Учебная работа. Конспект урока с элементами интегрирования по теме: «М.Ю. Лермонтов «Три пальмы»

Беляева Марина Викторовна, учитель русского языка и чтения, ГОБОУ «Мурманская КШ №1», г. Мурманск.

 

Тема: М.Ю. Лермонтов  « Три пальмы».

(Урок первичного изучения материала с элементами интегрирования).

Цели: 1.Прочитать и усвоить смысл содержания стихотворения, закрепить общеучебные              

  ЗУН, в доступной форме повторить сведения по теории литературы.

2.Развивать и корректировать ВПФ: мышление, речь, память, восприятие,

   внимание, аналитические и синтетические функции. Способствовать коррекции

   эмоционально-волевой сферы.

3.Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, показать важность

   экологических проблем.

                            Ход  урока.

  1. Оргмомент.

      2.Установка на восприятие.

Г\З  Звучит песня Ф.Закирова и Ю. Энтина «Три колодца» в исполнении ансамбля

       « Ялла».

ВОПРОС УЧИТЕЛЯ:

                                    Почему на месте голой пустыни  смог возникнуть  красавец город?

ОТВЕТЫ УЧЕНИКОВ. Город возник, потому что люди бережно относились к колодцу с водой, сберегли его, а вода в пустыне – это жизнь.

3.ПОВТОРЕНИЕ. ( Элемент из географии).

НА ДОСКЕ:    ПУСТЫНЯ – зона пустынь, обширные пространства земли с бедной растительностью, вызванной безводьем.

? Что же является самым важным условием жизни в пустыне.

ОТВЕТ: вода

? А какие ещё признаки климата пустыни вы помните с уроков географии?

ОТВЕТЫ:

                   — резкие перепады жары и холода днём и ночью, летом и зимой.

                   -очень сухой климат, бывает, что за лето не выпадает ни капли дождя.

                   — температура в тени -+50*, песок прогревается до + 80*.

                   — небо высокое, безоблачное, нещадно палит солнце.

                   — почва –  пески, песчаные бури образуют из них барханы, кое-где глинистые

                     такыры.

                  — самое красивое время года в пустыне – весна, когда после таяния снегов

                    на очень короткое время пустыня превращается в цветущий луг: маки,

                    ирисы, тюльпаны, солянка, типчак.

4.НОВЫЙ  МАТЕРИАЛ  И  ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

4.1.Тема и цели урока.

УЧИТЕЛЬ: Сегодня мы прочитаем стихотворение М.Ю. Лермонтова «Три пальмы».

                   Действие этого стихотворения происходит в пустыне. Оно написано поэтом 

В 19 веке, между 1837 и 1841 годами. Но проблемы, которые поднимает в нём поэт,  актуальны и для нашего времени.

Какие же это проблемы – мы и должны с вами разобраться.

4.2. ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ  специально подготовленным учеником.                (Образец чтения)

4.3.Вопрос по первичному усвоению.

Определите тему данного стихотворения.          ( НА ДОСКЕ: определение темы и главной

мысли).

ОТВЕТ УЧЕНИКА: В стихотворении говорится о жизни и гибели трёх пальм.

4.4.СЛОВАРНАЯ  РАБОТА.   ( НА  ДОСКЕ )

                   А                                                                             В

Правильно поставь ударение.                          Объясни значение слов и выражений.

 

Высоко, поит, по корням,                                 почва бесплодная, под сенью зелёных

сорвали, до утра.                                                листов, сумрак на землю упал, и пали

                                                                без жизни питомцы столетий, знойный,

                                                                            урочный, пророк.

Объяснение учителя: поэт специально переносит ударение в некоторых словах, чтобы не нарушить ритм стихотворного произведения.

4.5.ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ ПО ЦЕПОЧКЕ.

Ученики читают по 1 строфе по цепочке, пока не прочитает весь класс.

ВСПОМНИ: что такое СТРОФА?    ( Д!)

Обратить внимание!   1 строчка 3 строфы по смыслу и по ритму относится ко 2 строфе.

                                      Тот, кто читает 2 строфу, читает и 1 строчку от 3 строфы.

4.6.БЕСЕДА.

— Где произошли изображённые в стихотворении события? Покажите это место на карте.

-Коротко, но последовательно расскажите о событиях, которые произошли в пустыне.

-На сколько частей можно разделить это стихотворение? Определите границы частей.

  О чём говорится в каждой части? Озаглавьте каждую часть.

ОТВЕТЫ УЧЕНИКОВ:

Стихотворение делим на три  части . 1 часть – 1 строфа. 2 часть – 2,3,4 строфы,

3часть – 5 строфа.

В1 части говорится , как пальмы и родник существовали в пустыне до прихода людей.

                                                                    Райский уголок.

Во 2 части говорится, как пришли люди, воспользовались родником и пальмами и, разрушив чудо, созданное в пустыне природой, бездумно ушли.

                                                                  Приход каравана.

В 3 части говорится, что пустыня превратилась в дикое безжизненное место.

                                                                    Дикая пустыня.

-Как на приход людей отреагировали пальмы и родник?

-Как обошлись люди с пальмами и родником?

-Кто виноват в том, что ранее цветущее место превратилось в дикую пустыню?

-Какова главная мысль этого стихотворения?

Заключение учителя.

                                    Лермонтов написал стихотворение в 19 веке, когда слово          

                                    ЭКОЛОГИЯ было известно немногим. Но он уже тогда сумел

                                    показать, что нельзя бездумно вмешиваться в гармонию природы.

                                    Это может привести к ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КАТАСТРОФЕ

4.7.ПОВТОРЕНИЕ ТЕОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ.

УЧИТЕЛЬ: Но не только соей моралью ценно для нас стихотворение Лермонтова.

                    Оно прекрасно и по своей форме.

ЗАДАНИЕ: найдите в вашем учебнике на странице 60 высказывание литературного критика 19 века В.Г. Белинского о стихотворении Лермонтова «Три пальмы»

Читает хорошо читающий ученик.

УЧИТЕЛЬ:

 Создавая произведение, писатель использует различные изобразительно – выразительные средства. Давайте вспомним, какие литературные средства знаем мы и попытаемся найти их в стихотворении.

НА ДОСКЕ: определения строфа, сравнение, эпитет, рифма.

ЗАДАНИЕ: 1. Найти в 1 строфе эпитеты.

                     2.В 4 строфе найти рифмы.

  1. ОБОБЩЕНИЕ.
  1. ( При наличии времени)  Давайте ещё раз перечитаем это стихотворение.

Чтение по строфам в разбивку.

  1. Работа по иллюстрации.

Учитель: Посмотрите на доску! ( На доске – рисунок, подготовленный к уроку учеником.)

К какой части стихотворения можно отнести этот рисунок, который нарисовал Саша Романов?

Какое настроение  создаёт этот рисунок!

3.Исполнение песни по теме урока ( элемент урока музыки).

Учитель: Чтобы природа всегда могла приносить радость человеку, человек сам должен бережно относиться к природе, ибо всё в нашей жизни находится в гармонии: пальмы укрывают от песчаных бурь родник, он питает их корни водой. Человек нарушил это равновесие, забыв о том, что сам он –  часть природы. И уже  следующий караван не сможет спастись от жажды, потому что бездумные руки другого человека разрушили то, что так мудро и гармонично создавала природа.

И чтобы не забыть о том, что пустыня –  это особый мир, давайте споём Песню о пустыне, которую я написала к этому уроку.

Звучит Песня о пустыне. Поют дети под аккомпанемент  учителя.

Песня о пустыне.    ( Автор Беляева М.В.)   ( © Copyright: Марина Беляева, 2009
Свидетельство о публикации №109100700204)                         

1.

            По пескам пустыни шёл верблюд,

По пескам ходить –  тяжёлый труд,

Но идёт с бархана на бархан

С нужным грузом караван.

Черепаха, кобра, каракурт

Средь барханов жёлтых здесь живут,

Лишь весной цветёт в пустыне мак,

С ним солянка и типчак.

Припев :

Ты просто повнимательней

К пустыне приглядись,

Увидишь обязательно,

Что здесь повсюду жизнь.

Пустыня – не обычные

Пустынные места,

Нас манит непривычная пустыни красота.

2.

Вот идёт с бархана на бархан,

Не спеша, загадочный варан,

Саксаул листвою обделён,

Но к жаре привычен он.

Как мираж –  оазис средь песков,

Много здесь деревьев и плодов,

Здесь шумит арык, ценой в алмаз,

Просим в гости, в добрый час!

  1. ИТОГИ УРОКА.

Оценки за урок.

6.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Стр. 61 –отработать выразительное, беглое чтение стихотворения, без ошибок.