«МЕТОДИКА РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Скорик Наталья Юрьевна,

педагог дополнительного образования

МБУ ДО города Костромы «Детско-юношеский центр «Ровесник»»

Культурно-просветительский центр имени Ефима Честнякова

 

На протяжении 17 лет Культурно-просветительский центр имени Ефима Честнякова главными задачами в своей деятельности ставит образование и просвещение детей и молодежи в области народного творчества, народных ремесел, традиций Костромской области, творчества Ефима Честнякова и истории Петровской глиняной игрушки-свистульки.

Педагогические принципы Ефима Честнякова, на которых основан образовательный процесс в нашем Центре, заключаются в синтезе искусств — это комплексная деятельность ИЗО — Керамика — Театр.

Следуя педагогике Ефима Честнякова, детей  надо вовлекать в творческую деятельность и чем раньше, тем лучше.  «Ребятишек, малолеток нужно приохочивать к искусству – то. Для них надо творить, чтоб не в грубости непосильной росли они, а одухотворенно смотрели на жизнь…» (Ефим Честняков.)

Я занимаюсь с детьми керамикой. Занятия в группах проводятся по дополнительной общеразвивающей  программе «Занимательная глина»,

цель которой  —  духовно-нравственное воспитание детей посредством народных ремесленных традиций Костромского края.

В наш компьютерный век дети все больше отдаляются от народной культуры, традиций, от элементарно здоровых экологичных видов деятельности, которыми занимались их предки.  А ведь глина – это один из самых распространенных природных материалов и более всего освоена человеком еще с глубокой древности, когда люди жили в согласии с природой. Уже тогда были известны её лечебные свойства. Поэтому  не надо бояться, когда руки во время лепки испачкаются в глине, глину нужно полюбить. На занятиях дети про глину так и говорят: “глине нужно улыбаться”. Лепка глиняных игрушек развивает мелкие мышцы кистей рук обучающихся, а значит, развивает мелкую моторику. Если ребенок регулярно посещает занятия керамикой, он начинает лучше мыслить, говорить, внимательнее слушать и качественнее выполнять задания по лепке. Занятия керамикой дети начинают посещать с 5-летнего возраста, некоторые вовсе не держали в руках глину и не имеют представления «что такое — глина». Но взяв в свои маленькие ручки комочек «земли», так глину называют дети, еще не зная, что глина – это вовсе не земля, они с удовольствием начинают переминать её то в одной, то в другой руке, порой, не дождавшись задания, стараются слепить какие-то фигурки, которые вовсе не узнаешь, пока ребенок сам не расскажет, сто именно он слепил. На самом раннем этапе воспитанники учатся катать шарик, колбаску, морковку и т.д. Затем ребёнок начинает творить, фантазировать, каждый одну и ту же игрушку видит по-своему, у каждого она получается неповторимой – доброй, любимой. У каждого возникает чувство гордости за своё произведение. Дети стараются показать свою работу родителям, ожидая от них похвалы.

Всю свою педагогическую деятельность я строю в соответствии с психофизическими особенностями каждого ребёнка, что позволяет полнее раскрыть их творческий потенциал. Углубляя и расширяя знания и навыки одних и «подтягивая» до среднего уровня знаний и навыков других обучающихся группы, обеспечивается выполнение программы обучения в целом.

Одна из тем программы «Мы лепим сказку», где на  занятиях с детьми дошкольного возраста мы лепим пальчиковых глиняных кукол.  Причём каждый ребёнок выбирает сам того героя, которого он будет лепить, а затем с помощью театральных приёмов (упражнений, игр, постановки сказки) разыгрываем различные ситуации, где у каждого персонажа своя роль, свой, присущий ему  характер. Сам выбор может поведать о многом:  выбор зайца может говорить о страхах, волка — об агрессии и т.д. Потом я предлагаю детям поменяться персонажами и старая сказка приобретает новый характер, так как у каждого ребёнка своё видение того или иного персонажа. Этот метод используется для профилактики и коррекции эмоциональных проблем у ребёнка. Он помогает развить коммуникативные навыки общения, речь, внимание, память, эмоциональную сферу, повысить самооценку детей. Через игру можно показать ребёнку реакцию других детей на его поведение, поступки, причём, не травмируя его как личность. Во время игры  у детей развиваются  дружеские отношения. С её помощью можно опробовать новые способы взаимодействия с окружающими, которые потом можно применять в жизни.

   При изучении темы «Народная игрушка» дети знакомятся с историей развития игрушечного ремесла в России, с народными традициями и с традициями изготовления глиняной игрушки. Работать в этом направлении мне помогают глиняные игрушки, сделанные  выпускниками и обучающимися  нашего центра, являющиеся экспонатами выставки — образовательного пространства, которое несёт в себе воспитательную функцию, способствует формированию эстетического вкуса, развивает стремление в освоении новых знаний и навыков у детей. На какой бы полке не остановился взгляд, обязательно увидишь добрую игрушку, сделанную детскими руками.  Главное назначение игрушки — это игра, значит, ребёнок лепит себе игрушку для игры. Сделав свистульку, ему хочется посвистеть, но для того чтобы это не приобретало хаотичный характер, мы с ребятами на занятиях стараемся делать игрушки с различным свистом, в том числе и с переливами, а затем, подобрав к каждой свистульке ноту, у нас рождается музыка, пусть не очень мелодичная, но зато своя. Это помогает детям снять нервное напряжение, отвлекает от грустных мыслей, обеспечивает эмоционально-положительное состояние и вызывает радость, у детей появляется уверенность в своих силах, концентрируется внимание, снижаются негативные проявления в поведении. Каждый ребёнок начинает понимать свою значимость в коллективе, он становится более ответственным, ведь чтобы добиться каких-то результатов, необходимо уметь договариваться с окружающими людьми. Если из нотного стана убрать даже одну ноту, то хорошей мелодии не получится, только все вместе могут достичь каких-либо вершин. Тот же смысл заложен в сказке Ефима Васильевича Честнякова «Чудесное яблоко», которая является своеобразным символом нашего Центра.

Первые качества, которые проявляются у детей, посещающих занятия – это взаимопомощь и взаимоуважение. Отношения и атмосфера в объединении стимулирует у детей потребность помогать друг другу, давать советы, оказывать посильную помощь,  дети учатся слушать друг друга, оценивать свои и чужие поступки, стараются откликнуться  на эмоции других, проявляют сочувствие и готовность помочь окружающим, учатся работать в коллективе и создавать коллективные композиции.  В процессе обучения преобладает практическая часть, так как необходимо закрепить полученные знания, умения, навыки. Занятия построены как работа в творческой мастерской: все воспитанники сидят за одним большим столом — они видят работу друг друга, помогают советами, пользуются общими инструментами.

Родители, видя результаты нашей работы, с желанием включаются в совместную деятельность. Периодически проводятся занятия по лепке для детей совместно с их родителями, что позволяет последним более глубоко вникнуть в детские интересы, понять, какие трудности приходится преодолевать детям для достижения высоких результатов.

Отсюда можно сделать вывод, что работа с глиной – это не только возможность для ребенка выразить свое “Я” вкладывая свои умения, способности, фантазию, вкус, изобретательность, аккуратность и другие личностные характеристики в изготовленное изделие, но и приобщение его к нашей русской народной культуре.