Статья по теме: «Татарский орнамент в педагогическом процессе ДОУ»

Хуснутдинова Лилия Наильевна, воспитатель I квалификационной категории, МАДОУ «Детский сад № 7» г. Лениногорска Республики Татарстан.

 

  Духовное воспитание детей должно осуществляться средствами высоконравственными, эстетически совершенными. Именно таким и является народное искусство.

   Народное искусство татар, как и искусство других народов, тесно связано с бытом. В украшении своего жилища, одежды, бытовых предметов татарские мастера и мастерицы пользовались различными материалами и техническими средствами орнаментации. Мастера прекрасно понимали значение гармонии, формы, ритма, законов цветовых соотношений. Композиция орнамента, его расположение находятся в определенной взаимосвязи с формой украшаемой поверхности, характером бытового предмета, украшения, сооружения, что обуславливало степень их декоративности. Эта взаимосвязь в разные исторические периоды также претерпевала изменения, развивалась вместе с развитием орнамента и художественной культуры народа в целом.

  Характерным признаком татарского орнамента являются цветочно-растительные, геометрические и зооморфные мотивы.

  Цветочно-растительный орнамент занимает одно из основных мест в декоративно-прикладном искусстве казанских татар. Богатейший мир растений всегда вдохновлял народных мастеров в их творчестве. Растительный орнамент получает широкое распространение почти во всех видах искусства народа и поражает обилием цветочных мотивов, живописью их трактовки, богатством цветочных сочетаний. В орнаментации различных изделий и предметов быта можно встретить формы от простейших, в виде растительного побега, до пышных букетов довольно сложной композиции.

  Видное место среди растительных изображений почти во всех видах искусства татар занимает трилистник (тукранбаш). Трилистник редко выступает в композиции самостоятельно, обычно сочетается с другими мотивами, играя во многих случаях соподчиненную роль, может превратиться и в цветок, и в лист, и в веточку.

  Тюльпан (лалә). Тюльпан варьировался народными умельцами до бесконечности. Формы тюльпанов встречаются самые разнообразные: то вытянутые по вертикали, то по горизонтали. Нередко цветы изображались в вихревой композиции. Во всех видах творчества народа мотив тюльпана играет довольно активную роль, выступая в виде главной темы.

  Гвоздика (канәфер чәчәге). Наибольшее распространение изображение этого цветка получает в вышивках, меньше – в резной орнаментации и остальных видах народного творчества. Мотив гвоздики также имеет большое количество вариации.

  Интересны изображения колокольчиков (кыңгырау чәчәк). Они характерны для вышивки тамбуром и золотом, мозаики по коже. Реже их можно встретить в резьбе по дереву. Как и предыдущие цветы, колокольчик имеет варианты. Большой популярностью пользовались изображения, близкие к георгинам

(дәлия чәчәге). Они украшали цветочные узоры вышивок, узорных и ювелирных изделиях. Популярным в орнаментальном творчестве народа является также мотив ромашки (ак чәчәк). Её трактовка отличается большой легкостью и графичностью. Отдельные вариации этого цветка обнаруживают большую близость к живой натуре.

  Разнообразной трактовкой листьев и цветов татарские мастера стремились обогатить, оживить растительные композиции. Решая контуры цветов и листьев в виде зубчиков, то плавными кривыми линиями волнистого и другого очертания, народные мастера создавали богатый мир цветочных и лиственных узоров.

  Среди многообразных мотивов и узоров татарского орнамента значительное место занимают геометрические. Одним из характерных признаков геометрического орнамента является обилие вариации, благодаря чему татарские мастера создавали впечатление богатства узоров, многообразия их мотивов.

  Из линейных геометрических мотивов наиболее популярны следующие мотивы: волны, набегающей волны, фестончатообразный, жгута, спирали, зигзагообразные, веревочки, плетенки. Из простых геометрических форм широкое распространение получает квадрат. Ромб и треугольник, а также всевозможные узоры из них занимают основное место в орнаментации узорных тканей, в украшении подкарнизных плоскостей наличников окон, фронтончиков крылец, углов фасадов и ворот. В виде ромба, квадрата, треугольника делались формы ювелирных изделий: бляхи, футляры для коранов. Значительное место занимают розетки, построенные по круговой схеме.

  В орнаменте татар нередко можно встретить зооморфные изображения. Однако зооморфные мотивы занимают довольно скромное место в творчестве народа, встречаясь в основном в резьбе по дереву, изредка в вышивках шелком, золотом и ювелирных изделиях.

  Татарский орнамент декоративно-прикладного искусства используется в педагогическом процессе в трех направлениях:

  • для оформления интерьера дошкольного учреждения, праздников, досугов;
  • специальное обучение детей росписи татарского орнамента;
  • для развития детского творчества, как на занятиях, так и в процессе самостоятельной деятельности детей.

  Как нужно знакомить детей с татарским орнаментом? Воспитателю необходимо подготовить наглядные пособия для ознакомления детей с орнаментальным творчеством, изделиями украшенными аппликацией и вышивкой. Также желательно иметь фотографии, иллюстрации, зарисовки, выполненные в нескольких вариантах цветовых и композиционных решениях.

  Большое значение отводится рассказу воспитателя, включающие сведения о народных умельцах, которые создают красивые вещи (тюбетейки, калфаки, керамическую посуду, национальную обувь и т.д.) Особое внимание педагог уделяет орнаменту, его элементам, построению узоров. Чтение рассказов, сказок, рассматривание иллюстраций так же является важным средством приобщения к национальному искусству. При рассматривании иллюстраций воспитатель должен обращать внимание на специфику национального костюма или других предметов, их орнаментальное оформление и знакомить их с названиями (калфак, камзул, пиала, ичиги и т.д.)

  Анализ оригинальных образцов национальных изделий, чтение и рассматривание иллюстративного материала должны помочь образованию у детей конкретных представлений о народном искусстве, запоминанию ими очертаний народного орнамента, его композиционного строя, колорита, используемых в традиционном оформлении различных предметов быта, одежды, обуви, головных уборов и т.д. Знания эти постепенно расширяются, уточняются в процессе разнообразных форм и видов детской деятельности.

  Татарский орнамент народного прикладного искусства, включая все его виды, обладает большими воспитательными  возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости.

 

Литература:

  1. Бурганова Р.А. Татарский орнамент в изобразительной деятельности / Методическое  пособие для воспитателей детских садов. 2 часть. – Казань: ИПКРО РТ, 2002.
  1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильвой 3-е изд., испр. и доп. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 368 с.
  2. Нурзия. Татар сынлы сәнгате дәресләре. Өстәмә белем бирү программысы һәм методик кулланма.