Урок —  радуга во 2  классе по теме «Упражнения в написании слов с безударными гласными в корне слова».

Брагина Галина Анатольевна, учитель начальных классов

МАОУ «Молчановская СОШ №2», Томская область

 

Вид урока: интегрированный с факультативным курсом «Разговор о правильном питании».

Цели: Понимание нормированности социального письма. Понимание значимости здорового питания.

Общеобразовательные задачи урока:

1.Отработать навык грамотного письма.

2.Обогащение словарного запаса.

 3.Закрепление знаний об овощах, ягодах и фруктах,как обязательном компоненте здорового питания.

Развивающие задачи урока:

 1.Развивать навык орфографической зоркости.

2.Развивать мотивацию здорового образа жизни.

Воспитательные задачи урока:

 1.Формировать потребность пользоваться языком,как средством общения.

2.Воспитывать желание заботиться о своём здоровье.

Виды учебной деятельности:индивидуальная, по вариантам,в парах, по рядам, мальчики-девочки.

Ожидаемый результат: овладение грамотнымписьмом, правильным  питанием.

Оборудование урока: макет радуги, муляжи и картинки фруктов, овощей, ягод.

Ход урока:

  1. Вступительное слово учителя: (интригующе, шёпотом)

Тихо! Не спугните сказочные чудеса! Я вам расскажу сказку. Жили-были в Радужной стране ребята 2 «А» класса. Были они весёленькие и  здоровенькие. Девочки красивые да сердцем добрые. Мальчики сильные, как богатыри да справедливые. И были у них в Радужной стране чудеса. Первое чудо – это витаминная радуга. (На доске – макет, изготовленный детьми на уроках художественного труда).

Красный цвет.

Учитель: Ребята, а как вы думаете, что обозначает этот цвет?

Серёжа: Я точно знаю, что на светофоре он означает: Стоп! Будь осторожным!

Учитель: Правильно, красный цвет – цвет опасности. Вот и вы сейчас проявите особую внимательность при правописании красных овощей, фруктов и ягод.

Устная работа с сигнальными карточками «Безударные гласные». Учитель показывает муляжи овощей, а дети показывают безударную гласную, доказывают и проговаривают орфографически.

П.мидор, ябл.ко, м.лина, з.мл.ника, к.лина, гр.нат, к.стяника, р.диска, свёкла, .рбуз, брусника.

Оранжевый цвет.

Учитель: Помните – оранжевый цвет создаёт ощущение веселья и благополучия. Такое же благополучие, чувство радости, повышение активности создают и соки.

Словообразовательная работа «Целебные соки»:

Задание по вариантам: образуй имя прилагательное от имени существительного, подчеркни безударную гласную.

Вариант 1.                  Вариант 2.

Апельсин –                 Морковь —

Тыква –                        Помидор —

Рябина –                      Шиповник —

Дыня —                          Облепиха –

Учитель: Какое  имя прилагательное имеет совершенно  другой корень, чем имя существительное? (Томатный).

Расскажите о значении томатного сока.

Света: Этот сок очень полезный, он богат натрием, кальцием и магнием.      

-А  какой сок  влияет на рост человека?

Максим: Это морковный, он и на зрение влияет, поэтому я люблю его пить.

Жёлтый цвет.

Учитель: Это цвет солнышка, цвет тепла и света. Вот и бананы выросли в тёплой Африке, несут нам тепло и свет.

Артикуляционная гимнастика.(скороговорка)

Забавной обезьяне бросили бананы.

Бросили бананы забавной обезьяне.  

Физкультминутка.( изображаем пчёлок)

Домовитая хозяйка пролетает над лужайкой.

Похлопочет над цветком — он поделится медком.

Зелёный цвет.

Учитель: Давайте вместе выведем значение зелёного цвета.

Денис: Я думаю, что он успокаивает, потому что в лес заходишь – и так легко становится на душе.

Даша: На светофоре этот цвет обозначает: Иди! Путь открыт!

Ваня: У нас в классе доска зелёная.

Учитель: А я вам сейчас раздам карточки такого же цвета.

Игра в парах «Орфографическое лото».

( На партах — 1карточка и 8 фишек. Водящий называет проверочное слово, а ребята закрывают фишками проверяемые слова. Кто первым закроет карту – тот победил). Все слова на тему «Фрукты, овощи, ягоды».

Голубой цвет.

Учитель: Голубой цвет – цвет неба, освежающей прохлады. Как вы думаете, от какого слова произошло название этого цвета?

Максим: Наверное, от названия птицы и символа мира – голубя.

Учитель: Правильно, Максим. Ребята, а вы слышали о почтовых голубях? Так вот нам такой голубь принёс записку, а мы должны угадать – от кого.

Записка «с ошибками» (метод саморефлексии).

Рибята! Ешьте болшемароженых, пироженых, тартов, канфет! Я жыву на крыше.

Ученики  догадались, что эту записку прислал Карлсон. Все коллективно находят и исправляют грамматические  ошибки.

 Учитель: Ребята, а если бы Карлсон прилетел к нам в класс, что бы вы ему сказали?

Настя: Карлсон, лучше ешь больше фруктов, ягод и овощей. От твоих сладостей ты такой толстый!

Серёжа: И к тому же у тебя могут заболеть зубы.

Синий цвет.

Игра «Небылица». (Отвечают «Да» или «Нет»).

Тёплая весна сейчас?

Виноград созрел у нас?

Слива синя на лугу?

Летом прыгает в саду?

Быстро дайте мне ответ – это правда или нет?

Работа с текстом  или передача «Смак».

На доске записан рецепт «Джем из черники»:

На 1 килограмм черники вам потребуется 500граммов с.хара.

Подготовленные яг.дыпол.жите в ёмкость для варки в.ренья, добавьте сахар, тщ.тельноперем.шайте. На слабом огне дов.дите до кипения и в.рите до готовности. Разлейте в горячем виде по банкам, закройте, перев.рните.

Задание: списать, выделяя пропущенные безударные гласные. Девочкам найти  родственные слова с корнем – вар -, а мальчикам – все глаголы в тексте.

Фиолетовый цвет.

Этот цвет  излучает скромность и достоинство, он обозначает «загадочность».

Вот и мы сейчас поиграем в

«Витаминные радужные загадки»

1.Он круглый и красный, как глаз светофора,

   Среди овощей нет сочней…(помидора).

2.Золотая голова велика, тяжела.

   Золотая голова отдохнуть прилегла.

   Голова велика, только шея тонка. (Тыква).

3.Вырастаю всем на диво,- высока, стройна, красива.

   Прячу в светлые перчатки золотистые початки.

   Пусть не слаще я арбуза, но сытней. Я -…(кукуруза).

4.Раскололся тесный домик на две половинки.

   И посыпались в ладони бусинки – дробинки. (Горох).

5.Какая ягода названа в честь своей окраски?

                                                   (Голубика).

6.На сучках висят шары,

   Посинели от жары. (Сливы).

7.Вкус у ягоды хорош, но сорви её поди-ка:

   Куст в колючках, будто ёж,

   Вот и назван …(ежевика).   

Итог урока: Сегодня мы узнали радужные чудеса русского языка и правильного питания. Я очень хочу, чтобы у вас в душе и жизни были все цвета радуги,  и совсем не было чёрного цвета!