Жукова Елена Александровна, заведующий, МДОУ «Детский сад № 72», г. Ярославль
В любой профессиональной деятельности особую значимость приобретает понятие «компетенция руководителя». Классическое определение компетенции имеет несколько значений: круг полномочий, представленных законом, уставом или и иным актом конкретному органу или должностному лицу; знания и опыт в той или иной области. Управленческую компетенцию будем рассматривать, как личную способность руководителя решать профессиональные задачи, а также требования к личностным, профессиональным качествам заведующего ДОУ . Компетентность — это совокупность компетенций; знания и опыт, которые необходимы для эффективного руководства образовательной организацией.
Современный руководитель учреждения образования должен быть:
Дальновидным – уметь выявлять потенциал развития образовательного учреждения, принимать меры по самообразованию.
Последовательным – уметь решать поставленные задачи, не отвлекаясь от цели и учитывая правовые, управленческие и психолого-педагогические условия.
Объективным – умения выделять в потоке информации достоверные факты, отличать действительное от кажущегося, истинное и надуманного.
Мобильным – уметь переносить накопленный опыт на инновационные сферы деятельности с учетом их особенностей.
Предприимчивым – использовать креативный подход к профессиональной деятельности, подкрепленный накопленным опытом и знаниями, учитывая современные требования рынка образовательных услуг.
Лидером – уметь выделять основное, отсекая детали, вскрывать причины недостатков, уметь рационально решать профессиональные задачи.
Управление образовательным учреждениям должно:
— соответствовать демократическим изменениям в российском обществе;
-быть ориентированным на мобильную адаптацию к изменениям в государстве и обществе;
-отвечать запросам ранка образовательных услуг.
Навыки и способности в управлении дошкольным учреждением:
— принятие решений.
— повышение профессиональной компетентности
— разрешение проблем управленческого характера
— инновационная деятельность
-создание условий для повышения квалификации педагогического коллектива
— формирование сплоченного коллектива
— грамотная организация делопроизводства
В своей профессиональной деятельности руководитель может использовать различные методы, среди которых можно выделить социальное стимулирование, убеждение и моральное и материальное поощрение. На основе чего формируется система взаимодействия руководителя с коллективом (стиль руководства и его эффективность, отношение подчиненных к личности руководителя и процессу руководства). Следовательно, руководитель образовательного учреждения должен понимать и затрагивать в своей деятельности все сферы деятельности коллектива. Вместе с тем, следует отметить, что не существует совершенных, универсальных методов в руководстве, которые бы обеспечивали положительный результат в любой ситуации. Однако, в своей совокупности, они формируют модель настоящего профессионала, соответствующего всем требованиям современности.
Такое положение дел, требует со стороны руководителей образовательных учреждений постоянного повышения управленческой культуры, изучения инновационного теоретического и практического опыта управления в сфере образования, а также развития умений и навыков менеджмента и маркетинга в сфере образования.
Учебно-воспитательный процесс в дошкольном учреждении может быть результативным и эффективным только под руководством заведующего, обладающего профессиональной компетентностью как ключевым моментом развития (имидж) дошкольной образовательной организации, от управленческого мастерства которого зависит успешность функционирования образовательной организации в целом.
Литература
- Компетентностный подход в педагогическом образовании: коллективная монография / под ред. В.А. Козырева и проф. Н.Ф.ж Родионовой. – Спб.: Изд. РГПУ им. А.И. Герцена,
- Щербакова В.В. к вопросу о профессиональной компетенции // Сибирский педагогический журнал. № 2 /2008 – Новосибирск: Издательство НГПУ «Немо Пресс», 2008.
- https://infourok.ru/
- http://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/