Современный урок русского языка в условиях введения ФГОС

Дохтова Элла Дмитриевна, учитель русского языка и литературы, МКОУ «Гимназия №4 г. Усть-Джегуты»

 

 «Корень учения горек», — говорили древние римляне и вколачивали школьные премудрости розгами. Древние истины мудры… Никто не спорит. Но меняются нравы и мы вместе с ними. Прошли те времена, когда педагог ассоциировался с человеком с плеткой. В конце прошлого века в отечественной школе обнаружилась опасная тенденция снижение интереса школьников к занятиям. Отчуждение учащихся от познавательного труда педагоги пытались остановить различными способами.

«Сколько не кричи «халва, халва», — гласит восточная пословица, — во рту слаще не станет». Даже если все вокруг и учителя, и родители, и сам ребенок будут твердить: «Надо учиться!», — то всё равно очень скоро наступит у него охранное торможение (будет дремать с открытыми глазами) или возбужден (будет вертеться, тормошить соседа).

Как заставить учиться? Увы! Нередко такой вопрос встаёт перед учителем и сегодня. Вспомним своё школьное детство. Это утомительное скучное сидение за партой, без огонька, без вдохновенья… не хотелось ни учиться, ни слушать сухие объяснения учителя.

С этой проблемой я столкнулась в своей практике. Сегодня нет такого преподавателя, который не мечтал бы о том, чтобы его общение с учащимися было бы увлекательным, интересным, эмоциональным, а главное — тем ценным приобретением, которое бы ученики смогли преобразовать в собственное мировосприятие и мироощущение.

На современном этапе развития образования основная форма обучения в школе – урок.

УРОК – основная организационная единица учебного процесса, функция которой состоит в достижении определенных образовательных, воспитательных и развивающих целей.

С развитием педагогических наук и накоплением опыта преподавания школьных дисциплин данная форма учебной деятельности постоянно совершенствуется.

Если прежние стандарты предполагали, прежде всего, объяснительно-иллюстративный метод работы, когда учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос, то в соответствии с изменениями упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса.

Сегодня наша задача не вложить любыми способами учебный материал в голову ученика, а научить его находить знания, выработать у него устойчивую мотивацию на приобретение знаний, навыков и умений.

«Умный не тот, кто знает, а тот, кто знает где это найти».

Современный урок русского языка в условиях введения ФГОС нового поколения   должен включать  следующие   основные этапы:

  1. Орг. момент.
  • включение детей в деятельность;
  • выделение содержательной области.
  1. Постановка учебной задачи.
  • актуализация ЗУН и мыслительных операций (внимания, памяти, речи);
  • создание проблемной ситуации;
  • выявление и фиксирование в громкой речи:

где и почему возникло затруднение;

темы и цели урока.

  1. «Открытие» детьми нового.
  • организация самостоятельной исследовательской деятельности;
  • выведение алгоритма.
  1. Первичное закрепление
  • выполнение заданий с проговариванием в громкой речи
  1. Самоанализ и самоконтроль.
  2. Итог урока. Рефлексия.

При подготовке к такому уроку учителю следует тщательно продумать свои действия на каждом этапе с учетом возможных ситуаций, требующих импровизации.

Приведу фрагменты разных этапов урока русского языка из своего опыта.

В соответствии с новыми стандартами,  прежде всего, необходимо усилить мотивацию учащихся к познанию русского языка.

Например, урок русского языка по теме “Морфемика” в 5 классе начинается чтением стихотворения П. Чеснокова:

Друзья! Моя задача такова –
Открыть вам, как построены слова,
Какие их морфемы составляют,
Какую роль в словах они играют.

Такой стихотворный текст является и иллюстрацией к изучаемому материалу и создает положительную мотивацию.

Обязательным этапом наших уроков является языковая разминка, которая представляет собой «Орфоэпическую минутку» и «Орфографическую минутку».

— Наш урок мы начнём с того, что расставим ударение в словах. Эту работу мы делаем для того, чтобы научиться правильно говорить.(2 мин) Работает у доски один ученик.

Грушевый, ивовый, сливовый, пуховый, тигровый.

— Все слова какой части речи? (прилагательные)

— Для чего служат прилагательные в речи? (для украшения, чтобы речь была образной).

Только после того как выстроены взаимоотношения и включены внутренние мотивационные установки, можно рассчитывать на активное изучение и освоение учеником нового опыта, знаний, способов действия.

         Современный урок русского языка, направленный на достижение метапредметных и личностных результатов, — это проблемно – диалогический урок.

Решение проблемного вопроса или формирование проблемы на основе жизненного опыта учащихся (заложенное противоречие между знанием и незнанием) способствует активизации мыслительной деятельности учащихся и выход на постановку целей.

Воркалось. Хливкие шорьки

         Пырялись по наве,

         И хрюкотали зелюки,

         Как мюмзики в мове.

(Л.Кэрролл «Алиса в Стране Чудес»)                     

  • Докажите, что это текст. Вспомните его признаки.                            
  • Проведите все известные вам разборы –  фонетический («хливкие»), морфемный («шорьки»), морфологический («пырялись»), синтаксический («Воркалось.»), пунктуационный (второе предложение).                                             

— Как вы думаете, трудно ли изучать иностранцам русский язык? Почему?

Домашнее задание.

Рефлексия – самоанализ, самооценка участника образовательного процесса, потребность и готовность учащегося и педагога зафиксировать изменения своего состояния, определить причины этих изменений.

Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация:

рефлексия настроения и эмоционального состояния;

рефлексия деятельности;

рефлексия содержания учебного материала.

Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы:

– Сегодня я узнал… – Было интересно…
– Было трудно…
– Я выполнял задания…
– Я понял, что…
– Теперь я могу…
– Я почувствовал, что…
– Я приобрел…
– Я научился…
– У меня получилось …
– Я смог…
– Я попробую…
– Меня удивило…
– Урок дал мне для жизни…
– Мне захотелось…

Поскольку мы живём в мире постоянно совершенствующихся компьютерных технологий, я стараюсь не отставать от прогресса. Компьютер помогает создавать наглядность для уроков (таблицы, блок-схемы, средства обратной связи: сигнальные блокноты, веера, светофоры), с его помощью удобно проводить тестирование учащихся, а также изготавливать карточки, как для дифференцированного обучения, так и для фронтального опроса. ИКТ интенсифицирует процесс обучения: повышает темп урока, увеличивает долю самостоятельной работы учащихся, позволяет проверить усвоение теории у всех учащихся, углубить степень отработки практических умений и навыков, вести дифференцированную работу с каждым учеником.

Рене Декарт сказал: «Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять». Наш ученик имеет «хороший ум», задача современного учителя – найти применение этому уму.

Любой урок – имеет огромный потенциал для решения новых задач. Неоспоримо одно:  он должен быть жизненным, одушевленным личностью учителя и ученика.