Проект «Воспитание сказкой»

Бурова Лариса Анатольевна, воспитатель, Детский сад № 214 ОАО «РЖД»

 

Проект «Воспитание сказкой» проводился в детском саду № 214 ОАО «РЖД» с ноября 2015 по май 2016 года

Цель проекта – формирование нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста и обогащение социального опыта детей.
Раскрытие ценности совместного творчества детей и их родителей

Проведению данного проекта предшествовала подготовительная работа: перспективное планирование  мероприятий для детей, родителей, педагогов, разработка кружковой работы, создание Уголка Сказки, подборка дидактического материала, оформление тематических книжных  выставок,  беседы с детьми, фотографирование и т.п.

Работа над проектом состояла из трех этапов.

На 1 этапе мы решали задачи по формированию представлений детей о нравственных качествах персонажей, литературных произведений, умение их оценивать. Были использованы такие формы работы с детьми:

Знакомство детей со сказкой (чтение, рассказывание, беседы и вопросы по содержанию, рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильмов)

Пересказ детьми содержания сказки, игры с настольным театром, дидактические игры по сказкам «Любимые сказки», «Узнай сказку», составление разрезных кубиков.

Лепка, рисование, конструирование по мотивам сказок.

Для родителей была помещена информация в родительский уголок «Какие сказки читать детям?», «Что делать, если ребенок не хочет слушать сказки?», «Перечень, рекомендуемых сказок для младшего дошкольного возраста»

Проведено родительское собрание на тему «Сказка — ложь, да в ней намек…», на котором выступил психолог Жагарина М.А. «Сказка – это важно».  Далее прошла игра викторина из пяти конкурсов: «Отгадай, из какой сказки», «Сочиняем сказку», «Знаете ли вы мир сказок?», «Собери картинку», «Беседуем по сказке». Викторина помогла родителям вспомнить русские народные сказки, сказочных героев, проявить творчество и фантазию при сочинении сказочных историй. Воспитатели дали родителям советы как правильно задавать вопросы по прочитанным произведениям. В конце собрания мы предложили родителям объединиться в группы, чтобы организовать  акцию «Родители – детям» на неделе театра в марте. Провели жеребьевку по распределению сказок и видов театра для каждой группы родителей.

Для педагогов был проведен мастер – класс «Приемы работы со сказкой». Он состоял из теоретической и практической частей. Педагогам напомнили основные приемы работы с художественными произведениями (анализ сказок, рассказывание сказок, передумывание сказок, постановка сказок с помощью кукол, сочинение сказок, игры- драматизации).

В практической части мастер — класса прошла викторина с различными конкурсами: «Знаете ли вы сказки», «Дополни имя», «Покажи свое отношение к герою» (с использованием цветных карточек), «Отгадай настроение сказочных героев (с использованием пиктограмм), «Сочини новое окончание сказки», «Этюд» (чтение отрывка сказки с различной интонацией), «Рассказывание сказок» (от имени Бабы Яги, Василисы Премудрой).

2 этап проекта был посвящен поискам средств выразительности: интонации, мимике, жестам. Для этого мы использовали разнообразные игры,  речевые, имитационные упражнения на развитие выразительности речи, движений, сплоченности детей и родителей.

Для реализации этих задач, с детьми был организован кружок «Золотой ключик». Он проводился два раза в месяц. На нем дети продолжили знакомство с русскими народными сказками через:

имитационные упражнения «Изобрази героя», «Превращения», «Строим теремок»; игры с моделями-кружочками «Кто за кем?»;

упражнения на интонационную выразительность с использованием игрушек или масок медальонов;

пантомимические упражнения «Изобрази настроение героя»;

отгадывание загадок-имитаций «Догадайтесь, кого изображаем»;

сочинение сказки – истории «Встреча в лесу», «Петушок наш не поет»;

подвижные игры «Курочка и цыплята», «Лиса и зайцы», «Песик и Барбосик»;

ряженье в костюмы;

игры – драматизации по сказкам «Репка», «Курочка Ряба», «Теремок». Дети примерили на себя роли артистов. Они выступили, перед детьми групп раннего возраста со сказкой «Курочка Ряба», а перед родителями со сказкой «Репка».

Родителям было предложено поучаствовать в празднике, посвященном 8 марта «Мамочка, мамочка лучше тебя нет!». Мамы исполняли роли козы, кошки, утки, курицы, а дети соответственно были в ролях козлят, утят, котят, цыплят. Перед этим мероприятием для родителей были организована консультация «Как подобрать костюм», проведены репетиции. Все это вызвало живой отклик у родителей и детей.

В марте, в рамках недели театра, была организована акция «Родители – детям», где родители тоже примерили на себя роль артистов. Они были разделены на три группы. Первая группа показала детям театр кукол — картинок на палочке(гапите) «Как собака себе друга искала» (мордовская сказка), вторая – конусный театр «Кот, Петух и Лиса» (русская народная сказка», а третья — театр посуды «Сказка про тарелочки Майю и Гелю» (сочинение сказки).Дети были очень благодарными зрителями. А особую гордость испытали дети — мамы, которых были артистами.

На 3 этапе мы уделили особое внимание играм – драматизациям, развитию общения и взаимодействия между детьми и родителями по поводу игры. Итогом проекта была совместная драматизация сказки «Теремок». Дети и родители младшей группы были в роли артистов, а дети групп раннего возраста и их воспитатели – зрителями. Представление прошло эмоционально, зрелищно и закончилось совместным танцем всех детей.

 

Результаты проекта:

В процессе совместной деятельности произошло сближение родителей, детей и педагогов.

Мы обратили внимание родителей на значимость художественной литературы в воспитании нравственных качеств у детей

Дети хорошо знают и узнают основных сказочных героев.

Нам удалось вызвать интерес к театральной игре у всех детей

Замкнутые дети стали более раскрепощенными

Пополнился словарный запас, улучшились коммуникативные навыки у  детей

Дети стали более отзывчивыми на эмоциональное состояние и настроение сверстников и окружающих взрослых

Таким образом, делаем вывод, что сказка помогает эффективно решать проблему воспитания интереса к художественной литературе;

Развивать нравственно — эстетические чувства;

воспитывать волевые качества у детей.