«Методическое сопровождение внедрения и реализации ФГОС ДО в практику»

О. Н. Бородина, старший воспитатель МБДОУ Детский сад № 40, г. Осинники, Кемеровская область

                                          «Чтобы иметь будущее,

                                            нужно быть готовым

                                             сделать что-то новое»

                                                              Питер Джукер 

      Современное образование развивается в режиме инновационного поиска.  Только за последние годы появилось несколько значимых нормативных документов определяющих приоритеты развития дошкольного образования.  Это, прежде всего, ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации»  от 29.12.2012г., вступивший в силу с 01.09.2013г. и Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. №1155 «Об утверждении ФГОС ДО», вступившего в силу с 01.01.2014г. Согласно, статье 10, п.4 ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации»  дошкольное образование получило статус первого самостоятельного уровня общего образования.

    На наш взгляд, именно с введением ФГОС ДО назрела необходимость в модернизации организации  методической работы  в дошкольной образовательной организации. В свете новых стандартов возрастает социальный статус дошкольных организаций, что в свою очередь повышает потребность педагогов в самообразовании.

     Обеспечение профессиональной деятельности воспитателей по освоению и реализации ФГОС ДО требует грамотно спланированной работы с кадрами,  ведь именно педагогам приходится воплощать новые ФГОС в жизнь, и они должны быть к этому готовы.  В связи с этим, организация  методической работы в  ДОО  на современном этапе должна быть ориентирована на личность педагога, а также на развитие творчества, необходимого для получения эффективных результатов в образовательной деятельности.

   Для того чтобы работа в данном направлении была планомерной и эффективной, методические мероприятия по освоению обновленного дошкольного образования, в МБДОУ Детский сад №40 «Подснежник» комбинированного вида, осуществляются в рамках реализации плана  методической работы по введению ФГОС ДО в ДОО.

План методической работы  в условиях введения ФГОС ДО включает в себя:

  1. Организационное и аналитико-информационное обеспечение по созданию условий внедрения ФГОС.
  2. Кадровое и методическое обеспечение внедрения ФГОС ДО.
  3. Создание материально-технического обеспечения внедрения ФГОС

    Давайте рассмотрим 3 направления методической работы в отдельности.

    1.Организационное и аналитико-информационное обеспечение  по созданию  условий внедрения ФГОС.

 В рамках данного направления был  проведен анализ ресурсного обеспечения образовательного процесса в ДОУ и   реализации ООП ДО  в соответствии в ФГОС ДО.

— Был разработан и утвержден плана — график мероприятий по реализации направлений ФГОС.

В  соответствии с ФГОС ДО  методическим  советом нашей образовательной организации  были внесены изменения в документы, регламентирующие деятельность ДОО в условиях введения ФГОС ДО и  были разработаны соответствующие положения:

1) Положение о творческой группе по введению ФГОС ДО;

2) Положение о порядке подготовки и организации проведения самообследования дошкольной организации;

3) Положение об ООП ДО дошкольной организации;

4) Положение о системе внутреннего мониторинга качества образования.

 Проведено анкетирование готовности педагогов к внедрению ФГОС ДО. Анкетирование показало, что 100% педагогов готовы к внедрению ФГОС ДО.

 Библиотека методического кабинета пополнилась базовыми документами и дополнительными материалами по ФГОС ДО.

     Еще один важный аспект, который приобрел особую значимость в условиях перехода на ФГОС ДО, — взаимодействие с семьями воспитанников. Привлечение родительской общественности к управлению дошкольной организацией характерно для современного дошкольного образования. Поэтому нами предусмотрено публичное обсуждение вводимых инноваций.

       Мы используем такие эффективные  формы работы с семьей, как семейный обмен опытом, общие родительские собрания, информационные стенды, семинары-практикумы, проектная деятельность и другие.

      На официальном сайте нашего детского сада  представлена полная информация по ФГОС ДО.

       По-второму направлению  Кадровое и методическое обеспечение внедрения ФГОС ДО –  проведена следующая работа:

—  создана рабочая творческая группа из квалифицированных, творческих педагогов, готовых работать в инновационном режиме. Именно они активно участвуют в разработке ООП дошкольной организации. 

В настоящее время разработан проект ООП ДО. Работа над программой ведется в соответствии с планом  работы творческой группы нашего детского сада.

        Были запланированы и организованы мероприятия, направленные на повышения уровня профессионального мастерства педагогов. В годовых планах  МБДОУ Детский сад №40 «Подснежник» на 2013-2014 и 2014-2015, 2015-2016 учебные года был включен постоянно действующий семинар, на котором педагогический коллектив под руководством методической службы знакомился с нормативно-правовыми документами по ФГОС ДО;  принципами построения ООП, направлениями работы, образовательными областями и др.  

      Педагогическим коллективом разработана Основная образовательная программа дошкольного образования учреждения и Рабочие программы специалистов и воспитателей ДОУ.

      Понимая, что обновление образовательного процесса требует и его нового оформления, в рамках круглого стола,  по изучению и введению в действие ФГОС ДО  была создана единая форма планирования психолого-педагогической работы коллектива. Пересмотра потребовала и система  педагогического мониторинга результатов освоения ООП.    

     В связи с введением ФГОС ДО актуализировалась проблема освоения новых форм работы с детьми, обеспечивающих повышение качества дошкольного образования. Несомненно, что качество дошкольного образования зависит от уровня квалификации педагогов. Современный воспитатель должен отличаться децентрацией с личных проблем на проблемы ребенка, способностью строить рефлективную практику.

     Педагогам нужна площадка для профессионального общения, и таким информационным полем для нас стала традиционная «Неделя педагогического мастерства», позволяющая обмениваться опытом через такие формы работы, как мастер-классы, открытых просмотров непосредственно образовательной деятельности, презентации опыта работы педагогов дошкольной организации.

     Для того,  чтобы воспитатели и специалисты нашего детского сада могли успешно повышать свою профессиональную квалификацию, администрация образовательной организации поощряет посещение проблемно-ориентированных семинаров  и конференций по вопросам современного дошкольного образования и введение ФГОС ДО в частности. Так воспитатели и специалисты, посетив семинары и конференции областного или Всероссийского уровня, на  педагогическом часе знакомят коллег с содержанием данных мероприятий.

     Все педагоги принимают активное участие в работе  городских педагогических сетевых сообществ по изучению ФГОС ДО.

 100% педагогов прошли курсы повышения квалификации  за последние 3 года и 100% педагогов  обучились на курсах повышения квалификации по изучению и введению в действие ФГОС ДО.

    Каждый месяц педагоги образовательной организации поочередно знакомят педагогический коллектив с новинками методической  литературы и информационно методическими журналами. Такие мероприятия носят не только информационный характер, но и помогают педагогам освоить навыки публичного выступления и написания статей.

Качество образования, полученного воспитанниками, подтверждается и результатами мониторинга удовлетворенности родителей образовательными услугами – 97%.   

Динамика достижений воспитанников свидетельствует в первую очередь о профессионализме воспитателей. Воспитанники нашего детского сада являются

активными участниками конкурсов и мероприятий муниципального, областного и регионального уровней.

Педагоги дошкольной организации не только принимают активное участие в конкурсах различного уровня по изучению и введению ФГОС ДО, но и занимают призовые места.

Наше учреждение является победителем 2 Всероссийского конкурса на лучшее оформление  дошкольных организаций «Современный детский сад – 2016»;

Победителем 2 Всероссийского фестиваля педагогического мастерства  2016г.

 Всероссийского конкурса «Методическая шкатулка -2015»

Международного конкурса «Гордость России – 2016» и многих других.

Рассмотрим третье направление методической работы. 

  1. Создание материально-технического обеспечения внедрения ФГОС

  — Силами педагогического коллектива библиотека методических пособий по введению и реализации ФГОС ДО пополняется каждый месяц. Все группы нашего детского сада укомплектованы методическими пособиями по ФГОС ДО на 90%.

Большое внимание администрация дошкольной организации и педагогический коллектив уделяют проблеме создания для воспитанников, развивающей предметно-пространственной среды. Ведь ее наполнение, ориентированное на систематическое дополнение, обновление, вариативность, способствует активизации разных видов деятельности дошкольника, стимулирует его развитие.

Педагогическим коллективом составлена примерная классификация современных игрушек и оборудования по образовательным областям. В данном направлении ведется активная работа с родителями воспитанников. Развивающая предметно-пространственная среда пополнена на 90%.

Всем педагогическим работникам организации обеспечен доступ к электронным образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и региональных базах данных.

Официальный сайт  организации приведен в соответствии и постановлением правительства РФ № 582 от 10 июля 2013г. Все педагоги принимают активное участие в пополнении материала на сайте дошкольной организации.  Сохранить достойный уровень работы организации, формировать устойчивый и позитивный имидж в сознании родительской общественности в современных условиях введения ФГОС ДО нелегко, но возможно и необходимо. Жить по-старому уже не хочется, да уже и не получиться, поэтому предстоит еще большая целенаправленная работа методической службы дошкольной организации.

Список литература

  1. Белая К.Ю. Методическая деятельность в дошкольной организации. — М.: ТЦ Сфера,  2014. – 128 с. – (Библиотека журнала «Управление ДОУ»). (8)                                                                                                                
  2. Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – С. 8-11.