Шайдт ЛидияАлександровна, воспитатель,
ГКУ КО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних», г. Кемерово
Жестокое обращение с детьми – это действие или бездействие со стороны людей окружающих ребенка, которые причиняют вред эмоциональному и физическому здоровью, его развитию, ущемляют права или свободу. Единого определения жестокого обращения с детьми нет, каждый специалист дает свое: с учетом страны проживания, религии, культуры и т.д.
Доктор медицинских наук, профессор Т.Я. Сафронова предлагает следующее определение жестокого обращения: «Под жестоким обращением и пренебрежением основными нуждами ребенка понимают любые действия или бездействия со стороны родителей, лиц их заменяющих или других взрослых, в результате чего нарушается здоровье и благополучие ребенка или создаются условия, мешающие его оптимальному физическому или психическому развитию, ущемляются права и свобода» [2].
Различают четыре вида жестокого обращения с детьми: физическое, эмоциональное, сексуальное, пренебрежение нуждами детей.
Пренебрежение интересами и нуждами ребенка – это отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей или лиц, их заменяющих, в силу объективных причин (бедность, психические болезни, неопытность) и без таковых [1].
Виды пренебрежения нуждами ребенка:
- оставление ребенка без присмотра;
- не предоставление ребенку питания, одежды, жилья;
- не предоставление медицинской помощи ребенку;
- отсутствиедолжного внимания (безнадзорность);
- отсутствие возможности получения адекватного образования и др.
В неполной мере забота о детях связана с материальными проблемами в семье, но ее можно компенсировать заботой и лаской, участием. Иначе недостаток внимания со стороны родителей может привести к развитию ребенка в эмоционально и информационно бедной среде, т.к. ребенок не в состоянии сам обеспечить себе нормальные условия для развития. В этом случае ребенок обычно не готов начать обучение в школе, а многие дети из неблагополучных семей и вовсе не начинают обучение в школе вовремя. Иногда это связано с отсутствием необходимых документов, иногда – с нежеланием ребенка посещать школу, а иногда родителям просто, нет дела до ребенка. И в конечном итоге это приводит к задержке в интеллектуальном развитии, в основном связанное с социально-педагогической запущенностью.
Если дети, пострадавшие от других видов насилия вызывают сочувствие, то дети с социально-педагогической запущенностью, отвергаются, их часто ругают в школе учителя, над ними смеются одноклассники и т.д., что в свою очередь ведет к снижению самооценки.
Помощь таким детям оказать еще сложнее, чем другим, т.к. у них развивается чувство недоверия ко всем окружающим людям, снижается мотивация к любому виду деятельности, и появляется чувство не нужности. Таких детей сразу можно отличить от других по внешним признакам: утомленный, сонный вид; санитарно-гигиеническая запущенность; отставание в физическом развитии; частые простудные заболевания; задержка речевого и моторного развития; постоянный голод; низкая самооценка и успеваемость; требование ласки и заботы.
Пренебрежение нуждами ребенка приводит к тому, что радостное и беззаботное детство превращается в безрадостное существование, когда ребенок страдает от голода, холода, и безразличного отношения взрослых. Любой вид жестокого обращения с детьми нарушает их физическое и эмоциональное здоровье ребенка, мешает его полному развитию.
Причины и условия возникновения жестокого обращения, последствия для ребенка и семьи, связаны с проблемами в сфере (медицинской, социальной, психологической и юридической). Поэтому взаимодействовать в профилактике жестокого обращения с детьми должны специалисты разных ведомственных структур: социальной работы, здравоохранения, образования и правоохранительных органов. Только создание группы специалистов позволит добиться положительных результатов в работе, и повысить эффективность профилактики жестокого обращения с детьми в семье.
Литература и источники
- Защита детей от жестокого обращения. / Под редакцией Волковой Е.Н. – Санкт- Петербург, 2007.
- Сафронова Т.Я., Цымбал, Е.И. Жестокое обращение с детьми. Помощь детям, пострадавшим от жестокого обращения и их родителям/Т. Я. Сафонова, Е. И. Цымбал. –М., 2001. –С. 25.
- ЦелуйкоВ.М. Психология неблагополучной семьи. – Москва, 2006.
- Конспект урока чтения и развития речи в 6 классе (50%)
- Конспект урока в 5 классе по теме: «Горох. Особенности строения растения» (50%)
- ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА УРОКОВ БИОЛОГИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА (50%)
- Педагогическое сопровождение и поддержка ребенка с нарушением слуха в современном образовании (50%)
- «Использование технологии наглядного моделирования при формировании связной речи у глухих детей» (50%)
- «Зацепинг. Рекомендации родителям, чтобы уберечь подростка от опасного увлечения» (RANDOM - 50%)