивать и корректировать ВПФ: мышление, речь, память, восприятие,
внимание, аналитические и синтетические функции. Способствовать коррекции
эмоционально-волевой сферы.
3.Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, показать важность
экологических проблем.
Ход урока.
- Оргмомент.
2.Установка на восприятие.
Г\З Звучит песня Ф.Закирова и Ю. Энтина «Три колодца» в исполнении ансамбля
« Ялла».
ВОПРОС УЧИТЕЛЯ:
Почему на месте голой пустыни смог возникнуть красавец город?
ОТВЕТЫ УЧЕНИКОВ. Город возник, потому что люди бережно относились к колодцу с водой, сберегли его, а вода в пустыне – это жизнь.
3.ПОВТОРЕНИЕ. ( Элемент из географии).
НА ДОСКЕ: ПУСТЫНЯ – зона пустынь, обширные пространства земли с бедной растительностью, вызванной безводьем.
? Что же является самым важным условием жизни в пустыне.
ОТВЕТ: вода
? А какие ещё признаки климата пустыни вы помните с уроков географии?
ОТВЕТЫ:
— резкие перепады жары и холода днём и ночью, летом и зимой.
-очень сухой климат, бывает, что за лето не выпадает ни капли дождя.
— температура в тени -+50*, песок прогревается до + 80*.
— небо высокое, безоблачное, нещадно палит солнце.
— почва – пески, песчаные бури образуют из них барханы, кое-где глинистые
такыры.
— самое красивое время года в пустыне – весна, когда после таяния снегов
на очень короткое время пустыня превращается в цветущий луг: маки,
ирисы, тюльпаны, солянка, типчак.
4.НОВЫЙ МАТЕРИАЛ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
4.1.Тема и цели урока.
УЧИТЕЛЬ: Сегодня мы прочитаем стихотворение М.Ю. Лермонтова «Три пальмы».
Действие этого стихотворения происходит в пустыне. Оно написано поэтом
В 19 веке, между 1837 и 1841 годами. Но проблемы, которые поднимает в нём поэт, актуальны и для нашего времени.
Какие же это проблемы – мы и должны с вами разобраться.
4.2. ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ специально подготовленным учеником. (Образец чтения)
4.3.Вопрос по первичному усвоению.
Определите тему данного стихотворения. ( НА ДОСКЕ: определение темы и главной
мысли).
ОТВЕТ УЧЕНИКА: В стихотворении говорится о жизни и гибели трёх пальм.
4.4.СЛОВАРНАЯ РАБОТА. ( НА ДОСКЕ )
А В
Правильно поставь ударение. Объясни значение слов и выражений.
Высоко, поит, по корням, почва бесплодная, под сенью зелёных
сорвали, до утра. листов, сумрак на землю упал, и пали
без жизни питомцы столетий, знойный,
урочный, пророк.
Объяснение учителя: поэт специально переносит ударение в некоторых словах, чтобы не нарушить ритм стихотворного произведения.
4.5.ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ ПО ЦЕПОЧКЕ.
Ученики читают по 1 строфе по цепочке, пока не прочитает весь класс.
ВСПОМНИ: что такое СТРОФА? ( Д!)
Обратить внимание! 1 строчка 3 строфы по смыслу и по ритму относится ко 2 строфе.
Тот, кто читает 2 строфу, читает и 1 строчку от 3 строфы.
4.6.БЕСЕДА.
— Где произошли изображённые в стихотворении события? Покажите это место на карте.
-Коротко, но последовательно расскажите о событиях, которые произошли в пустыне.
-На сколько частей можно разделить это стихотворение? Определите границы частей.
О чём говорится в каждой части? Озаглавьте каждую часть.
ОТВЕТЫ УЧЕНИКОВ:
Стихотворение делим на три части . 1 часть – 1 строфа. 2 часть – 2,3,4 строфы,
3часть – 5 строфа.
В1 части говорится , как пальмы и родник существовали в пустыне до прихода людей.
Райский уголок.
Во 2 части говорится, как пришли люди, воспользовались родником и пальмами и, разрушив чудо, созданное в пустыне природой, бездумно ушли.
Приход каравана.
В 3 части говорится, что пустыня превратилась в дикое безжизненное место.
Дикая пустыня.
-Как на приход людей отреагировали пальмы и родник?
-Как обошлись люди с пальмами и родником?
-Кто виноват в том, что ранее цветущее место превратилось в дикую пустыню?
-Какова главная мысль этого стихотворения?
Заключение учителя.
Лермонтов написал стихотворение в 19 веке, когда слово
ЭКОЛОГИЯ было известно немногим. Но он уже тогда сумел
показать, что нельзя бездумно вмешиваться в гармонию природы.
Это может привести к ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КАТАСТРОФЕ
4.7.ПОВТОРЕНИЕ ТЕОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ.
УЧИТЕЛЬ: Но не только соей моралью ценно для нас стихотворение Лермонтова.
Оно прекрасно и по своей форме.
ЗАДАНИЕ: найдите в вашем учебнике на странице 60 высказывание литературного критика 19 века В.Г. Белинского о стихотворении Лермонтова «Три пальмы»
Читает хорошо читающий ученик.
УЧИТЕЛЬ:
Создавая произведение, писатель использует различные изобразительно – выразительные средства. Давайте вспомним, какие литературные средства знаем мы и попытаемся найти их в стихотворении.
НА ДОСКЕ: определения строфа, сравнение, эпитет, рифма.
ЗАДАНИЕ: 1. Найти в 1 строфе эпитеты.
2.В 4 строфе найти рифмы.
- ОБОБЩЕНИЕ.
- ( При наличии времени) Давайте ещё раз перечитаем это стихотворение.
Чтение по строфам в разбивку.
- Работа по иллюстрации.
Учитель: Посмотрите на доску! ( На доске – рисунок, подготовленный к уроку учеником.)
К какой части стихотворения можно отнести этот рисунок, который нарисовал Саша Романов?
Какое настроение создаёт этот рисунок!
3.Исполнение песни по теме урока ( элемент урока музыки).
Учитель: Чтобы природа всегда могла приносить радость человеку, человек сам должен бережно относиться к природе, ибо всё в нашей жизни находится в гармонии: пальмы укрывают от песчаных бурь родник, он питает их корни водой. Человек нарушил это равновесие, забыв о том, что сам он – часть природы. И уже следующий караван не сможет спастись от жажды, потому что бездумные руки другого человека разрушили то, что так мудро и гармонично создавала природа.
И чтобы не забыть о том, что пустыня – это особый мир, давайте споём Песню о пустыне, которую я написала к этому уроку.
Звучит Песня о пустыне. Поют дети под аккомпанемент учителя.
Песня о пустыне. ( Автор Беляева М.В.) ( © Copyright: Марина Беляева, 2009
Свидетельство о публикации №109100700204)
1.
По пескам пустыни шёл верблюд,
По пескам ходить – тяжёлый труд,
Но идёт с бархана на бархан
С нужным грузом караван.
Черепаха, кобра, каракурт
Средь барханов жёлтых здесь живут,
Лишь весной цветёт в пустыне мак,
С ним солянка и типчак.
Припев :
Ты просто повнимательней
К пустыне приглядись,
Увидишь обязательно,
Что здесь повсюду жизнь.
Пустыня – не обычные
Пустынные места,
Нас манит непривычная пустыни красота.
2.
Вот идёт с бархана на бархан,
Не спеша, загадочный варан,
Саксаул листвою обделён,
Но к жаре привычен он.
Как мираж – оазис средь песков,
Много здесь деревьев и плодов,
Здесь шумит арык, ценой в алмаз,
Просим в гости, в добрый час!
- ИТОГИ УРОКА.
Оценки за урок.
6.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Стр. 61 –отработать выразительное, беглое чтение стихотворения, без ошибок.
- Конспект урока чтения и развития речи в 6 классе (50%)
- Конспект урока в 5 классе по теме: «Горох. Особенности строения растения» (50%)
- ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА УРОКОВ БИОЛОГИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА (50%)
- Педагогическое сопровождение и поддержка ребенка с нарушением слуха в современном образовании (50%)
- «Использование технологии наглядного моделирования при формировании связной речи у глухих детей» (50%)
- Краткие рекомендации педагогам, работающим в классах интегрированного обучения с детьми с нарушениями слуха. (RANDOM - 50%)