Конспект занятия  на тему: Пересказ  текста  К. Ушинского «Умей обождать»для детей с ЗПР старшей группы

Кондратова Наталья Андреевна, учитель-дефектолог МБДОУ «ДСКВ № 110» г. Братска.

 

Цель: Обучение связной монологической речи  через пересказ короткого текста с опорой на модели  и изменением концовки.

Задачи:

Активизировать словарь по теме «домашние птицы»,  различать из них водоплавающих.

Обогащать словарь   прилагательными описательного характера.

Создавать условия для выражения детьми восприятия литературного  текста и его воспроизведения с опорой на модели, побуждать к творчеству.

Учить использовать в пересказе выразительные речевые обороты.

Проводить коррекцию  звукопроизношения шипящего звука [Ш]  в чистоговорках;

Формировать умение владеть приемами ТРИЗ.

Осуществлять коррекцию общей и мелкой моторики.

Формировать осознанное  соблюдение правил безопасности на льду, внимательное отношение к запретам взрослых.

Расширять элементарные знания о том, как предупреждать и лечить некоторые болезни.

Интеграция образовательных областей:  «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Виды детской деятельности: познавательная, коммуникативная, продуктивная, игровая.

Материал к занятию: предметные картинки с изображением домашних птиц, разрезная картинка с изображением петушка (по количеству детей), модели к пересказу текста: схематическое изображение курочки, петушка, ягоды смородины, реки, коньков, горчичника, пузырька с лекарством. 

План занятия.

  1. Организационный момент.Назови одним словом:

Курица, петух, гусь, утка (птицы домашние).

П. Основная часть занятия

  1. «Найди пару» (почему так подобрали картинки?).

Петушок — курица, гусь — утка.

  1. Вспомните сказки, где был главным героем петух

 («Лиса, заяц и петух», «Петушок и бобовое зернышко», «Кот, петух и лиса» и др.)

(с опорой на показ  иллюстраций данных сказок).

  • Каким был в этих сказках петушок? (смелый, отважный, храбрый, сильный).
  • А я знаю сказку про непослушного петушка. Хотите узнать, что с ним случилось?
  1. Рассказывание сказки педагогом.
  2. Беседа но содержанию:

— Про кого эта сказка? — Какой был петушок в сказке?

— А курочка какая?  — Почему у петушка заболел живот?

— Как его лечила курочка? — Почему заболело горлышко?

— Чем его опять вылечила курочка? Чем закончилась сказка?

  1. Прием ТРИЗ «Хорошо — плохо» (болеть)

 Хорошо — лежишь, ничего не делаешь.

Плохо — пьешь очень горькое лекарство, делают больные уколы и др.

  1. Физкультминутка. «Ходит по двору петух» (имитация)
    Ах, красавиц петушок, На макушке — гребешок,

А под клювом-то бородка, Очень гордая походка:

Лапы кверху поднимает, Важно головой кивает.

Раньше всех петух встает, Громко на заре поет:

«Ку-ка-ре-ку! Хватит спать!  Всем давно пора вставать!»

Все дети хором: (выбранному петуху)

Петушок — петушок, Отдай Маше гребешок!  (2-3 раза).

  1. Повторное рассказывание сказки с опорой на модели, с установкой на запоминание.
  2. Пересказ сказки детьми.

После первого рассказчика, педагог говорит: Жалко вам стало петушка?

Вот какие про него горькие стихи сочинили, послушайте:

«Стоит сестра у печки и жарит пирожки,

А брат помчался к речке, схватив свои коньки.

Едва он прокатился,  и спел: Ку-ка-ре-ку!

Как лед, вдруг, проломился…Ах, горе петушку!

Нельзя пошевелится,  Как ключ идет ко дну.

«Ой, ой!  спаси, сестрица! Ой, курочка, тону!»»

  1. Изменение концовки сказки:

—   Давайте все вместе подумаем и изменим конец сказки, чтоб он стал счастливым.А помогут вам в этом картинкипоры:

 а). «Утка и гусь» (Друзья  помогают петуху спастись, они же водоплавающие);

б). «Санки» (Петушок берет вместо коньков санки и катается на них благополучно, без беды)

в). «Наклоненное к реке дерево» (Петушок спасается, схватившись клювом за гибкую веточку).

 Дети сначала рассказывают по ролям, потом самостоятельно каждый.

  1. Анализ и оценки каждому рассказчику.

Ш. Заключительная часть. «Сложи картинку»

 (картинка с изображением петушка разрезана на 4-5 частей для детей слабого уровня развития и на 6-8 для  сильных детей).

Источник: Из авторской программы «Формирование связной речи у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста.