«Формирование  развивающей предметно – пространственной среды в ДОУ в соответствии ФГОС ДО»

Хамидуллина Ирина Михайловна, старший воспитатель, МБДОУ №4, ст.Бриньковкая, Приморско – Ахтарский район, Краснодарский край

            Для развития детей дошкольного возраста и обеспечения образовательного потенциала окружающего пространства детского сада особое внимание уделяется организации развивающей предметно – пространственной среды. Территория образовательного учреждения состоит из нескольких участков, расположенных на некотором удалении друг от друга. Состояние материально-технической базы дошкольного учреждения соответствует современному уровню образования и санитарным нормам, что подтверждено в ходе лицензирования.В ДОУ имеются все социально-психологические условия, обеспечивающие социализацию и адаптацию воспитанников.При построении развивающей предметно – пространственной среды  педагогический коллектив руководствуется требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В соответствии с этим соблюдаются основные принципы её построения –  трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность, безопасность.

Трансформируемость пространства выражается в возможности изменять  предметно-пространственную  среду в зависимости от образовательной ситуации. Возможность разнообразного использования составляющих предметной среды: детской мебели, ширм и т.д., обеспечивает  принципполифункциональности образовательного пространства.
При построении среды выделены  зоны для игр, конструирования, уединения, творчества и т.д.  Разнообразные материалы, игры, игрушки в соответствии с возрастом детей обеспечивают свободу их выбора, реализуя вариативность предметно — пространственной  среды.
Игровой материал периодически меняется, появляются новые предметы, игрушки,  стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Игровое оборудование в ДОУ соответствует требованиям по обеспечению надёжности и безопасностиих использования.Развивающая  среда в группах  обогащена необходимыми элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей. Оборудование размещено  по зонам развития: рабочая, игровая, бытовая. Все предметы убранства и оборудования в группах гармонично сочетаются по цвету, стилю и материалам, из которых они изготовлены. Подбор игрушек, мебели и оборудования для помещений, обуславливался максимальным обеспечением условий для сенсорного развития ребенка и для того, чтобы он чувствовал себя комфортно, испытывал положительные эмоции. Наличие рабочей, игровой, бытовой зон позволяет использовать помещение группы наилучшим образом. Каждая зона выдержана с учетом детского восприятия. Рабочие  зоны расположены таким образом, что свет на столы попадает с левой стороны. Столы для занятия расположены в соответствии с нормами СанПиН. Каждый стол промаркирован в соответствии с ростом детей. В игровой зоне расположены уголки: конструирования, творчества (рисование, ручной труд), театрально-игровой деятельности, экспериментирования.В уголке творчества имеется широкий спектр изобразительных материалов для формирования творческого потенциала детей, развития интереса к изодеятельности, формированию эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности.Уголки сенсомоторного развития предназначены для развития мелкой моторики и тактильных ощущений. Для умственного развития созданыматематические уголки: с раздаточным счетным материалом, геометрическими фигурами, занимательный и познавательный математический материал, логико-математические игры, набор геометрических фигур.Уголки природы.Здесь созданы условия для обогащения представлений детей о многообразии природного мира, воспитания любви к природе и бережного отношения к ней, а так же приобщения детей к уходу за растениями, формирования начал экологической культуры. Уголок природы сочетает в себе иуголок экспериментированияс природным материалом, сыпучими материалами, емкостями разной вместимости, календарем природы, комнатными растениями, лейками, опрыскивателями. Здесь же представлены книги и буклеты о временах года (стихи, иллюстрации). В группах оформленыуголки физического развития, цель которых —  развитие двигательной активности физических качеств детей. Предметное наполнение уголка применяется в подвижных играх, индивидуальной двигательной активности, в свободной деятельности детей. Все игрушки и игровой материал размещены таким образом, чтобы дети могли свободно играть и убирать на место. Для этого имеются стеллажи, шкафы и выдвижные ящики. Игровой материал и игрушки соответствуют возрасту детей и требованиям СанПиН.Уголки музыкального развитияспособствуют формированию интереса к музыке, знакомят с музыкальными инструментами. В ДОУ создана фонотека, в которой находятся записи классической и народной музыки, звуки природы (леса, голоса птиц, шум моря), а  так же различные музыкальные сказки. Уголки нравственно – патриотической направленности. Они способствуют формированию патриотических чувств. Работая в рамках муниципальной инновационной площадки по теме ««Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления детей с родным краем в условиях взаимодействия ДОУ, семьи и учреждений культуры», особое внимание уделяем оформлению патриотического уголка в группах. Реализуя авторскую программу «Родина моя», педагоги при взаимодействии с родителями создают макеты, наглядные пособия по пройденным темам. Таким образом, уголки наполнились макетами: «Улицы родной станицы» (подготовительная группа, тема «Родная станица»), «Самолет – истребитель» (старшая группа, тема «Герои моей станицы»), «Кубанское подворье» (средняя группа, тема «Казачья хата»), «Речка Бейсуг» (старшая группа, тема «Природа родного края»).  В методическом кабинете оформлены альбомы по темам программы «Я и моя семья», «Достопримечательности станицы»,  «Красная книга Кубани», «События Великой Отечественной войны на Кубани», «Герои моей станицы», «Атамань – музей под открытым небом». К 200 – летию нашей станицы была оформлена большая  демо – книга «Замечательные страницы истории станицы», в которой доступно для детей дошкольного возраста рассказано об истории нашей станицы и  истории развития  детского сада.

Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников – одно из главных направлений развития ребенка  в современном обществе. Поэтому уделяем особое  внимание оформлению нравственно – патриотической направленности не только уголков в группах, но рекреаций и территории ДОУ. В ДОУ оформлены и постоянно обновляются стенды  для родителей с по изучению родного края. Это фото экскурсий в краеведческий  музей станицы, экскурсий в парк Победы, экскурсии по улицам родной станицы.

Ярко и интересно оформлены детские игровые площадки. Новые павильоны насыщены разнообразным игровым оборудованием в зависимости от возраста детей. После проведенного смотра – конкурса «Сказка в гости к нам пришла» на лучшее оформление игровых площадок на территории  оформлены различные уголки с сюжетами из сказок. Оформлена транспортная площадка, на которой дошкольники закрепляют правила дорожного движения. По периметру всего участка проходит экологическая тропа ДОУ, где дети знакомятся с яркими представителями флоры и фауны, а также наблюдают, играют, сопоставляют, размышляют. На экологической тропе расположены и дорожки здоровья. В центральной части участкараскинулось  кубанское подворье. Казак и казачка встречают детей и родителей. Посещая подворье, дети знакомятся с бытом казаков, их трудом. Дети младшего дошкольного возраста закрепляют знания о домашних животных (лошадь, собака, кошка) и птице (куры, петух, цыплята). Различают водоплавающую домашнюю птицу — утки, гуси. Дети постарше закрепляют знания о труде и профессиях казаков (мельник, бортник, рыбак).

 Таким образом, насыщенная предметно-пространственная развивающая среда в ДОУ является основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Среда, окружающая детей в детском саду, обеспечивает  безопасность их жизни, способствует укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них.Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. Предметный мир, окружающий ребенка, постоянно пополняется и обновляется.  

Таким образом, развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает реализацию основной образовательной программы дошкольного образования ДОУ с учетом национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.