Аристарина Вера Викторовна, воспитатель МДОУ Детский сад №240 «Ручеёк» г. Саратова
В настоящее время вопрос о формировании и развитии творческой активности дошкольника вновь ставится на повестку дня. Это связано с тем, что творческая активность представляется одним из ключевых качеств личности.
В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте ДО выделена образовательная область «Художественно – эстетическое развитие», содержание которой предполагает развитие предпосылок ценностно –смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление; формирование элементарных представлений; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно – модельной, музыкальной и др.).
Реализуя ФГОС ДО, наш детский сад осуществляет тесное сотрудничество с культурно – выставочным центром «Радуга», девизом работы которого, считаются слова Платона: «От красивых образов мы перейдём к красивым мыслям, от красивых мыслей – к красивой жизнии, от красивой жизни – к абсолютной красоте.
МДОУ несколько лет принималоучастие в региональном эксперименте по апробации программы дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста «Внесём в свой мир Красоту» художественной направленности, предложенной культурно выставочным центром «Радуга». Результаты взаимного сотрудничества имеют положительную оценку со стороны специалистов МДОУ, детей и родителей.
По окончании экспериментасотрудничество детского сада и культурно – выставочного центра продолжилось. Раз в месяц экскурсоводы центра проводят занятия с детьми. Но этого и нам и детям явно недостаточно. Поэтому активно ищем точки соприкосновения с центром.
Для себя я нашла выход в привлечении сотрудников центра к реализации задуманного мною проекта «Память времени в кукольном образе или любимая игрушка моей бабушки».
Основная цель проекта: Формирование у детей старшего дошкольного возраста «базиса культуры» на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры.
Так, согласно проекту, были запланированы и осуществлены совместные встречи по темам:«И ныне живы русские традиции», «В мире сказок и былин», «Детские образы в живописи».
Эти встречи позволили сделать изучаемый материал более ярким, живым, интересным, тем самым, лёгким для усвоения.
Расширяя рамки сотрудничества с выставочным центром в рамках проекта, мною было задумано пригласить экскурсовода центра для совместного проведения обрядового праздника «Кузьминки».
Основная цель, которую я ставила – это знакомство детей с посиделками как явлением старорусского быта, закрепление знаний о традиционных занятиях и обрядах. А сотрудники центра – формирование у детей эмоционально – осознанного отношения к художественному образу осени, воплощённому на полотнах великих художников.Помогала мне в проведении праздника экскурсовод центра. Она явилась перед детьми в образе Осени. Дети, конечно же, ждали от неё подарков или чего-то интересного, как это обычно бывает на празднике. И Осень действительно приготовила много необычного для них. Во-первых, это знакомство с двумя картинами. Причём экскурсоводом был использован интересный приём ознакомления с картинами, когда сначала рассматривалась одна картина, вторая в это время была прикрыта тканью, затем открывалась вторая, и одно полотно являлось как бы продолжением другого. Во вторых, Осень принесла подарок – загадку: молоточек и наковаленку, предложив детям подумать, почему она приготовила им именно в этот день такой подарок. А надо вам сказать, что это было 14 ноября в день святых Кузьмы и Демьяна. Этот необычный подарок послужил завязкой к осенним посиделкам – Кузьминкам.
Следующей нашей совместной работой стала подготовка и проведение праздника
ко дню Защитников Отечества. Вместе с музыкальным руководителем задумали показать преемственность поколений защитников Родины: от древних богатырей до героев Великой Отечественной войны.
Опять –таки,я попросила помощи у сотрудников центра. Специально для нас были найдены необходимые репродукции (которых не было в фондах центра), специально для нас экскурсоводы подготовили справочный материал, интересно преподнесли его детям, разрешили воспользоваться картинами при проведении праздника.
На празднике каждая из картин вводила детей в разные эпохи, позволяя почувствовать себя то былинным богатырём на далёкой заставе, то Александром Невским, перед битвой со шведами,Александром Суворовым, штурмующим Альпы, ради выручки русских солдат в Швейцарии, вместе с Михаилом Кутузовым побывать на командном пункте в день Бородинского сражения,и, конечно же, вспомнить защиту Брестской крепости героями – пограничниками.
Использование живописных образов помогло детям ярче воспринять предлагаемый, достаточно сложный, исторический материал, глубже почувствовать героизм защитников земли русской.
На данные мероприятия приглашаются родители. Взрослые начинают проявлять интерес к творчеству, а помогая детям творить, начинают творить сами. Одним из ярких примеров является семья Фёдоровой Оли. Вместе с дочкой они рисуют, осваивая разные жанры и техники, лепят из полимерной глины, мастерят тряпичных кукол, изготавливают кукол из папье-маше на проволоке.
Особенно интересной стала история создания семейной выставки «Семь ангелов – семь добродетелей». История создания выставки следующая. Однажды зимним вечером задумала Наталья Вячеславовна (мама) изготовить ангела для своей приятельницы. Приступая к работе, она подумала: «Пусть ангел будет чем-то похож на меня. Может быть, глаза, может быть, осанка, может быть, частичка души.» В размышлениях об ангеле работа спорилась быстро. Ангел получился замечательным. И Наталья Вячеславовна решила, что не сможет отдать этого ангела, ведь он частичка её самой. Она посадила его на полку и стала творить второго ангела. В процессе работы она неоднократно бросала взгляды на своего ангела и читала в его взгляде неподдельный интерес. Вскоре и второй ангел был готов. Второй ангел казался ей ещё более прекрасным. Женщина подняла глаза на своего ангела, чтобы сравнить их и прочитала в его глазах боль и укор. Так на свет появилось семь ангелов в противовес семи смертным грехам. Каждый ангел – это одна из добродетелей. Так семейная выставка«Семь ангелов – семь добродетелей» стала украшением родительского собрания, на тему «Роль семьи в художественно – эстетическом воспитании дошкольников»
Считаю тесное сотрудничество детского сада, семей воспитанников с культурно – выставочным центром «Радуга» помогает развить воображение и фантазию детей, тем самым развить их творческую активность.
- Системно – деятельностный подход в связи с переходом на ФГОС (50%)
- Работа педагога-психолога ДОУ в эпоху новых стандартов (50%)
- Целевые ориентиры как предпосылки формирования Универсальных Учебных Действий (50%)
- Статья «Целевые ориентиры как результат освоения образовательной программы» (младший дошкольный возраст) (50%)
- Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды (50%)
- «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством устного народного творчества» (RANDOM - 50%)