Конспект НОД во второй младшей группе по теме «Поможем птицам в зимнюю стужу»

Поддубная Елена Владимировна, воспитатель МКДОУ детский сад №5, город Бутурлиновка.

 

Интеграция образовательных областей: «Познание ФЭМП», «Коммуникация», «Социализация».
Цели: 
• расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании;
• дать детям представление о видах питания зимующих птиц;
• развивать зрительное восприятие, координацию движений;
• развивать наблюдательность, умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи; сообразительность, в процессе отгадывания загадок; 
• развивать познавательный интерес у детей к жизни птиц;
• воспитывать сопереживание, сочувствие, желание помогать птицам в трудных зимних условиях.
Материалы к занятию: аудиозапись «Голоса зимующих птиц»; ноутбук; кормушка; картинки с изображением воробья, снегиря, синицы, клеста; четыре блюдца с ягодами рябины, семечками, шишкой, кусочком сала; дидактическая игра «Накорми птичку».
Предварительная работа: 
• наблюдение за птицами во время прогулок;
• рассматривание дидактических картинок «Зимующие птицы»;
• дидактическая игра – пазлы «Птицы зимой».
Ход занятия
1. Организационный момент.

Воспитатель:

 Рады мы всегда гостям,

Приглашаем в гости к нам.

РЕФЛЕКСИЯ.

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Воспитатель: Замела дорожки, разукрасила окошки.

Радость детям подарила и на санках прокатила.

Воспитатель: О каком времени года я загадала загадку?

Дети : о зиме.

Воспитатель: Закройте глаза и послушайте звуки зимы.

Звучит музыка ( ветер, вьюга, метель)

Воспитатель: А чего не слышно в лесу?

Дети: птиц, они улетели в тёплые края.

Воспитатель: А разве все птицы улетают в тёплые края?

Дети: Нет, остаются зимующие птицы.

Воспитатель: Ребята, чтобы увидеть зимующих птиц, отгадайте загадки.

  1. Отгадывание загадок + демонстрация слайдов.
  2. Озорной мальчишка в сером армячишке
    По двору шныряет, крошки собирает (воробей).
    2. Красногрудый, чернокрылый, любит зернышки клевать
    С первым снегом на рябине он появится опять (снегирь).
    3. Непоседа, невеличка, желтая почти вся птичка.
    Любит сало и пшеничку. Как зовут ее? (синичка).
    4. Кто там прыгает, шуршит, клювом шишки потрошит?
    Голоском речистым, чистым – Клё! Клё! Клё! Поёт со свистом (клёст).

5.Любопытна и умна , и находчива она .

Видим мы её порой за какой-нибудь игрой. ( ВОРОНА)
Воспитатель — Дети, как одним словом можно назвать этих птиц, которые не улетели в теплые края, а остались с нами зимовать? (зимующие).
 Физкультминутка «Шустрые синички».
Скачет шустрая синица, (прыжки на месте на двух ногах)
Ей на месте не сидится, (прыжки на месте на левой ноге)
Прыг-скок, прыг-скок, (прыжки на месте на правой ноге)
Завертелась, как волчок. (кружимся на месте)
Вот присела на минутку, (присели)
Почесала клювом грудку, (встали, наклоны головы влево-вправо)
И с дорожки — на плетень, 
Тири-тири, Тень-тень-тень! (прыжки на месте на двух ногах)
5. Беседа «Кто чем питается?».
Воспитатель — Синички — ребята попрыгали, размялись и захотелось птичкам покушать. Но мы ведь так и не разобрались, что любят есть разные птицы. Летом и осенью синицы и воробьи питались жуками, кузнечиками, гусеницами. Но сейчас, зимой, жуки и кузнечики спят под двумя одеялами – осенним и зимним, не добраться до них. Зимой птицам холодно и голодно. Птицам тяжело найти себе корм под снегом. Кто может им помочь зимой? (человек, птицы прилетают ближе к людям за помощью, взрослые делают кормушки и насыпают в них корм).
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К нам слетятся, как домой,
Стайкой на крыльцо.
Не богаты их корма!
Горсть зерна нужна.
Горсть зерна –
И не страшна
Будет им зима.
Воспитатель — Ребята, скажите, чем питаются птицы? (хлебом, крошками, семечками). 
Воробьи питаются зёрнышками, крошками, семечками.
Синицы питаются зёрнышками, крошками, семенами, любимое их лакомство – сало.
Снегири едят семена, любят клевать ягоды рябины. Мерзлые ягоды хорошо поддаются мощному клеву. Показывает блюдце с ягодами рябины.
Клесты питаются семечками шишек.

Пальчиковая гимнастика «Зимующие птицы»
Воспитатель — А теперь давайте потренируемся кормить птичек.
Прилетайте, птички! («зовущие» движения пальцев)
Сала дам синичке (4 раза – «режущие» движения одной ладони по другой)
Приготовлю крошки (пальцы щепоткой – «крошим хлеб»)
Хлебушка немножко.
Эти крошки – голубям (вытянуть вперед правую руку с раскрытой ладонью)
Эти крошки – воробьям (то же левой рукой)
Галки да вороны 
Ешьте макароны! (тереть ладонью о ладонь, «катая из хлеба макароны»).

 Коллективное рисование ватными палочками «Накорми птичку»..

Итог.