«Развитие  связной речи»

Автор. Воспитатель МДОУ д/с №3   Савкина  Людмила Анатольевна

Участники: воспитатель, дети, родители, муз. руководитель, физрук, психолог, логопед

Вид: практико- ориентированный

Продолжительность: долгосрочный.

      6.Проблема: На сегодняшний день — образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют      множество проблем.

     7.Актуальность.

Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая проблема воспитания. В настоящее время нет необходимости доказывать, что развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом.

Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития — мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие связной речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей.

Таким образом, актуальность темы определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка-дошкольника. Каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной. Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи — это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.

  1. Цель: Изучить способы, методы и приёмы активации речи детей .Привлечь  педагогов и родителей к работе по  речевому развитию. Совершенствование грамматической правильности речи , формирование разговорной речи, развитие связной речи, воспитание интереса к художественному слову у детей .

    9.Задачи:

1.Обеспечить количественное   накопление  слов, необходимых для содержательного общения, обогащать  активный  и пассивный словарь на  основе  обогащения  представлений о  ближайшем  окружении.

2.Учить детей связно и последовательно излагать свои мысли, пересказывать литературные произведения.

3.Заложиь в детях любовь к художественному слову, уважение к книге, эмоциональное отношение к   книге, эмоциональное

отношение к литературным персонажам, их чувствам.

4.Развивать умение понимать   обобщающие слова ( одежда, мебель, фрукты, и т.д.)

  1. Учить   (по  плану  и образцу)  рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающими событиями; составлять  свои рассказы из личного  опыта.

10.Ожидаемый результат:   Проведение промежуточной диагностики, улучшение показателя диагностики в развитии связной речи детей

  1. Этапы   реализации:

 

Этапы Деятельности детей Работа педагога Работа с родителями
Подготовительный этап Вхождение   в проект, формирование целей. Вхождение   в проект, формирование целей, сбор информации , материала , изучение литературы, мониторинг по  связной речи, составление плана проекта

Разработка  положений смотров, конкурсов, конспектов НОД, сценарий итоговых  мероприятий.

 

Ознакомление   с проектом
Организационный этап НОД

Конкурсы, праздники, игры, развлечения, экспериментирование, наблюдения, труд

Проведение круглых столов с родителями и педагогами, консультаций по теме проекта и реализации задач.

Проведение НОД с детьми специалистами и педагогами ДОУ (комплексные, тематические, ), посещение выставок в, музее и т.д.

Проведение конкурсов и смотров в рамках проекта. Совместная работа детей, родителей и педагогов по созданию и оформлению выставок  совместных работ, фото выставок и фотоколлажей по теме проекта.

Изучение, занятие, игры , показ кинофильмов познавательного характера.  Показ картинок с мало знакомым содержанием Пересказ словесный с использованием игрушек, картин ,описание предметов, игрушек .картин, описание объектов по памяти, дидактические игры на описание, придумывание рассказов об игрушках, картинках, рассказ -инсценировка

Рассматривание  иллюстраций, рассказ воспитателя, беседы, изготовление куклы

Рассказывание. Беседы. Рассматривание. Игры.

Дидактические игры, подвижные игры с текстом

Словесные упражнения, рассматривание картинок, повторение стихов.

Игровые упр-я для развития фонематического слуха: скороговорки

дидактические игры и подвижные игры , хороводы

лексические темы

Участие  в конкурсах, родительских  собраниях, анкетирование родителей, проведение  круглых столов 

Чтение детям художественных произведений, беседа 
по содержанию.
Составление с детьми рассказов о любимых игрушках 
, знакомых предметов.
Игры с детьми на развитие словотворчества.
  Проведение просветительской работы (консультации, рекомендации).Индивидуальные беседы.

Изготовление буклетов, памяток.
.

Итоговый этап   Мониторинг детей с целью определения уровня усвоения материала в рамках реализации проекта.

 

Презентация .

 

Оформление стенгазеты для родителей по итогам реализации проекта.

 

 

 

  1. Схема реализации проекта по  образовательным  областям
Образовательные области Виды деятельности детей
Социально-коммуникативное  развитие Выставка-конкурс  «Дары осени»; привлечение родителей и детей ;.

Выставка-конкурс «Хлеб  всему голова»-(родители и дети)

Утренник «Осень в гости к нам  пришла» Утренник «Новогодний карнавал»

Праздник «Масленица»

Конкурс «Красоты»  к  8 марта

Познавательное развитие «Как хлеб на стол пришёл», «Как мы  можем беречь хлеб?

  «Рассказ  о наступающем Новом годе»,

Одежда наших бабушек», ,

Русская народная игрушка- матрёшка.

«Отчизны верные сыны», «Танковое сражение», «Наша армия сильна», «День защитника Отечества» 

«История  празднования праздника 8 марта»

Рассказывание о космосе, о Ю.Гагарине, о профессии космонавта, конструктора.

 

 

 

Художественно- эстетическое развитие Конкурс новогодних поделок( родители и дети)

«Кукла закрутка»

Рисование «Портрет папы», « Портрет мамы»

Игольница –матрёшка

Речевое развитие Разучивание стихотворений Федоровская  «Осень», загадок, составление рассказов  о  осени, чтение художественной литературы

Мамин Сибиряк  «Серая Шейка,   Соколов –Микитов «Листопадничек»; Садовский  «Осень», Бунин «Листопад

 Составляем письмо Дедушке Морозу». Разучивание  стихотворений о новом годе

«Что подарит Дед Мороз»- составление рассказа  из  личного опыта

Разучивание стихотворения. «Мама» Е. Благининой, «Моя мама»- составление  рассказа  детьми,

Составление сказок о матрёшке

Артикуляционная  гимнастика

Физическое развитие Подвижные игры, спортивный праздник на  воздухе «Зимние  забавы»,  смотр- конкурс«День  защитника  Отечества»

Пальчиковая гимнастика

Физ. минутки  по лексическим  темам