Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» по теме: «Колыбельной песни добрый свет» (для детей 2-ой младшей группы)

Подготовила:

воспитатель  Кротова Н.И.

 МДОУ»Детский сад №68″, Республика Мордовия, г.Саранск

 

Цель – приобщить детей к истокам русского народного творчества.

 

Задачи:

Образовательные. Познакомить детей с жанром народного творчества- колыбельной песней, формировать интерес к песенному народному творчеству.Совершенствовать умение детей внятно произносить в словах гласные (о, а, е).

Развивающие. Развивать эмоциональный отклик на музыку, умение детей исполнять знакомые колыбельные песни, развивать слух.

Воспитательные.Воспитывать любовь к песенному творчеству.

 

Интеграция образовательных областей.

ОО «Физическое развитие» Формировать умение сохранять правильную осанку.

 

Методические приемы: Организационный момент, напевание колыбельной песенки, вопросы детям, исполнение песенки детьми, песня «Спят усталые игрушки».

 

Предварительная работа:

ОО «Художественно- эстетическое развитие» — развивать желание детей петь мелодии колыбельных песен «баю- баю».

ОО «Речевое развитие»- развитие всех компонентов устной речи.

 

Словарная работа: гуленьки, люленьки, котенька, лобок, усыплять, ворковать, белолапа.

 

Материал и оборудование: кукла, колыбельная, аудиозапись.

 

Ход занятия:

Дети полукругом сидят в музыкальном зале. Воспитатель укладывает спать куклу, качает ее и тихонько напевает колыбельную песенку.

 

                Уж ты, котенька- коток,

Котик- серенький лобок,

                Приходи ко мне гулять,

                Мою деточку качать.

                Уж как я тебе коту,

                За работу заплачу,

                Дам кусок пирога

                И кувшин молока,

                 Баю- бай.

 

Кукла засыпает и воспитатель обращается к детям. Давным –давно, так давно, что и представить себе трудно, мамы укладывали своих малышей спать, стали петь им песенки.

-Кто знает, как они называются? (Ответы детей). Да это колыбельные песенки, потому что они исполнялись у колыбели. Они должны были помочь маме уложить ребенка спать, убаюкать, поэтому их еще называли баюкающими.

— Ребята, а вам пели колыбельные? Кто пел? Вам нравилось их слушать? (ответы детей).

-А кто может спеть колыбельную песню? (дети по желанию исполняют колыбельные).

Воспитатель: А сейчас я спою вам еще одну  колыбельнуюпесню, а вы представьте, что у вас в руках любимая игрушка и вы ласково качаете, баюкаете. (исполнение колыбельной песни воспитателем).

 

Ой, люли, люленьки,

Прилетели гуленьки,

Прилетели гуленьки,

Сели возле люленьки,

Они стали ворковать,

Мою детку усыплять.

 

-Дети, понравилась ли вам эта песенка? А почему эта песенка понравилась?(ответы детей). Как она звучала? (ответы детей).

_ Воспитатель. Да, вот какую ласковую и добрую песенку поет мама своему малышу, а слова какие ласковые подобраны: гуленьки, люленьки. И звучат они особенно –плавно, ласково, нежно, потому что каждая мама любит своего малыша. В колыбельных песенках часто упоминается, котик, который так ласково мурлычит, воркующие голуби-гули, сон, дрема. Давайте и мы с вами споем баюкашную песенку. Послушайте ее.

Баю-баю, баю-бай,

Ты, собаченька, не лай,

Белолапа не гуди,

Мою детку не буди.

Исполнение песенки детьми.

Воспитатель. –Как мы спели эту песенку?( Ответы детей. Нежно, ласково).

Воспитатель. Да мы спели ее нежно, ласково и тихо, чтобы дать ребенку уснуть. Колыбельная песня поется ласково, нежно, потому что каждая мама очень любит своего малыша, желает ему спокойной ночи, хочет, чтобы ему снились самые приятные сны. Колыбельная песня поется так, как качает ся колыбелька (исполняется колыбельная песенка). Это помогает малышу скорее уснуть. А теперь спою вам еще одну колыбельную, а вы послушайте внимательно и скажите, о чем пелось в песне.

 

У кота, у кота,

У кота, у кота

Колыбелька золота

И постелька мягка.

А у дитятки маво,

У маво ли у дитя

И получше того,

И помягче того

Люля точеная,

Позолоченая.

Одеялечко тепло.

 

О чем же пелось в этой колыбельной пнсенке? (Ответы детей по тексту).Как выглядит колыбель и постелька малыша? (Ответы по тексту).

Воспитатель. –Какие красивые слова употребляются здесь для описания колыбельки постели малыша, и это потому, что в доме малышу рады. Вы знаете, ребята, что у каждого произведения есть свой автор, композитор. А кто же создал колыбельную песню?(Предположение. Дети ответят-мама).

Воспитатель. Да, дети, вы, наверное правы. Скорее всего колыбельная песня была когда-то  создана чьей-то мамой или няней, только имени их мы не знаем. Знаем, от мамы перешла к дочке, а от дочки к ее дочке. Один человек сочинил, другой услышал, запомнил, добавил свое и третьему передал. Так и сохранилась колыбельная до наших дней. А вы знаете, что колыбельные песни создаются и сейчас? Их можно услышать по радио и телевидению. В каждой детской передаче можно услышать колыбельную песню. Ответы: «Спокойной ночи ,малыши», «Спят усталые игрушки». Да, ребята, если колыбельная песни сочиняются и исполняются в наше время то, наверное, они не устарели и нужны людям.

 

                       Литература:

  1. От рождения до школы. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н.Е.Веракса, Т.С. Комарова, М,Н Васильевой. М. Мозаика-синтез, 2015г.
  2. Знакомство детей с русским народным творчеством. Методическое пособие для педагогов. Санкт- Петербург. Детство- Пресс,2001г. А.С.Куприна, Т.А.Бударина и др.
  3. О.Л.Князева,М.Д.Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».