Конспект НОД по формированию культуры речи и развитию связанной речи для старшей группы

Филичева Марина Валентиновна, воспитатель 1 категории, АН ДОО «Алмазик» Детский сад № 4 «Лукоморье» г. Мирный САХА (Якутия)

 

Задачи:

Образовательные: Формирование культуры речевого общения, правил поведения дома и на улице. Обучение составления связанного рассказа и пересказа. Учить заканчивать предложение логически нужным словом.

Развивающие: Развитие последовательной и связанной речи. Развитие мышления  и воображения.

Воспитательные: Умение слушать воспитателя, умение работать в коллективе.

Материалы и оборудование: Картинки с изображение ситуаций использования того или иного вежливого слова, книга со сказкой, мольберт, листки, краски, кисти; бумажные снежинки

Предварительная работа: Знакомство с вежливыми словами, беседа, когда мы используем,  то или иное вежливое слово.

Структура НОД:

1.Организационный момент:  Игра «Хранитель слов»

  1. Беседа по картинкам
  2. Игра «Волшебный клубок»
  3. Пересказ сказки «Две сестры»

5.Физкультминутка «Карлики и великаны»

6 Игра «Закончи предложение»

  1. Сочинение сказки

8 Заключительная часть. Подведение итогов.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте ребята. Люди для общения друг с другом придумали волшебные слова.

Игра «Хранитель слов»

У меня есть сундучок. Он называется «Хранитель слов» Кто вспомнит волшебное слово,  возьмет снежинку, положит в сундучок.

Вы назвали много слов, сундучок наш полон снежинок. Молодцы!

 А теперь, ребята вспомним правила:

 На занятиях, в игре громко четко говорим,

 никуда мы не спешим.

 Если хочешь отвечать,

 не кричи и не шуми,

только руку подними!

 Теперь мы разберем, в какой ситуации  мы используем то или иное вежливое слово. (Воспитатель старается спросить каждого ребенка)

Далее воспитатель беседует с детьми о значении и правильном использовании, названных детьми вежливых слов.

Воспитатель  показывает соответствующие картинки.

Воспитатель: «Молодцы ребята. Вы хорошо потрудились, а сейчас немного отдохнем.»

Игра «Волшебный клубок»

Мы поиграем с волшебным клубком . Станем в круг и будем передавать друг другу клубок  называя вежливое слово , повторов быть не должно . Первой начну я. ( играют в игру « Волшебный клубок».)

Воспитатель: «Молодцы! Вы отлично справились с этим заданием!»

 «А теперь Я почитаю вам вежливую сказку о двух принцессах, сестрах. Одна была вежливой, а другая нет.»

Воспитатель читает сказку. Далее воспитатель беседует с детьми по прочитанному. Затем просить детей пересказать услышанную сказку. (Пересказывают  2-3 ребенка)

Физкультминутка: Игра «Карлики и великаны»

Игра «Закончи предложение»

Воспитатель: «Вот мы и отдохнули. И еще немного поиграем

 Я буду читать предложение, а вы должны его закончить вежливым словом.»

  1. Растает даже ледяная глыба, от слова теплого….(спасибо).
  2. Зазеленеет старый пень, когда услышит…….(добрый день).
  3. Если больше есть не в силах, скажем маме мы ….(спасибо).
  4. Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь…(здравствуйте).
  5. Когда нас бранят за шалости говорим….(прости, пожалуйста).
  6. И во Франции и в Дании на прощания говорят… (до свидания).

 

Воспитатель: Ребята, а давайте сейчас сами попробуем сочинить сказку с использованием вежливых слов и хороших поступков. Начну я : Жил – был мальчик и был он очень вежливый . И вот однажды …..

(Далее воспитатель и дети сочиняют сказку.)

Воспитатель: «Какая хорошая сказка у нас получилась. Вы все молодцы. Давайте вспомним, какие вежливые слова мы с вами знаем (ответы детей).»

 

«Молодцы! Давайте теперь сядем за столики, и каждый нарисует то, что ему хочется после пройденного занятия».

 

Далее идет выставка детских работ и их обсуждение.