Психологические особенности мальчиков и девочек

Ванцесова Светлана Евгеньевна. Инструктор по физической культуре. г. Кириши

 

     Установлено, что психологические различия полов характерны не только для взрослых. Они выявляются  в раннем детстве, усиливаются с возрастом и достигают своего максимума в зрелые годы, что в известной мере подтверждает мысль об их биологической обусловленности.

     К четырем годам мальчики более маскулинны в поведении, чем девочки феминистичны. Интересы мальчиков больше склоняются к технике, к подвижным и военным играм, в которых присутствуют элементы соревнования и соперничества, победы и поражения. Уважением пользуются сильные, смелые, инициативные. Девочки чаще играют небольшими группами, заботясь друг о друге, их игры тише,  связаны с природой, эстетическим оформлением.

     В играх дошкольников проявляется способность к творческой деятельности. Если девочки используют все игрушки по их прямому назначению, то мальчишки одним и тем же предметам могут находить разнообразное и порой самое необычное применение.

     Стремлением понять суть и природу вещей можно объяснить тот факт, что мальчики ломают игрушки чаще девочек. Эта особенность мужского пола может быть названа преобразующей деятельностью, и её нельзя не учитывать в воспитании мальчиков. Девочки склонны к воспитательно-попечительской деятельности, в основе которой, по- видимому, лежит инстинкт материнства. Ухаживать, нянчить, проявлять заботу, наставлять, поучать – эти черты проявляются уже в ролевых играх девочек – дошкольниц, в их интересе к определенным игрушкам (куклы, наборы посуды).

     В игре ребенок обретает те жизненные навыки, которые потребуются ему в дальнейшем, чтобы быть подготовленным к взрослой жизни.

     Нарушения дисциплины у девочек более редки, чем у мальчиков, и обычно носят скрытый характер.  Девочки чаще склонны обращаться к взрослым с жалобами на мальчиков даже тогда, когда истинными виновниками, зачинщиками нарушения порядка  сами.

     Девочки лучше выполняют задачи уже не новые, типовые, шаблонные. Мальчики лучше выполняют поисковую деятельность. Мальчику лучше чуть-чуть нодообъяснить, натолкнуть его на нахождение решения.

     Существует различие и в реакции детей разного пола на оценку их деятельности. Для мальчиков очень важно, что конкретно оценивается в их деятельности, а для девочек – кто их оценивает и как. То есть мальчиков интересует суть оценки ( какой момент их деятельности оценивается), а девочки более заинтересованы в эмоциональном общении со взрослыми, для них важно, какое они произвели впечатление.

     Девочки очень эмоционально реагируют на все оценки: и на положительное, и на отрицательное. Мальчики реагируют избирательно, и только на значимые для них оценки. Мальчик обязательно должен понять, чем конкретно не доволен педагог. Девочкам нельзя сказать слово «плохо», так как бурная эмоциональная реакция не позволит ей осознать что именно плохо и что надо изменить. Поэтому в оценке следует соблюдать принцип – прежде чем ругать за результат, надо похвалить за старание.