Дохтова Элла Дмитриевна, учитель русского языка и литературы, МКОУ «Гимназия №4 г. Усть-Джегуты»
«Корень учения горек», — говорили древние римляне и вколачивали школьные премудрости розгами. Древние истины мудры… Никто не спорит. Но меняются нравы и мы вместе с ними. Прошли те времена, когда педагог ассоциировался с человеком с плеткой. В конце прошлого века в отечественной школе обнаружилась опасная тенденция снижение интереса школьников к занятиям. Отчуждение учащихся от познавательного труда педагоги пытались остановить различными способами.
«Сколько не кричи «халва, халва», — гласит восточная пословица, — во рту слаще не станет». Даже если все вокруг и учителя, и родители, и сам ребенок будут твердить: «Надо учиться!», — то всё равно очень скоро наступит у него охранное торможение (будет дремать с открытыми глазами) или возбужден (будет вертеться, тормошить соседа).
Как заставить учиться? Увы! Нередко такой вопрос встаёт перед учителем и сегодня. Вспомним своё школьное детство. Это утомительное скучное сидение за партой, без огонька, без вдохновенья… не хотелось ни учиться, ни слушать сухие объяснения учителя.
С этой проблемой я столкнулась в своей практике. Сегодня нет такого преподавателя, который не мечтал бы о том, чтобы его общение с учащимися было бы увлекательным, интересным, эмоциональным, а главное — тем ценным приобретением, которое бы ученики смогли преобразовать в собственное мировосприятие и мироощущение.
На современном этапе развития образования основная форма обучения в школе – урок.
УРОК – основная организационная единица учебного процесса, функция которой состоит в достижении определенных образовательных, воспитательных и развивающих целей.
С развитием педагогических наук и накоплением опыта преподавания школьных дисциплин данная форма учебной деятельности постоянно совершенствуется.
Если прежние стандарты предполагали, прежде всего, объяснительно-иллюстративный метод работы, когда учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос, то в соответствии с изменениями упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса.
Сегодня наша задача не вложить любыми способами учебный материал в голову ученика, а научить его находить знания, выработать у него устойчивую мотивацию на приобретение знаний, навыков и умений.
«Умный не тот, кто знает, а тот, кто знает где это найти».
Современный урок русского языка в условиях введения ФГОС нового поколения должен включать следующие основные этапы:
- Орг. момент.
- включение детей в деятельность;
- выделение содержательной области.
- Постановка учебной задачи.
- актуализация ЗУН и мыслительных операций (внимания, памяти, речи);
- создание проблемной ситуации;
- выявление и фиксирование в громкой речи:
где и почему возникло затруднение;
темы и цели урока.
- «Открытие» детьми нового.
- организация самостоятельной исследовательской деятельности;
- выведение алгоритма.
- Первичное закрепление
- выполнение заданий с проговариванием в громкой речи
- Самоанализ и самоконтроль.
- Итог урока. Рефлексия.
При подготовке к такому уроку учителю следует тщательно продумать свои действия на каждом этапе с учетом возможных ситуаций, требующих импровизации.
Приведу фрагменты разных этапов урока русского языка из своего опыта.
В соответствии с новыми стандартами, прежде всего, необходимо усилить мотивацию учащихся к познанию русского языка.
Например, урок русского языка по теме “Морфемика” в 5 классе начинается чтением стихотворения П. Чеснокова:
Друзья! Моя задача такова –
Открыть вам, как построены слова,
Какие их морфемы составляют,
Какую роль в словах они играют.
Такой стихотворный текст является и иллюстрацией к изучаемому материалу и создает положительную мотивацию.
Обязательным этапом наших уроков является языковая разминка, которая представляет собой «Орфоэпическую минутку» и «Орфографическую минутку».
— Наш урок мы начнём с того, что расставим ударение в словах. Эту работу мы делаем для того, чтобы научиться правильно говорить.(2 мин) Работает у доски один ученик.
Грушевый, ивовый, сливовый, пуховый, тигровый.
— Все слова какой части речи? (прилагательные)
— Для чего служат прилагательные в речи? (для украшения, чтобы речь была образной).
Только после того как выстроены взаимоотношения и включены внутренние мотивационные установки, можно рассчитывать на активное изучение и освоение учеником нового опыта, знаний, способов действия.
Современный урок русского языка, направленный на достижение метапредметных и личностных результатов, — это проблемно – диалогический урок.
Решение проблемного вопроса или формирование проблемы на основе жизненного опыта учащихся (заложенное противоречие между знанием и незнанием) способствует активизации мыслительной деятельности учащихся и выход на постановку целей.
Воркалось. Хливкие шорьки
Пырялись по наве,
И хрюкотали зелюки,
Как мюмзики в мове.
(Л.Кэрролл «Алиса в Стране Чудес»)
- Докажите, что это текст. Вспомните его признаки.
- Проведите все известные вам разборы – фонетический («хливкие»), морфемный («шорьки»), морфологический («пырялись»), синтаксический («Воркалось.»), пунктуационный (второе предложение).
— Как вы думаете, трудно ли изучать иностранцам русский язык? Почему?
Домашнее задание.
Рефлексия – самоанализ, самооценка участника образовательного процесса, потребность и готовность учащегося и педагога зафиксировать изменения своего состояния, определить причины этих изменений.
Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация:
рефлексия настроения и эмоционального состояния;
рефлексия деятельности;
рефлексия содержания учебного материала.
Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы:
– Сегодня я узнал… – Было интересно…
– Было трудно…
– Я выполнял задания…
– Я понял, что…
– Теперь я могу…
– Я почувствовал, что…
– Я приобрел…
– Я научился…
– У меня получилось …
– Я смог…
– Я попробую…
– Меня удивило…
– Урок дал мне для жизни…
– Мне захотелось…
Поскольку мы живём в мире постоянно совершенствующихся компьютерных технологий, я стараюсь не отставать от прогресса. Компьютер помогает создавать наглядность для уроков (таблицы, блок-схемы, средства обратной связи: сигнальные блокноты, веера, светофоры), с его помощью удобно проводить тестирование учащихся, а также изготавливать карточки, как для дифференцированного обучения, так и для фронтального опроса. ИКТ интенсифицирует процесс обучения: повышает темп урока, увеличивает долю самостоятельной работы учащихся, позволяет проверить усвоение теории у всех учащихся, углубить степень отработки практических умений и навыков, вести дифференцированную работу с каждым учеником.
Рене Декарт сказал: «Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять». Наш ученик имеет «хороший ум», задача современного учителя – найти применение этому уму.
Любой урок – имеет огромный потенциал для решения новых задач. Неоспоримо одно: он должен быть жизненным, одушевленным личностью учителя и ученика.
- В общественном обсуждении профессионального стандарта «Педагог-дефектолог» приняли участие более 800 специалистов (50%)
- Покорять Арктику в этом году отправятся воспитанники кадетских школ (50%)
- Проект по теме: «Как слово наше отзовётся» (50%)
- Конспект на тему «Теремок» (50%)
- Консультация для родителей: «Интеллектуальные игры для развития логического мышления дошкольников» (50%)