Конспект урока по окружающему миру «Вода-растворитель» 

 Козлова Ольга Петровна, учитель начальных классов, МБОУ «Павлоградская гимназия им. В.М.Тытаря», Омская область

 

1.Тема: Вода – растворитель.   

2.Предмет: Окружающий мир.

3.Класс: 3 класс

4.Автор разработки: Козлова Ольга Петровна учитель начальных классов

5.Образовательное учреждение: МКОУ «Павлоградская гимназия»

6.Город/муниципальный район: Павлоградский район

7.Краткое описание: Данный урок в середине раздела и проводиться в форме заседания клуба.

8.Тип урока: комбинированный

9.Форма организации: заседание клуба

10.Представление о результатах:

  Личностные результаты: осознают ответственность человека за общее благополучие.

  Метапредметные результаты:

    научаться ставить простейшие опыты, исследуя свойства воды.

    Научаться выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;

   принимать и сохранять учебную задачу.

    Научаться реализовывать в процессе групповой работы правила совместной деятельности.

  Предметные результаты: Познакомиться  со свойством воды, растворяя разные вещества.

11.Цель урока: Формирование учебно-познавательного интереса к новому способу действия, через работу в группах, при изучении свойств воды.

                                                            Ход урока:

№п/п Этап урока Цель Деятельность учителя Деятельность учащихся Результат
1 Организационный момент

 

Организация направленного внимания на организацию урока Проверьте, все ли приготовлено к уроку. Консультант проверяет готовность группы к работе Формальная готовность к предстоящей деятельности,

 

2 Постановка проблемы Сформировать  представление о том, чему они научаться. Над какой главой мы работаем?

-Действительно мы  продолжаем работать над  главой «Чудесные превращения воды в природе».

-как вы думаете, вы все знаете?

-А хотите продолжить изучение дальше и еще что-то узнать?

-Послушайте притчу: Два ослика шли по дороге с кладью. Один был навьючен солью, а другой – ватой. Первый ослик едва передвигал ноги: так тяжела была его ноша. Второй – шел весело и легко.

    Вскоре животным пришлось переходить речку. Осел, навьюченный солью, остановился в воде и стал купаться: он то ложился в воду, то снова становился на ноги. Когда осел вышел из воды, то ноша его стала гораздо легче. Другой осел, глядя на первого, тоже стал купаться. Но чем дольше он купался, тем тяжелее становилась навьюченная на него вата.

      Почему же ноша первого осла после купания стала легче, а второго – тяжелее?

— о чем сегодня на уроке мы будем говорить?

 

– В какой форме проведём урок?

 

 – Предлагаю выбрать председателя.

 

-Предлагаю председателю клуба открыть заседание.

 

 

Дети находят ответ в оглавлении учебника

 

 

 

 

 

 

Ответы детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Тема параг

рафа «Вода — растворитель»( слайд1), проблема: выяснить какие вещества растворяются в воде, а какие нет.

 

 

 – В форме заседания клуба.

 (Дети выбирают председателя)

 

 

Председатель объявляет:        Тема очередного заседания клуба «Мы и окружающий мир» -вода — растворитель. На заседании мы заслушаем доклады на тему «Вода – растворитель» и проведем серию опытов.

Умение пользоваться источниками информации, высказывать свое мнение и умение прийти к единому решению

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Высказывание предположений детьми

 

3 Введение в новую тему   — С разрешения председателя Ребята, давайте вспомним все известные вам свойства воды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ребята, кто может сообщить интересную информацию о воде, как -растворителе.

Ребята высказывают свои предположения: Не имеет формы

Бесцветна

Прозрачна

Текуча

Без запаха

Без вкуса

 Бывает в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном.

(на доске)

Выступление ребят

 

 

 

Председатель: – Хочу напомнить всем присутствующим об удивительном свойстве воды: многие вещества в воде могут распадаться на невидимые мельчайшие частицы, то есть растворяются, следовательно, для многих веществ вода – хороший растворитель. Заседание клуба сегодня проводим в форме групповой работы. Каждая группа получает задание. (дети выбирают сами, на столах лежат инструкции по проведению опыта  на отдельных листах). Обратите внимание на описание опытов в учебнике

Умение анализировать и называть основные свойства воды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Умение слушать других

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверка заданий консультантами

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа Формирование умения применять самостоятельно различные способы деятельности 1группа: проводит опыт 1 описание данного опыта дано в учебнике стр.85-86 и делают соответствующие выводы

2 группа: проводит аналогичный опыт на стр.85-86 с сахаром и делают соответствующие выводы.

3 группа: выполняет опыт, описание которого дано на стр.86-87 (опыт с речным песком) и делают  выводы

4 группа: проводят опыт по учебнику стр.86-87 с глиной и делают соответствующие выводы.

5группа: проводят опыт

по указанному алгоритму в учебнике стр.85-86 с медом и делают соответствующие выводы.

Группы с помощью «консультантов» приступают к выполнению задания. 

Каждая группа готовится к выступлению.

 

Воспроизведение учащимися способов действий, выполнение задания по образцу, применение новых знаний в нестандартных ситуациях; сравнивать полученный результат с поставленной задачей;

Умение находить и исправлять ошибки в работе соседа;

Определять успехи и трудности

5 Динамическая пауза Смена вида деятельности

 

Физминутка «Дождь» игровой массаж   Умение следовать инструкции выполнения
6 Защита работ Умение правильно представить свою работу и защитить ее. -Председатель предоставляет слово каждой из групп (первыми выступают 1,2 и 5 группа)

 

 

-Председатель обращается к присутствующим, какой вывод мы можем сделать?

 

 

 

Теперь предоставляем выступить 3 и 4 группам.

— Председатель обращается к присутствующим, какой вывод мы можем сделать?

У: Благодарю председателя за хорошую работу.

-давайте подведем итоги (чтение фрагмента  текста   стр.87 растворимые и нерастворимые вещества).

 

 

У. –(набираю из-под крана стакан воды). Ребята, как вы думаете, какая у меня в стакане вода?

-А кроме воды в этом стакане есть другие вещества? Подтвердить или опровергнуть вашу догадки поможет текст в хрестоматии стр.46.

Выступление каждой группы. После выступления каждой группы идет заполнение упр.43 в рабочей тетради с проверкой на экране(слайд 2, 3,4)

Вывод:

Вещества, которые растворяются в воде, называются растворимыми.(слайд 5)

Вывод:

Вещества, которые не растворяются в воде, называются нерастворимыми.(слайд 6)

Чтение текста

 

 

 

 

 

 

Высказывание предположений

 

 

 

 

 

 

 

Находят параграф в хрестоматии и читает ученик

 

 

 

 

 

Умение слушать собеседника и анализировать предлагаемый материал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Находить необходимый абзац в учебнике

 

 

 

Умение пользоваться источниками информации, высказывать свое мнение и умение прийти к единому решению

 

Анализировать и систематизировать полученные знания

7 Рефлексия Сформировать личную ответственность за результаты своего труда — Кто из вас запомнил какие вещества называют растворимыми, а какие нерастворимыми (покажите значок)

— Кому нужно ещё раз прочитать страницы учебника, чтобы вспомнить растворимые и нерастворимые вещества …?

Ребята показывают знак при помощи руки Соотнесение цели и результата деятельности

 

 

 

 

7 Контроль за процессом и результатом учебной деятельности Умение учеников оценить свою работу на уроке Заполните таблицу работы в группе Каждый ученик вносит отметку в графу с которой соглашается

(приложение1)

Самооценка личного вклада в общий результат

 

8 Домашнее задание Определить для себя какое задание выполнять Задание дети выбирают сами: 1-чтение  стр.85-87

2- приготовить сообщение на тему «Как люди используют воду –растворитель»

3- приготовить презентацию на тему «растворы в природе»

Записывают  задание