Роль игровых технологий в развитии координационных способностей у дошкольников с нарушением интеллекта

Аристова Елена Алексеевна, педагог дополнительного образования МБУДО ЦВР, г. Кольчугино, Владимирская область

 

Вся жизнь ребенка наполнена игрой.

Игра, являясь ведущим видом деятельности детей дошкольного  возраста, занимает важное место в их жизни. Это связано с тем, что игра оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка.  В игре дети овладевают новыми знаниями, умениями и навыками, совершенствуют свою речь. Только в игре осваиваются правила человеческого общения, укрепляется здоровье, развиваются координационные способности и двигательные навыки. Во многом благодаря игре у детей формируется рефлексия-способность осознавать свои особенности, осмысливать, как эти особенности воспринимаются окружающими , и строить свое поведение с учетом их возможных реакций. Согласно Р.Е.Мотылянской, чем шире диапазон используемых средств и игровых упражнений, тем ярче проявляется их стимулирующие влияние на  физическое развитие детей.

Но совершенно по-иному выглядит процесс развития игры у детей с нарушением  интеллекта. Уже в раннем детстве у таких детей проявляется низкий уровень познавательной активности, запаздывание в сроках овладения двигательными функциями, предметными действиями, речью, эмоциональным и ситуативно-деловым общением со взрослыми. И несмотря на это, развитие детей с нарушением интеллекта проходит те же стадии, что и развитие нормально развивающегося ребенка, т. е. происходит последовательная смена ведущего вида деятельности, определяющей переход от одной стадии к другой.

Дошкольники с интеллектуальной недостаточностью, будучи включенными в игру, длительное время не проявляют интереса к ее процессу и игрушкам, действуют безразлично, пассивно подчиняясь требованиям взрослого. Благодаря обучению интерес к игре возникает, но оказывается весьма кратковременным, нестойким. При умелом и систематическом использовании игра положительно может воздействовать не только на способность управлять движениями, но и на всю психомоторную сферу ребенка: умение быстро реагировать, предвидеть, быстро находить ,принимать и осуществлять решения.

Процесс обучения игре дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии строится с учетом закономерностей ее развития у нормально развивающихся детей.  Процесс обучения имеет свои особенности: индивидуальный и дифференцированный подход, сниженный темп обучения, структурная простота содержания знаний и умений, повторность в обучении, самостоятельность и активность ребенка в процессе обучения. Все это нужно учитывать в процессе обучения детей с особенностями интеллектуального развития.

Следовательно, в подходах к процессу обучения игре нормально развивающихся дошкольников и дошкольников с интеллектуальной недостаточностью, а также в решении конкретных методических вопросов можно найти много общих черт. К ним относятся:

Построение процесса обучения игре на основе дидактических принципов.

Важнейшие из них:

Принцип активности и сознательности ребенка в процессе обучения;

Принцип систематичности и последовательности в процессе формирования знаний, умений и навыков у детей;

Принцип наглядности, учитывающий наглядно-действенный и наглядно-образный характер мышления дошкольников;

Принцип доступности, предусматривающий соответствие формируемых представлений, знаний, умений и навыков возрастным и индивидуальным возможностям детей;

Принцип прочности формируемых знаний, умений и навыков;

Принцип связи содержания обучения с жизнью и опытом детей;

Принцип воспитывающей и развивающей направленности процесса обучения;

Принцип руководящей роли педагога в процессе обучения.

Ряд  игр, как и простые эстафеты дошкольникам  с нарушением интеллекта можно применять на  занятиях без специального обучения соответствующим движениям. Однако большинство  игр и эстафет, например с мячами и скакалкой, используют лишь после того, когда необходимые двигательные действия достаточно хорошо освоены. Иначе преждевременное включение их может повлечь за собой формирование неправильных навыков и умений в бросках и ловле, что отрицательно скажется в дальнейшем при освоении техники соответствующих приемов спортивных игр.

На занятиях, где разучивают упражнения с мячами, не рекомендуется проводить эстафеты и подвижные игры с одинаковыми движениями, так как это станет предпосылкой одностороннего воздействия на организм занимающихся, а так же не будет способствовать  закреплению пройденного материала ввиду его недостаточного усвоения.

Для совершенствования координационных способностей можно проводить 1-2 эстафеты или подвижные игры. Некоторые занятия могут полностью состоять из разнообразных подвижных игр, эстафет и элементов спортивных игр. Обычно включают 2-3 игры или эстафеты знакомые дети и 1 или 2 новые.

Педагог должен подбирать игры, руководствуясь принципами подбора физических упражнений и возрастных особенностей детей. Выбирая для детей игру, необходимо ставить задачи двигательного характера — закрепить навык того или иного движения, развивать чувства товарищества, взаимопомощи.

Перечень игр для совершенствования координационных способностей применительно к метательным действиям, к циклическим и ациклическим локомоциям, к спортивным играм.

«Кто дальше бросит» -группа делится на несколько команд, которые выстраиваются одна за другой, за линией старта по ширине площадки. Впереди, на расстоянии 5 метров от линии старта, проводят   несколько линий на расстоянии двух метров  друг от друга по сигналу играющие первой команды бросают мешочки с места одной рукой из-за головы, стремясь забросить их за самую дальнюю линию. Затем по очереди задание выполняют игроки второй команды и т.д. Побеждает команда, забросившая больше мешочков за самую дальнюю линию.

«К своим флажкам», «Вызов номеров» и др.

«Играй, играй, мяч не теряй»- каждый из детей самостоятельно играет с мячом в любом свободном месте площадки(ловит и бросает, водит , катит и тд.) После сигнала все должны как можно скорее поднять мяч вверх. Опоздавшие получают штрафное очко. Затем игра продолжается. Выигрывают те, кто за время игры не получил штрафных очков.

Как показывает практика, применение скакалки на занятиях позволяет также значительно повысить уровень развития быстроты выносливости, скоростно-силовых качеств, координации движений. Скакалку можно использовать  при проведении общеразвивающих упражнений, в комплексах круговой тренировки, подвижных играх и эстафетах, а также при развитии координационных способностей занимающихся. Упражнения со скакалкой оказывают значительное воздействие на органы дыхания, сердечно — сосудистую систему, укрепляют суставы и мышцы ног, развивают прыгучесть.

Примерный комплекс упражнений со скакалкой.

  1. И. п. — о. с., сложенная вчетверо скакалка в руках внизу. 1- скакалку вперед; 2- поднимаясь на носки, скакалку вверх, прогнуться; 3-4- движение в обратной последовательности в и. п.
  2. И. п. – о. с. Сложенная вчетверо скакалка внизу. 1- присед, скакалку на грудь; 2-и. п.; 3- присед, скакалку вперед ;4- и. п.
  3. И. п. – ноги врозь, стоя на середине скакалки, руки с концами скакалки в стороны. 1-наклонн влево, левую руку к плечу, натянуть скакалку; 2- и. п.; 3- 4- тоже в другую сторону.
  4. И. п. – о. с. Сложенная вчетверо скакалка за головой; 1- наклон вперед; 2-и. п.; 3-наклон вперед скакалку вперед; 4- и. п.
  5. И. п. – стоя ноги врозь, сложенная скакалка внизу. 1- поворот туловища влево, скакалку вперед; 2- и. п.; 3-4-тоже в другую сторону.
  6. И . п.-о. с. Сложенная вчетверо внизу. 1-2- согнуть левую ногу вперед и перешагнуть через скакалку; 3-4 –движение в обратной последовательности. в и. п.
  7. И. п. – о. с. скакалка сложенная вчетверо в правой руке; 1-16 бег на месте.
  8. И . п. скакалка сложенная вчетверо в левой руке; 1-16-ходбба на месте. Темп средний, переходящий в медленный.
  9. И. п. – стоя ноги врозь; 1-2-поднимание на носках, руки дугами наружу, вверх, вдох; 3-4-руки дугами наружу вниз, и.п., выдох,  расслабиться.

В силу психологических особенностей  дошкольники склонны удерживать внимание на небольшой промежуток времени. Чтобы избежать переутомления, ослабляющего желание ребенка посещать занятия, необходимо устраивать  отдых. И в этом случае хорошим помощником опять же может стать игра.

При рациональном использовании игра становится эффективным методом физического воспитания. Использование подвижных игр предусматривает не только применение каких-либо конкретных средств, но может осуществляться путем включения методических особенностей игры в любые физические упражнения

Подводя итог можно сделать выводы, что координационные способности у детей дошкольного возраста тренируемы, дети поддаются воздействию педагогического процесса. Развитые координационные способности сохраняются в течение длительного времени, являются предпосылками успешного освоения сложных двигательных действий. Для педагога, занимающегося с детьми с нарушением интеллекта, игра может стать одним из инструментов активизации познавательных способностей дошкольников, воспитания у них устойчивого интереса и потребности в интеллектуальной деятельности, совершенствования  психических и психофизиологических функций, физического развития  и успешности обучения в целом.

Библиографический список

1.Алямовская В.Г «Как воспитать здорового ребенка». — М., 1983.

2.Болонов Г.П. «Физическое воспитание в системе коррекционно –   развивающего обучения».

3.Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Корекционно — развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта. Методические рекомендации. Москва «Просвещение» 2009

4.Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Корекционно — развивающее обучение и воспитание. Москва «Просвещение» 2003

5.Мозговой В.М «Развитие двигательных возможностей детей с

нарушением интеллекта».