Портрет современного руководителя дошкольной образовательной организации

Жукова Елена Александровна, заведующий, МДОУ «Детский сад № 72», г. Ярославль

 

В любой профессиональной деятельности особую значимость приобретает понятие «компетенция руководителя». Классическое определение компетенции имеет несколько значений: круг полномочий, представленных законом, уставом или и иным актом конкретному органу или должностному лицу; знания и опыт в той или иной области. Управленческую компетенцию будем рассматривать, как личную способность руководителя решать профессиональные задачи, а также требования к личностным, профессиональным качествам заведующего ДОУ . Компетентность — это совокупность компетенций; знания и опыт, которые необходимы для эффективного руководства образовательной организацией.

 

Современный руководитель учреждения образования должен быть:

Дальновидным – уметь выявлять потенциал развития образовательного учреждения, принимать меры по самообразованию.

Последовательным – уметь решать поставленные задачи, не отвлекаясь от цели и учитывая правовые, управленческие и психолого-педагогические условия.

Объективным – умения выделять в потоке информации достоверные факты, отличать действительное от кажущегося, истинное и надуманного.

Мобильным – уметь переносить накопленный опыт на инновационные сферы деятельности с учетом их особенностей.

Предприимчивым – использовать креативный подход к профессиональной деятельности, подкрепленный накопленным опытом и знаниями, учитывая современные требования рынка образовательных услуг.

Лидером – уметь выделять основное, отсекая детали, вскрывать причины недостатков, уметь рационально решать профессиональные задачи.

 

Управление образовательным учреждениям должно:

— соответствовать демократическим изменениям в российском обществе;

-быть ориентированным на мобильную адаптацию к изменениям в государстве и обществе;

-отвечать запросам ранка образовательных услуг.

 

Навыки и способности в управлении дошкольным учреждением:

— принятие решений.

— повышение профессиональной компетентности

— разрешение проблем управленческого характера

— инновационная деятельность

-создание условий для повышения квалификации педагогического коллектива

— формирование сплоченного коллектива

— грамотная организация делопроизводства

 

В своей профессиональной деятельности руководитель может использовать различные методы, среди которых можно выделить социальное стимулирование, убеждение и моральное и материальное поощрение. На основе чего формируется система взаимодействия руководителя с коллективом (стиль руководства и его эффективность, отношение подчиненных к личности руководителя и процессу руководства). Следовательно, руководитель образовательного учреждения должен понимать и затрагивать в своей деятельности все сферы деятельности коллектива. Вместе с тем, следует отметить, что не существует совершенных, универсальных методов в руководстве, которые бы обеспечивали положительный результат в любой ситуации. Однако, в своей совокупности, они формируют модель настоящего профессионала, соответствующего всем требованиям современности.

 

Такое положение дел, требует со стороны руководителей образовательных учреждений постоянного повышения управленческой культуры, изучения инновационного теоретического и практического опыта управления в сфере образования, а также развития умений и навыков менеджмента и маркетинга в сфере образования.

 

Учебно-воспитательный процесс в дошкольном учреждении может быть результативным и эффективным только под руководством заведующего, обладающего профессиональной компетентностью как ключевым моментом развития (имидж) дошкольной образовательной организации, от управленческого мастерства которого зависит успешность функционирования образовательной организации в целом.

 

Литература

  1. Компетентностный подход в педагогическом образовании: коллективная монография / под ред. В.А. Козырева и проф. Н.Ф.ж Родионовой. – Спб.: Изд. РГПУ им. А.И. Герцена,
  2. Щербакова В.В. к вопросу о профессиональной компетенции // Сибирский педагогический журнал. № 2 /2008 – Новосибирск: Издательство НГПУ «Немо Пресс», 2008.
  3. https://infourok.ru/
  4. http://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/