Кондратова Наталья Андреевна, учитель-дефектолог МБДОУ «ДСКВ № 110» г. Братска.
Цель: Обучение связной монологической речи через пересказ короткого текста с опорой на модели и изменением концовки.
Задачи:
Активизировать словарь по теме «домашние птицы», различать из них водоплавающих.
Обогащать словарь прилагательными описательного характера.
Создавать условия для выражения детьми восприятия литературного текста и его воспроизведения с опорой на модели, побуждать к творчеству.
Учить использовать в пересказе выразительные речевые обороты.
Проводить коррекцию звукопроизношения шипящего звука [Ш] в чистоговорках;
Формировать умение владеть приемами ТРИЗ.
Осуществлять коррекцию общей и мелкой моторики.
Формировать осознанное соблюдение правил безопасности на льду, внимательное отношение к запретам взрослых.
Расширять элементарные знания о том, как предупреждать и лечить некоторые болезни.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
Виды детской деятельности: познавательная, коммуникативная, продуктивная, игровая.
Материал к занятию: предметные картинки с изображением домашних птиц, разрезная картинка с изображением петушка (по количеству детей), модели к пересказу текста: схематическое изображение курочки, петушка, ягоды смородины, реки, коньков, горчичника, пузырька с лекарством.
План занятия.
- Организационный момент.Назови одним словом:
Курица, петух, гусь, утка (птицы домашние).
П. Основная часть занятия
- «Найди пару» (почему так подобрали картинки?).
Петушок — курица, гусь — утка.
- Вспомните сказки, где был главным героем петух
(«Лиса, заяц и петух», «Петушок и бобовое зернышко», «Кот, петух и лиса» и др.)
(с опорой на показ иллюстраций данных сказок).
- Каким был в этих сказках петушок? (смелый, отважный, храбрый, сильный).
- А я знаю сказку про непослушного петушка. Хотите узнать, что с ним случилось?
- Рассказывание сказки педагогом.
- Беседа но содержанию:
— Про кого эта сказка? — Какой был петушок в сказке?
— А курочка какая? — Почему у петушка заболел живот?
— Как его лечила курочка? — Почему заболело горлышко?
— Чем его опять вылечила курочка? Чем закончилась сказка?
- Прием ТРИЗ «Хорошо — плохо» (болеть)
Хорошо — лежишь, ничего не делаешь.
Плохо — пьешь очень горькое лекарство, делают больные уколы и др.
- Физкультминутка. «Ходит по двору петух» (имитация)
Ах, красавиц петушок, На макушке — гребешок,
А под клювом-то бородка, Очень гордая походка:
Лапы кверху поднимает, Важно головой кивает.
Раньше всех петух встает, Громко на заре поет:
«Ку-ка-ре-ку! Хватит спать! Всем давно пора вставать!»
Все дети хором: (выбранному петуху)
Петушок — петушок, Отдай Маше гребешок! (2-3 раза).
- Повторное рассказывание сказки с опорой на модели, с установкой на запоминание.
- Пересказ сказки детьми.
После первого рассказчика, педагог говорит: Жалко вам стало петушка?
Вот какие про него горькие стихи сочинили, послушайте:
«Стоит сестра у печки и жарит пирожки,
А брат помчался к речке, схватив свои коньки.
Едва он прокатился, и спел: Ку-ка-ре-ку!
Как лед, вдруг, проломился…Ах, горе петушку!
Нельзя пошевелится, Как ключ идет ко дну.
«Ой, ой! спаси, сестрица! Ой, курочка, тону!»»
- Изменение концовки сказки:
— Давайте все вместе подумаем и изменим конец сказки, чтоб он стал счастливым.А помогут вам в этом картинки-опоры:
а). «Утка и гусь» (Друзья помогают петуху спастись, они же водоплавающие);
б). «Санки» (Петушок берет вместо коньков санки и катается на них благополучно, без беды)
в). «Наклоненное к реке дерево» (Петушок спасается, схватившись клювом за гибкую веточку).
Дети сначала рассказывают по ролям, потом самостоятельно каждый.
- Анализ и оценки каждому рассказчику.
Ш. Заключительная часть. «Сложи картинку»
(картинка с изображением петушка разрезана на 4-5 частей для детей слабого уровня развития и на 6-8 для сильных детей).
Источник: Из авторской программы «Формирование связной речи у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста.
- Конспект занятия по зрительно-пространственной ориентировке для детей старшей группы с амблиопией и косоглазием по теме: «План группы» (50%)
- Взаимодействие ДОУ и родителей в системе обучения дошкольников формированию безопасного поведения на улице у детей с ЗПР (50%)
- Индивидуальная программа психолого - педагогического сопровождения воспитанника, имеющего затруднения в развитии на 2015 – 2016 г. (50%)
- Консультация на тему: «Использование природного материала в коррекционной работе с дошкольниками» (50%)
- Обучение старших старших дошкольников в условиях МДОУ комбинированного вида (50%)
- «Звук О» (RANDOM - 50%)