«Жестокое обращение с ребенком в неблагополучной семье (пренебрежение нуждами детей)» 

Шайдт ЛидияАлександровна, воспитатель, 

ГКУ КО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних», г. Кемерово 

 

Жестокое обращение с детьми – это действие или бездействие со стороны людей окружающих ребенка, которые причиняют вред эмоциональному и физическому здоровью, его развитию, ущемляют права или свободу.  Единого определения жестокого обращения с детьми нет, каждый специалист дает свое: с учетом страны проживания, религии, культуры и т.д. 

Доктор медицинских наук, профессор Т.Я. Сафронова предлагает следующее определение жестокого обращения: «Под жестоким обращением и пренебрежением основными нуждами ребенка понимают любые действия или бездействия со стороны родителей, лиц их заменяющих или других взрослых, в результате чего нарушается здоровье и благополучие ребенка или создаются условия, мешающие его оптимальному физическому или психическому развитию, ущемляются права и свобода» [2]. 

Различают четыре вида жестокого обращения с детьми: физическое, эмоциональное, сексуальное, пренебрежение нуждами детей. 

Пренебрежение интересами и нуждами ребенка – это отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей или лиц, их заменяющих, в силу объективных причин (бедность, психические болезни, неопытность) и без таковых [1].  

Виды пренебрежения нуждами ребенка: 

  1. оставление ребенка без присмотра;
  2. не предоставление ребенку питания, одежды, жилья;
  3. не предоставление медицинской помощи ребенку;
  4. отсутствиедолжного внимания (безнадзорность); 
  5. отсутствие возможности получения адекватного образования и др.

В неполной мере забота о детях связана с материальными проблемами  в семье, но ее можно компенсировать заботой и лаской, участием. Иначе недостаток внимания со стороны родителей может привести к развитию ребенка в эмоционально и информационно бедной среде, т.к. ребенок не в состоянии сам обеспечить себе нормальные условия для развития. В этом случае ребенок обычно не готов начать обучение в школе, а многие дети из неблагополучных семей и вовсе не начинают обучение в школе вовремя. Иногда это связано с отсутствием необходимых документов, иногда – с нежеланием ребенка посещать школу, а иногда родителям просто, нет дела до ребенка. И в конечном итоге это приводит к задержке в интеллектуальном развитии, в основном связанное с социально-педагогической запущенностью. 

Если дети, пострадавшие от других видов насилия вызывают сочувствие, то дети с социально-педагогической запущенностью, отвергаются, их часто ругают в школе учителя, над ними смеются одноклассники и т.д., что в свою очередь ведет к снижению самооценки. 

Помощь таким детям оказать еще сложнее, чем другим, т.к. у них развивается чувство недоверия ко всем окружающим людям, снижается мотивация к любому виду деятельности, и появляется чувство не нужности. Таких детей сразу можно отличить от других по внешним признакам: утомленный, сонный вид; санитарно-гигиеническая запущенность; отставание в физическом развитии; частые простудные заболевания; задержка речевого и моторного развития; постоянный голод; низкая самооценка и успеваемость; требование ласки и заботы. 

Пренебрежение нуждами ребенка приводит к тому, что радостное и беззаботное детство превращается в безрадостное существование, когда ребенок страдает от голода, холода, и безразличного отношения взрослых. Любой вид жестокого обращения с детьми нарушает их физическое и эмоциональное здоровье ребенка, мешает его полному развитию. 

Причины и условия возникновения жестокого обращения, последствия для ребенка и семьи, связаны с проблемами в сфере (медицинской, социальной, психологической и юридической). Поэтому взаимодействовать в профилактике жестокого обращения с детьми должны специалисты разных ведомственных структур: социальной работы,  здравоохранения, образования и правоохранительных органов. Только создание группы специалистов позволит добиться положительных результатов в работе, и повысить эффективность профилактики жестокого обращения с детьми в семье. 

Литература и источники 

  1. Защита детей от жестокого обращения. / Под редакцией Волковой Е.Н. – Санкт- Петербург, 2007.
  2. Сафронова Т.Я., Цымбал,  Е.И.  Жестокое  обращение  с  детьми. Помощь детям, пострадавшим от жестокого обращения и их родителям/Т. Я. Сафонова, Е. И. Цымбал. –М., 2001. –С. 25. 
  3. ЦелуйкоВ.М. Психология неблагополучной семьи. – Москва, 2006.