Консультация для педагогов по теме: «Дифференциальная диагностика алалии и других аномалий развития»

Гач Ирина Богдановна, учитель–логопед МБДОУ, Детский сад №40 «Подснежник», г. Осинники

 

Дети-алалики при их первичном изучении, до проведения с ними коррекционной работы, могут проявлять ряд сходств с другими аномально развивающимися категориями детей. Для того, чтобы различать алалию от сходных с ней состояний следует проводить дифференциальную диагностику, т. е. особенно пристально изучать ребенка в определенном плане.

Сенсорная алалия и нарушение слуха (глухота и тугоухость)

Так как дети с сенсорной алалией и дети с нарушением слуха имеют общие нарушения – это нарушения восприятие речи и недоразвитие всех сторон речи – фонематической, лексической, синтаксической, морфологической, также они имеют и различия.

При исследовании физиологических возможностей слуха у детей с нарушением слуха аудиограмма показывает снижение слуха, а у детей с сенсорной алалией показывает норму. Аудиограмму следует повторять до 8-10 раз. При 10 – кратном повторении аудиограммы у ребенка с нарушением слуха будут отмечены стабильные показатели, а у ребенка с сенсорной алалией показатели могут сильно различаться.

У детей с нарушением слуха голос приглушенный, слабо модулированный, часто с носовым оттенком, темп речи замедленный, а в ситуациях непринужденного общения, например, со сверстниками, тихий голос обычно сменяется чрезмерно громким, доходящим до крика. А у детей с сенсорной алалией голос звонкий.

У детей с нарушением слуха нарушено восприятие как речевых, так и неречевых звуков, а дети с сенсорной алалией могут различать после небольшой тренировки разные по характеру звуки (стук, скрежет, свист и т. д.). Вместе с тем дети испытывают большие трудности в определении направлении звука. У детей с сенсорной алалией отмечается явление эхолалии – автоматического повторения чужих слов. Чаще всего вместо ответа на вопрос ребенок повторяет сам вопрос. Недостаточность фонематического слуха у детей с сенсорной алалией может проявляться в том, что дети не различают слова близкие по звучанию, но разные по смыслу (бочка – дочка – точка, рак – лак, миска – мышка и т. д.), не улавливают разницу в грамматических формах.

Чем ближе стоит говорящий к ребенку с нарушением слуха, и громче его голос, тем лучше воспринимается ребенком его речь. Увеличение громкости начинает резко улучшать понимание речи, особенно слабослышащему ребенку, и он начнет прислушиваться к звучащей речи, реагировать и обращать внимание на артикуляцию говорящего. А качество восприятия ребенка – алалика не зависит от того, насколько близко стоит говорящий, И громкости его голоса. Внешне алалик будет демонстрировать негативизм по отношению к говорящему, усиливающему голос, будет игнорировать говорящего. Обычно сенсорные алалики- глубоко травмируемые дети, у которых сформирована реакция на свой дефект вследствие того, что они не в состоянии различать хорошо ими слышимый речевой поток. Поэтому сенсорные алалики будут раздражительны, возбудимы и конфликтны, чем слабослышащие и глухие, вследствие чего они могут демонстрировать аффективные реакции на раздражение.

Использование детьми с нарушением слуха слухового аппарата улучшает восприятие речи, а использование детьми- алаликами слухового аппарата не улучшает восприятие речи.

Моторная алалия и умственная отсталость

Психическая пассивность, заторможенность, безынициативность придают детям – алаликам вид умственно отсталых детей, что далеко не всегда соответствует истинному состоянию их интеллекта.

Дети с умственной отсталостью не заинтересованы в обучении, получении новых знаний, а дети с алалией заинтерисованы в обучении и получении новых знаний. В отличие от умственно отсталых детей, дети с алалией могут справиться с заданиями, направленными на обследование познавательной деятельности, способны к быстрому обучению простым видам заданий, например, собрать пирамиду, матрешку.

Дети с умственной отсталостью плохо принимают помощь взрослого, чего не скажешь о детях  с моторной алалией. Они принимают помощь взрослого в разных видах деятельности.

Если ребенок с умственной отсталостью играет с игрушкой, и она исчезла из поля зрения, то он теряет к ней интерес, а дети с моторной алалией с раннего возраста при исчезновении предмета или игрушки из поля зрения не теряют к ней интереса и ищут ее.

Дети с умственной отсталостью малокритичны к своим ошибкам и неудачам, а дети с моторной алалией достаточно критичны.

Достаточно рано у детей с моторной алалией формируется избирательное отношение к близким, а у детей с умственной отсталостью формируется с опозданием. Они могут легко вступать в контакт со взрослыми, не учитывая ситуацию, садиться на колени, прижиматься или проявлять упрямство, негативизм. Однако, всегда поведенческие реакции этих детей не адекватны, стереотипны и однообразны.

У детей с моторной алалией сформировано «явление переноса»: после объяснения способа выполнения действия, дети осуществляют аналогичные действия на другом материале, а у детей с умственной отсталостью это явление спонтанно не формируется и необходимо каждый раз заново объяснять способы выполнения задания. Например, построить башенку с заданным чередованием элементов с учетом их формы, цвета, размера, или выполнить задание при смене лексического материала.

Моторная алалия и дизартрия

Дети с дизартрией и дети – алалики имеют нарушения общей моторики и навыков самообслуживания. У детей алаликов к проявлениям неврологической недостаточности часто присоединяется и неправильный воспитательный подход со стороны родителей, вызванный чаще всего чрезмерно бережным, щадящим отношением к нездоровому, слабому ребенку. К таким детям снижаются требования, близкие стараются оградить их даже от необходимого и вполне посильного труда. А это в свою очередь усугубляет негативные личностные особенности ребенка:  он становиться более упрямым, капризным, раздражительным. Также недостаточны навыки самостоятельного бытового самообслуживания: они плохо одеваются, не умеют застегивать пуговицы, шнуровать ботинки, завязывать бант и др.. дети неловко двигаются, чаще обычного спотыкаются и падают, не могут попрыгать на одной ноге, пройти по бревну, ритмично подвигаться под музыку и т. д..

При корковой дизартрии у ребенка в фонетической стороне речи могут отмечаться те же нарушения, что и у ребенка с моторной алалией (причина – близкая локализация нарушения). Но при корковой дизартрии у детей нарушение не имеет такого всеобъемливающего характера, как при алалии.

Дети с дизартрией имеют выпаженные нарушения моторной стороны речи (артикуляционной моторики), а у детей – алаликов отсутствуют выраженные нарушения артикуляционной моторики, а выраженные нарушения в речевом праксисе, что и определило название данного нарушения речи.

Дети – дизартрики имеют негрубые нарушения грамматического строя речи (если дизартрия не осложнена ОНР), имеют относительно обширный словарь, а у детей – алаликов наоборот: значительные нарушения грамматического строя речи и затруднения в овладении активным словарным запасом.

Моторная алалия и временная задержка речевого развития (ЗРР)

При ЗРР ребенок обычно достаточно хорошо понимает обращенную речь, в том числе и значение грамматических изменений слов; у него отсутствуют смешение в понимании слов, имеющих сходное звучание. В ходе становления речи при ЗРР отсутствуют нарушения структуры слов и аграмматизмы, столь характерные для моторной алалии.  Таким образом, развитие речи ребенка при ЗРР отличается от нормального только своим темпом, закономерности же формирования лексико-грамматических структур в импрессивной и экспрессивной речи соответствуют нормальному развитию. Особенности использования грамматических структур детьми с ЗРР такие же как и у здорового ребенка более раннего возраста.

Одним из характерных признаков моторной алалии является специфическая трудность формирования слоговой структуры слов. Характерны искажения слоговой структуры слов за счет ее упрощения – опускание звуков и слогов, перестановок, замен.

У детей с моторной алалией наблюдаются трудности в формирование звуковых образов слов, трудности актуализации даже хорошо знакомых и простых по артикуляции слов. Имея достаточный пассивный словарь, ребенок затрудняется в назывании предметов, картинок и даже в повторении за взрослым отдельных слов.

В дошкольном возрасте при моторной алалии отмечается выраженная трудность в развитии звукопроизносительной и связной речи.

При моторной алалии возможность усвоения грамматических норм родного языка  нарушена. Ребенок испытывает выраженные затруднения в построении грамматически оформленных предложений. Дети длительное время используют существительные преимущественно  в именительном падеже, а глаголы либо длительное время не используют вовсе, либо только в инфинитиве и в повелительном наклонении. Большие трудности у детей с моторной алалией возникают при попытках использовать предлоги.