Сергеева Лариса Ивановна, учитель начальных классов МБОУ «Трехбалтаевская СОШ» Шемуршинского района Чувашской Республики
Урок. Конспект урока русского языка в 3 классе.
Цель: создание условий для совершенствования умения различать однозначные и многозначные слова через развитие исследовательских компетенций.
Задачи:
- создать условия обучающимся для осознания самих себя как движущую силу своего научения;развивать умение объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе изучения однозначных и многозначных слов;
- формировать позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку.
Ход урока.
- Вступление.
— Дорогие ребята, сегодняшний урок русского языка будет необычным. Мы с вами будем проводить исследования. Объектами исследования будут слова.
— А что означает слово исследование?
(Ученики читают по слайду. Исследование –это поиск новых знаний, процесс изучения чего-либо, научный процесс)
— А как называют человека, занимающегося исследовательской деятельностью?
— И так, сегодня вы не просто ученики, а исследователи. Вам предстоит провести исследования.
— Дорогие исследователи, наши новые открытия мы должны записать. (Появляется королева Осень. Раздаёт детям начерченные в линейку кленовые листья, вместо тетрадей.)
1.1 Открытие нового знания.
— Наступило время учебного эксперимента. Разделимся на три команды. Каждой команде я раздаю лист бумаги, на которых написано- лисичка. Пожалуйста, изобразите то, что это слово означает, чтобы мы без словаря смогли понять его лексическое значение.
-Рассмотрим ваши рисунки. У одних нарисованы маленькие лесной зверь –лисичка т.е лисица. А у других лисичка – лесной гриб. А почему так получилось? Кто прав, кто ошибся?
Мы с вами исследуем слова, чтобы понять их значения.
— Если слово вам не знакомо, или значение слова непонятно, где можно его узнать или уточнить?
— Конечно, толковый словарь является незаменимым помощником при изучении русского языка и пригодится нам в исследовании слов и их лексических значений.
СЛОВО лисичка имеет два лексических значения.(Ученики читают значения слова- лисичка- по словарю.)
Дорогие исследователи, понаблюдаем за другим словом. Это слово — зебра.
— Запишите в тетрадь предложение, используя это слово. ( на доске записываю слово ЗЕБРА)
1-й ученик читает предложения о зебре-животном. (Вчера в зоопарке мы видели зебру.)
2-й ученик читает предложения о пешеходной зебре. (Зебра – это вид дорожной разметки, которая обозначает пешеходный переход.)
— Как вы думаете, ребята, почему получились сообщения о разных зебрах?
У слова зебра 2 лексических значения.
ВЫВОД: Слова, которые имеют не одно, а несколько значений , называются многозначными. Чем похожи многозначные слова?(Ответы учеников).
— Проведём ещё один эксперимент. Юные исследователи, поднимите вверх РУЧКИ.
— Почему же кто-то поднял вверх руки, кто-то поднял вверх шариковую ручку, а некоторые растерялись и подняли и то и другое?
— А какое ещё лексическое значение есть у слова РУЧКА?
— Запишите в тетрадях словосочетания со словом РУЧКА так, чтобы было понятно значение этого слова.
— Давайте проверим, что вы записали. (гелевая ручка, дверная ручка, детская ручка)
2)Подведение учащихся к формулированию выводов.
— Мы провели наблюдения за словами Лисичка, зебра, ручка. Чем удивили нас эти слова? Что у них общего? Приведите свои примеры слов, у которых несколько лексических значений.
— И так, у этих слов несколько лексических значений. А как вы думаете, все ли слова нашего языка имеют по несколько лексических значений?
— В русском языке есть и такие слова, которые имеют только одно лексическое значение. На слайде вы видите картинки, иллюстрирующие такие слова. Назовите их. Приведите теперь свои примеры слов, имеющих только одно лексическое значение.
(записываю в другой столбик однозначные слова)
На доске примерная запись:
Слова
Лук | чеснок |
Зебра | Платок |
Ручка | Карусель |
много значений | одно значение |
— А теперь, мои юные исследователи, давайте сделаем вывод о том, на какие две группы можно разделить слова русского языка по количеству их лексических значений.
- Формулирование учащимися выводов. Подтверждение полученных выводов.
— 5. Толковый словарь
— Как же нам удаётся понять, в каком именно значении из многих употребляется многозначное слово?
— Где можно найти все значения многозначных слов?
— Разные значения одного слова помещаются в одну словарную статью толкового словаря. Цифрами в словарной статье выделяются отдельные значения многозначных слов. «Чемпионами» по многозначности можно назвать глаголы. У глагола идти, например, словарь отмечает более 25 значений, у глагола ставить – 19!
Физминутка.
- Закрепление изученного.
- Распределение слов по группам – работа в парах.
— Теперь вам предстоит применить свои новые знания при выполнении следующего задания.
— Распределите слова на две группы: однозначные и многозначные. Те, кто сидит на 1-ом варианте, выпишут в тетради однозначные слова, а те, кто сидит на 2-ом варианте, будут выписывать многозначные слова. По окончанию работы обменяйтесь тетрадями и проверьте работы друг друга. Оцените работу своего товарища.
Кисть, шкаф, мышь, лето, ключ, шуба, зерно, компьютер, труба.
Однозначные слова | Многозначные слова |
. | |
. | |
. | |
. | |
— А теперь, исследователи, я предлагаю вам стихотворение. Есть ли в стихотворении многозначные. Найдите их.
(стих с пропущенными словами)
-Бросил палку кверху Мишка:
-Падай в шапку с ели, шишка!
Шишка хлоп по голове
Сразу шишек стало две.
— — Справились с заданием? Давайте проверим, что у вас получилось.
— Какие значения у слова шишки в этом стихотворении?
(шишка растёт на ели, от удара на голове появилась шишка)
-Давайте запишем разные словосочетания со словом идёт и покажем, что это многозначное слово.
(человек идёт- шагает
Дождь идёт- льёт
Часы идут- работают, тикают)
Молодцы, показали много значений слова идёт. Интересно, а сколько их у этого слова в толковом словаре? Давайте узнаем!
(вызываю желающего найти слово в словаре и сказать, сколько у него значений)
.
- Рефлексия.
Игра «Хитрые вопросы».
- Каким ключом нельзя отвернуть гайку?
- Какую ноту кладут в суп?
- Из какого крана нельзя брать воду?
- Из каких ноготков нельзя собрать букет?
- Какой лук в салат не порежешь?
- Подведение итогов.
— Наш урок подошёл к концу. Оцените свою работу на уроке и поставьте себе оценку. Итог урока. Если тема сегодняшнего урока вам ясна и понятна, нарисуйте на ваших тетрадках-листках кленовых солнышко. Если у вас есть затруднения, то нарисуйте солнышко и облачко. Если вам очень трудно понять слово многозначное или однозначное, то нарисуйте тучку.
- Домашнее задание.
Придумать и записать в тетрадь несколько предложений со словом иголки, употребляя его в разных значениях.
- «Совершенствование начального общего образования в условиях гуманизации образовательного процесса» (50%)
- Открытый показ образовательной деятельности по физической культуре по теме «Посуда» (50%)
- Авторская методическая разработка по литературному чтению для 2-4 классов «Электронное учебное пособие «Читалка» (50%)
- Внеклассное чтение. Тема: В. Катаев Цветик- семицветик (50%)
- Разработка занятия по теме: «Штукатурные работы: назначение, виды, классификация в зависимости от применяемых материалов» (50%)
- Урок - радуга во 2 классе по теме «Упражнения в написании слов с безударными гласными в корне слова». (RANDOM - 50%)