Публикация по теме: «Формирование эмоционально – волевой готовности  к школе у детей 6-7 лет»

Ризванова Сария Рашитовна, воспитатель, МБОУ «Чапшарская начальная школа – детский сад» Балтасинского района Республики Татарстан.

 

Формирование  эмоционально-волевой готовности дошкольников является сложным процессом, который происходит под воздействием ряда внешних и внутренних факторов. Факторами внешнего воздействия являются условия социальной среды, в которых находится ребёнок, факторами внутреннего воздействия — наследственность, особенности его физического развития.

        Эмоционально-волевая готовность включает в себя:

1) произвольность поведения. Почти все авторы, изучающие психологическую готовность к школе, уде­ляют произвольности особое внимание. Так, Д.Б. Эльконин считал, что произвольное поведение рождается в коллективной ролевой игре, позволяющей ребенку подняться на более высокую ступень развития, чем игра в одиночку. Коллектив корректирует нарушения в подражании предполагаемому образцу, тогда как самостоятельно осуществить такой контроль ребенку бывает еще очень трудно. Говоря словами Д.Б. Эльконина, игра  для дошкольника- это  школа произвольного поведения. Обсуждая проблему психологической готовности к школе, Д.Б. Эльконин выделил проявления произволь­ного доведения как необходимые предпосылки учеб­ной деятельности, обозначив следующие параметры:

— умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ дей­ствия;

—  умение ориентироваться на заданную систему тре­бований;

—  умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;

— умение самостоятельно выполнить требуемое за­дание по зрительно воспринимаемому образцу. Именно на эти параметры развития произвольно­сти, являющейся частью психологической готовности к школе, опирается обучение в 1-м классе;

2)  формирование основных элементов волевого действия: постановка цели, принятие решения, пост­роение плана действия, выполнение его, проявление определенного усилия в случае преодоления препят­ствия, оценка результатов своего действия. Однако в этот период не все элементы достигают высокого раз­вития;

3)  начало развития дисциплинированности, орга­низованности, самоконтроля и других волевых качеств;

4) новый характер эмоциональности детей по срав­нению с более ранними возрастами. Повышается сдер­жанность и осознанность в проявлениях эмоций, ус­тойчивость эмоциональных состояний. Ребенок учится управлять своим настроением, а иногда даже маски­ровать его. Он становится более уравновешенным. Активно разворачиваются процессы эмоциональной децентрации, которые реализуются по двум основным линиям: расширение круга предметов сопереживания и сочувствия, опосредование идентификации и соуча­стия социальными принципами и правилами ;

5)  позитивный эмоциональный настрой, положи­тельное отношение к школе, учению, самому себе.

        Возраст 7 лет сопровождается более глубоким осознанием своих внутренних переживаний на основе, формирующегося опыта социального общения. В этот период закрепляются позитивные и негативные эмоциональные реакции. Например, различные реакции страха или уверенности в своих возможностях. Таким образом, к старшему дошкольному возрасту у ребенка складываются основные личностные характеристики.

Жизнь дошкольника гораздо более разнообразна, чем жизнь в раннем возрасте. Появляются соответственно и новые мотивы. Это мотивы, связанные с формирующейся самооценкой, самолюбием — мотивы достижения успеха, соревнования, соперничества; мотивы, связанные с усваивающимися в это время моральными нормами, и некоторые другие. В этот период начинает складываться индивидуальная мотивационная система ребенка. Разнообразные мотивы, присущие ему, приобретают относительную устойчивость. Среди этих относительно устойчивых мотивов, обладающих разной силой и значимостью для ребенка, выделяются доминирующие мотивы — преобладающие в формирующейся мотивационной иерархии. Один ребенок постоянно соперничает со сверстниками, стараясь лидировать и во всем быть первым, у него доминирует престижная (эгоистическая) мотивация. Другой, наоборот, старается всем помочь, для третьего важно каждое «серьезное» занятие в детском саду, каждое требование, замечание воспитателя, выступающего в роли учителя, — у него уже появились широкие социальные мотивы, сильным оказался мотив достижения успеха. Дошкольник начинает усваивать этические нормы, принятые в обществе. Он учится оценивать поступки с точки зрения норм морали, подчинять свое поведение этим нормам, у него появляются этические переживания. Первоначально ребенок оценивает только чужие поступки — других детей или литературных героев, не умея оценить свои собственные. Старшие дошкольники начинают судить о поступках не только по их результатам, но и по мотивам; их занимают такие сложные этические вопросы, как справедливость награды, возмездие за причиненное зло и т.д.

Самосознание формируется к концу дошкольного возраста благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, оно обычно считается центральным новообразованием дошкольного детства. Самооценка появляется во второй половине периода на основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки («я хороший») и рациональной оценки чужого поведения. Ребенок приобретает сначала умение оценивать действия других детей, а затем — собственные действия, моральные качества и умения. Самооценка ребенка практически всегда совпадает с внешней оценкой, прежде всего с оценкой близких взрослых. Дошкольник видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих. Если оценки и ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, его представления о себе окажутся искаженными. Оценивая практические умения, 5-летний ребенок преувеличивает свои достижения. К 6 годам сохраняется завышенная самооценка, но в это время дети хвалят себя уже не в такой открытой форме, как раньше. Не меньше половины их суждений о своих успехах содержит какое-то обоснование. К 7 годам у большинства самооценка умений становится более адекватной. В целом самооценка дошкольника очень высока, что помогает ему осваивать новые виды деятельности, без сомнений и страха включаться в занятия учебного типа при подготовке к школе.

Еще одна линия развития самосознания — осознание своих переживаний. Не только в раннем возрасте, но и в первой половине дошкольного детства ребенок, имея разнообразные переживания, не осознает их. В конце дошкольного возраста он ориентируется в своих эмоциональных состояниях и может выразить их словами: «я рад», «я огорчен», «я сердит».

В 6-7 лет ребенок помнит себя в прошлом, осознает в настоящем и представляет себя в будущем: «когда я был маленьким», «когда я вырасту большой».

Важным является и психологическая готовность к школе — сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности. Такое усложнение эмоционально-мотивационной сферы приводит к возникновению внутренней жизни ребенка. Хотя внешние события, ситуации, отношения составляют содержание переживаний, они своеобразно преломляются в сознании, и эмоциональные представления о них складываются в зависимости от логики чувств ребенка, его уровня притязаний, ожиданий и т.д.

Таким образом, дошкольное детство — период познания мира человеческих отношений. Играя, он учится общаться со сверстниками. Это период творчества. Ребенок осваивает речь, у него появляется творческое воображение. Это период первоначального становления личности.

 Педагогическое обеспечение процесса развития эмоционально – волевой готовности ребенка 6-7 лет к обучению в школе

Слабость волевой сферы является одной из основных причин трудностей поведе­ния школьников, медленного освоения ими социальных норм и правил, принятых в дет­ских учреждениях. Школьные психологи отмечают, что именно уровень развития про­извольности зачастую лежит в основе неуспеваемости ребенка в школе. Именно поэто­му- развитие произвольного поведения является одним из основных критериев готов­ности ребенка к школьному обучению. Дошкольный возраст —- наиболее благоприят­ный период для развития волевой сферы личности ребенка не только вследствие его высокой сензитивности к развивающим воздействиям, но и с точки зрения временной перспективы, ибо является периодом активной подготовки к переходу на следующий, очень важный этап жизни  поступление в школу.

Игры, предлагаемые в данном разделе, непосредственно направлены на воспитание у детей произвольного поведения, однако необходимо отметить, что любые игры правилами требуют от ребенка волевых усилий и, таким образом, косвенно способствует развитию произвольности.

Игра №1 «Раз, два, три — говори!»

Задача игры:

Научить детей выделять несколько разных условий решения задачи и учитывать их при выполнении игровых действий. Одни из этих условий требуют познавательной ак­тивности, а другие — волевых усилий.                                                            

Описание игры:

В качестве игрового материала используются картинки, отражающие предметное окружение ребенка (вещи, животные, одежда, деревья и т.п.).

Взрослый предлагает детям поиграть с картинками: «Я буду показывать их по од­ной, а вы называть. Только называть нужно после моего сигнала. Сначала внимательно посмотрите, что нарисовано, и вспомните, как это называется. Но, ничего не говорите, пока я не скажу: «Раз, два, три — говори!» Кто первый назовет картинку после моего сигнала, тот ее и получит. Давайте попробуем». Перед последним словом (говори) вы­держивается небольшая пауза. Тот, кто первый называет картинку, получает ее. Необ­ходимо иметь дубликаты картинок на тот случай, если сразу двое детей дадут правиль­ный ответ. Затем игра меняется. Отгадывать предлагается не всем детям одновременно, а двум — трем. Группы формируются в порядке очередности. В конце игры взрослый просит поднять руки тех детей, которые не выиграли ни одной картинки. «Почему вам ничего не дали? Как вы думаете?» В деликатной форме детям надо дать понять, что причина неуспеха в их невнимательности.

Правила игры:

  1. Прежде чем дать ответ, нужно внимательно посмотреть на картинку и вспом­нить, как называется изображенный предмет.
  2. Называть предмет можно только после слов: «Раз, два, три — говори!»

 

Игра №2   «Пальчики»

Задача игры:

Развитие целенаправленного внимания. Описание игры: Ребенок должен выбрать из большого количества знакомых ему предметов, изображенных на картинках, тот, который назвал взрослый, и быстро указать на него пальцем. Трудность состоит в том, что ребенок должен преодолеть внешнюю привлекательность других картинок и сосре­доточить внимание только на той, которую назовет воспитатель. Найденную картинку ребенок получает в качестве приза. Основное требование игры — искать картинку гла­зами, а не руками, и лишь в последний момент поставить на нее пальчик. Можно по­мочь ребенку сдержать себя, предложив ему держать палец у края стола, пока не будет названа картинка.

В начале игры детям предлагается посмотреть все картинки, назвать изобра­женные на них предметы. После этого приглашается пара детей, перед которыми рас­кладываются все картинки. Объясняют правила игры. Затем произносят слова: «Кто из вас раньше найдет и укажет пальчиком, где находится… яблоко?» Дети показывают картинку, а воспитатель обращается к остальным: «Кто раньше поставил свой пальчик на яблоко?» Дети отвечают, и победитель получает картинку. Второму ребенку дается возможность отыграться, но если он и на этот раз не найдет картинку, вызывается сле­дующая пара детей. Отданные детям картинки заменяются новыми.              

 Правила игры:

  1. Держать палец правой руки у края стола, пока взрослый не назовет предмет. За­прещается снимать палец со стола раньше времени.
  2. Картинку получает тот, кто раньше поставит на нее свой палец.
  3. Победителя называют все участники игры.

 

Список использованной литературы.

 

  1. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста // под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. — М., МГУ, 2014.
  1. Рыбина Э. Готов ли ребёнок к школьному обучению? // Дошкольное воспитание, 2014, №8.
  1. Сташевская Г. 100 и 1 игра для развития ребенка. – Изд-во: Речь, 2011.
  2. Чистякова М. И. Психогимнастика /Под ред. М. И. Буянова.—2-е изд.- М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2014