«Деревья нашего участка »

Паспорт проекта

2.Автор: Ухинова Е.Р. — воспитатель, МАДОУ № 111 «Дашенька», г. Улан-Удэ

3.Тип проекта: познавательно – исследовательский с заданным результатом (для детей 5-6 лет).

4.Продолжительность проекта: октябрь.

5.По количеству участников:  групповой (дети, воспитатель, родители).

6.Предмет исследования: деревья  нашего края (дома, города)

 

 Дети пятого года жизни проявляют активный интерес к окружающему миру. У них развивается познавательный интерес к природе, окружающим предметам, явлениям. Опрос детей нашей группы показал, что многие из  детей не знают деревья и кустарники, произрастающие на территории нашего детского сада, но и не только, а в нашем краю. Наблюдения на прогулке за действиями, поведением детей показали, что некоторые дети не умеют бережно относиться к живой природе. Проект «Деревья нашего края» был разработан с целью расширения знаний и представлений детей о деревьях и кустарниках, растущих на территории детского сада и  парка. В ходе проекта мы хотим способствовать  формированию детской компетентности по этой теме, пополнить  методический и дидактический материал по разделу «Растительный мир», активизировать речь детей по теме «Деревья», повышать  компетентность родителей в данных вопросах.

Ожидаемый  результат — появление у детей осознанного, бережного отношения к деревьям и кустарникам, знание их, отличие.

Актуальность:

при ознакомлении детей с природой, а именно с деревьями нашего участка, родного края, открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу ребенка, способствует формированию положительных моральных качеств.

Цель проекта: создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта «Деревья нашего края»

Задачи проекта:

— формировать в детях эмоционально-радостное ощущение от активного участия в совместной, коллективной работе;

— развивать логическое мышление, речь, кругозор;

— воспитывать любознательность, любовь и бережное отношение к природе родного края;

Образовательные области

Коммуникация:

— Беседы

— Свободное общение

Познание:

— Рассказ воспитателя

— Рассматривание: фото, репродукций, иллюстраций

 Исследовательская деятельность:

-обследование и рассматривание листьев;

-определять форму: круглые, овальные, резные;

-окраску: оттенки зелёного, жёлтого и красного цвета, неоднородность цвета (пятнистость, полосатость) ;

-величину – использовать в определении более точные градации: мелкие, крупные, средние листья;

-поверхность листа: гладкий, ворсистый, блестящий – не блестящий; плотность и толщину листьев;

— дидактические игры

Чтение художественной литературы

— Чтение стихотворений, рассказов и сказок по данной теме

— загадывание загадок

— рассматривание картин, открыток, иллюстраций

Социально-личностное развитие

— Социализация

— Экскурсии: по участку детского сада и парка им.Орешкова, экологической тропе (район мемориала Победы).

— Наблюдения

— Труд

— Безопасность

 Художественно-эстетическое развитие

— продуктивная деятельность

— подборка материалов для изготовления гербария, конструирования

 Музыка

По плану музыкального руководителя

Физическое развитие

— подвижные игры

-физкультминутки

 Здоровье

-свободное общение «Могут ли деревья лечить? », «О пользе деревьев и кустарников»

-создание условий для самостоятельной деятельности детей

Гипотеза: можно предположить, что в итоге проделанной работы дети  получат  знания о различных деревьях родного края.

Модель 3-х вопросов

Что мы знаем об

этом?

Что мы хотим

узнать?

Как мы можем

узнать?

* Деревья бывают

разные

 

*Птицы вьют гнёзда на

дереве

 

* Деревья бывают

высокие и низкие

 

* Их можно сажать в

землю

«Почему нужно беречь и

охранять деревья?

*Как появляются

деревья?

* Чем дерево отличается

от других растений?

* Каково значение

деревьев для человека?

*Что можно делать из

дерева?

*Наблюдения

*Беседы

* Экскурсии по

экологической тропе (мемориал Победы)

*Художественная и

познавательная

литература

*Дидактические игры и

занятия

* Рассматривание

иллюстраций

 

 

Вывод: У детей недостаточно знаний о природных объектах, в частности  о   различных деревьях; отсутствуют представления о бережном и правильном отношении к ним (как беречь, ухаживать)

Предполагаемый результат:

  • -сформировать знания о различных деревьях родного края;
  • — умение  бережно относится к деревьям  
  • — развитие эмоциональности, самоутверждение  личности ребенка;
  • — воспитание навыков   работы в коллективе

Модель взаимодействия участников проекта:

  • Свободная деятельность детей
  • Совместная деятельность детей со взрослыми
  • Организация непосредственно образовательной деятельности
  • события

План действий:

1.Постановка цели;

2.Поиск формы реализации проекта;

3.Разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта;

4.Организация развивающей, познавательной, предметной среды;

5.Определение направлений поисковой практической деятельности;

6.Организация совместной творческой, поисковой, практической деятельности с родителями и детьми;

7.Коллективная реализация проекта, его презентация.

Предварительная работа:

  • Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме

 « Деревья»

  • Рассматривание деревьев на прогулке, экскурсии
  • Чтение стихов,  художественных  произведений
  • Продуктивная, художественная, музыкальная деятельность

Этапы проекта:

1.Подготовительный:

а) постановка цели

б) разработка и содержание учебно-воспитательного процесса — перспективное планирование

Методы исследования: наблюдения во время экскурсий, исследования на прогулках, рисование,  аппликация, ручной труд,  игра, беседа, сочинение рассказов и сказок, знакомство с литературными произведениями и произведениями  живописи.

  1. Практический (исследовательский): поиск ответов на поставленные вопросы.  Работа с детьми: беседа о деревьях, чтение рассказов ,пословиц; заучивание стихов о деревьях.

Цель: заинтересовать проблемой, выяснить представления детей об этих растениях, их отношением к ним.

Вопросы:

  1. Чем деревья отличаются от других растений?
  2. Какие деревья вы знаете?
  3. Деревья — живые или нет? Почему вы так считаете?
  4. Много ли деревьев растет около нашего детского сада? Как они называются?
  5. Как вы думаете, кто сажает деревья? Для чего?
  6. Кто из вас видел деревья в лесу? А кто их там сажает?
  7. Как вы думаете, где деревьям лучше живется — в лесу или в городе? Почему?
  8. Достаточно ли внимания люди уделяют деревьям? А вы лично? Помогали ли вам когда-нибудь деревья? А вы им? Приведите примеры.
  9. Давайте представим, что деревья вдруг исчезли. Что произойдет на всей Земле? В нашем городе? Возле детского сада? У вашего дома? Изменится ли что-нибудь в нашей жизни?  
  10. Заключительный:  Обобщение результатов работы,  презентация проекта

 

Реализация проекта

     В проекте участвовало 7 в возрасте от 5-7 лет (разновозрастная группа). Анкетирования родителей  по вопросам экологии (Приложение 4) выявили проблему  незнания системы экологических знаний. Поэтому, чтобы сделать родителей помощниками в реализации задач по обучению и воспитанию детей и наделить их знаниями по экологии, был предложен им экологический проект « Деревья нашего края»  как форму организации совместной деятельности детского сада и семьи, решая при этом вопросы познавательного  развития детей.

Первым этапом стало проведение родительского собрания “Как стать участником реализации совместной проектной деятельности “Деревья нашего края», где обсуждались результаты проведенной диагностики по вопросам развития познавательно-исследовательских  способностей детей (общие по группе). Был приведен ряд рассказов воспитанников о том, какое значение имеют деревья в нашей жизни и почему так необходимо их беречь. В итоге родители одобрили совместную работу детского сада и семьи, разработали перспективный план реализации проекта.

 

Развитие проекта.

 В начале проекта была проведена диагностика детей «Знакомые растения на территории детского сада», на основании которой составлен плана работ и осуществлен подбор методического и дидактического материала, приобретен наглядный и дидактический материал, разработаны конспекты с использованием методов развивающего обучения.
Были проведены беседы, занятия по составлению описательных рассказов на темы «Деревья в детском саду», «Как дышит, питается костер», «Зачем пилят деревья», «Этого не следует делать природе», «С кем дружит ель в лесу», «Цвет осени»; дидактические игры «К дереву беги», «Беги в дом, в какой назову», «Найди листок как на дереве», «Опиши, мы отгадаем» и др. Проходили целевые прогулки, физкультурные минутки, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, развивали речь и дикцию с помощью тематических считалок и скороговорок. Группа участвовала в выставке «Осенний натюрморт», «Елочка -зеленая иголочка».
          В результате проведенной итоговой диагностики выявлено 74% детей с высоким уровнем усвоения программы, низкого уровня не выявлено.

Список используемой литературы:

 

  1. Лесная энциклопедия. В 2-х т. / Гл. ред. Г. И. Воробьев. Ред. кол. : Н. А. Анучин, В. Г. Атрохин, В. Н. Виноградов и др — М. : Сов. энциклопедия, 1985.-Т. 1
  2. Пономарёв Н. А. Берёзы СССР — М. : Гослестехиздат, 1932. .
  3. Вохринцева С. Окружающий мир «Деревья и листья» — Страна фантазий, 2003.
  4. Мини – энциклопедия в картинках «Деревья» — Махаон, 2001.
  5. Степанов В. Учебник для малышей «Родная природа» — ООО Фламинго, 2007.
  6. Степанов В. Учебник для малышей «Уроки чтения» — ООО Фламинго, 2008.
  7. Прогулка в лесу (кроссворд-раскраска) – ООО Хатбер. М., 2005.
  8. Популярное пособие для родителей и педагогов. 100 загадок – Я. :Академия холдинг, 2004.

9.Киселева Л. С. «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения».

  1. Теплюк С. Н. «Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста».
  2. Рыжова Н. А. «Экологическое образование в детском саду».
  3. Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания дошкольников». Изучила технологии и методы эколого-воспитательной работы.