О формировании концертной программы  и развитии  творческой  активности баянистов

Тимергалиева Хабиба Фавадисовна, преподаватель МБУ ДО ДМШ, Ямало-Ненецкий автономный округ, г.Муравленко

    

Музыка как искусство является одной из форм общественного сознания, подчиненный общим законам социального развития, отражает черты свойственные на данном историческом отрезке времени: общий уровень культуры, быта. Она является совершенно необходимым условием достойного человеческого существования. Музыкальному воспитанию испокон веков отводилось значимое место. В любой педагогической системе развитие чувств, эмоции, эстетического сознания связывается с воздействием искусств. Традиционно преподаватели детских музыкальных школ основной целью ставят  развитие музыкальных способностей ученика, непрерывное совершенствование природных данных, приобретение необходимых знаний и навыков. Удивительный мир музыки разнообразен,  в нем и жемчужные россыпи фольклора, творения гениальных музыкантов и многообразие жанров музыки. Именно фольклор  и национальные традиции являются  одной из высших духовных ценностей русского народа. Народные традиции веками вырабатывали и создавали каноны правильного, разумного,  поэтому важно передавать их нашим детям в процессе воспитания.Соприкосновение личности с искусством вызывает желание творить самому, приобщиться к музицированию, что  воспитывает самое  важное качество в человеке – творческую активность. Музыкальные произведения созданные задолго до появления баяна стали источником питающим баянное искусство. Богатство выразительных средств, особенности технологий и качеств инструмента, технических приемов, наличие большого  диапазона позволяют исполнять на баяне разную музыку.Работа над произведениями крупной формы занимают важное место в исполнительском развитии, которая требует хорошей исполнительской подготовки, знания основ теории музыки, анализа и целостности формы.Известный педагог – методист, тонкий психолог, самобытный исполнительЯшкевич Иван Адамович (1923-2000),автор популярных баянных транскрипций и оригинальных произведений, пропагандист народно- инструментального искусства, навсегда вписал свое имя в историю баянного искусства.  В настоящее время ни один всесоюзный, республиканский, зональный, или международный конкурсбаянистов-аккордеонистов не проходит без исполнений транскрипций И.А. Яшкевича. Поэтому в программы концертов  включаются произведения крупной формы И. Яшкевича.Анализируя репертуар баянистов, можно заметить, что непременным и обязательным условием стало включение в концертные программы самых разнообразных произведений полифонической музыки. Полифония означает многоголосие, гдевсе голоса музыкальной ткани абсолютно равноправны и тесно  взаимосвязаны между собой. Ведь только полифония дает неисчерпаемое богатство и многообразие композиционных средств и приемов, значение которых сохраняется в течении многих столетий. Работа над полифоническими произведениями развивает  у исполнителя такие качества, как масштабность и глубину мышления, художественный вкус.В репертуаре баянистов  музыка разных жанров и стилей  и  определённое место занимает  музыка, которая  вырастает  из живой и свободной народной речи, из народных песен. Безвестные  певцы, поэты, просто люди, чуткие к  музыке, в состоянии душевного подъема вложили в нее лучшие свои чувства, мысли, мечты, чтобы  музыка  затронуло  сердца слушателей. Музыка открывает перед нами мир человеческих чувств. Своим неповторимым и особенным языком рассказывает нам о красоте и величии природы, без музыки наша жизнь была бы беднее.Искусство песенного  жанра неразрывно связано с музыкой, и существует исключительно в  неразрывной слитности с инструментальной музыкой. Музыка людям нужна и серьезная, та, что заставляет нас думать, размышлять, переживать, и легкая, веселая, от которой ноги будто сами  идут в пляс. Исторические  русские пляски сопровождались не только пением, но и игрой на музыкальных инструментах. Музыка русской пляски незатейлива, проста в своей основе. Обычно она состоит из двух частей: начинается она медленно, тяжело.постепенно ускоряется и доходит до темповой и эмоциональной кульминации. В течении нескольких столетий русский народ из великого множества вариантов своих песен, плясок и инструментальных наигрышей отобрал и отшлифовал несколько образцов, ставших любимыми и общенациональными. Это  «Русская», «Барыня», «Камаринская», «Цыганочка», «Казачок» и некоторые  другие. Богатство инструментария и любовь народа  к инструментальным формам музицирования   явились предпосылкой того, что таким образом сложилась национально самобытная  традиция русской народной,  инструментальной музыки, ставшая в свою очередь базой для становления и развития русской классической музыки.  Историинарода отразившиеся в народных песнях, знание своей культуры, сохранение лучших традиции своего народа, популяризация народного инструмента, именно такой представляется мне стратегия  развития личностной культуры  подрастающего поколения, утверждающая высокую нравственную красоту, воспитывающая гордость за свою Отчизну. Концертные выступления это конечный результат работы над программой. Ученику —  исполнителю приходится в той или иной форме испытывать эстрадные ощущения, выступая перед публикой, это и есть момент воспитания артистизма. Неоспоримо  «фактор присутствия», когда  творческий процесс воссоздания музыки происходит непосредственно в зале, когда каждый слушатель чувствует себя как бы его участником. Создаются предпосылки для формирования у детей  активной творческой  деятельности, как поражает учащихся, что так хорошо знакомый  им инструмент звучит под руками товарища совсем иначе, гораздо богаче и разнообразнее, что является стимулом  для более серьезных занятий на инструменте. Концерты – встречи приобщают учащихся к прекрасным произведениям искусства, развивают любовь к музыке, способствуют лучшему ее пониманию, раскрывают и воспитывают такие черты характера, как коммуникативность, формируют отношения сотрудничества, свободной  дискуссии, умения моделировать, работать в команде.