Классный час по теме: «Быть честным»

Санжарова Людмила Константиновна, учитель начальных классов, МАОУ «СОШ №111» г. Перми.

 

Цель: расширять представление  о правде как общечеловеческой ценности.

Задачи:

— раскрывать значение понятий «честность», «ложь», «искренность»;

— развивать умение объективно оценивать поведение людей в разных жизненных ситуациях;

— воспитывать стремление быть честным и искренним с собой и окружающими людьми.

Оборудование: проектор, видеоматериал. 3 карточки с описанием ситуаций, 3 конверта с пословицами.

  1. Эмоциональный настрой.Давайте начнём наш классный час с радостью, добротой. Улыбнитесь друг другу, пожмите руки.
  2. Определение темы урока.

Я начну урок с таких слов:

Давайте-ка, ребята

На свете честно жить.

Со смелыми, правдивыми

Всем хочется дружить

К чему призывают эти слова?

Вы уже догадались о каком важном качестве человека пойдет речь на нашем уроке?

Да, мы будем говорить о честности, правдивости, искренности.

  1. Изучение знаний.

Посмотрите, у нас появились три слова на доске

Какие это слова? (правда, честность, истина)

Давайте подберем к этим словам противоположные по смыслу (ложь, неправда, обман, вранье)

Может быть, ребята, вы знаете, как уберечь себя от лжи? Какими качествами должен обладать честный человек.Давайте посмотрим сценку, которая называется «Лгун», а потом обсудим её.

  1. Сценка «Лгун»

А сейчас давайте посмотрим сценку, которая называется «Лгун», а потом обсудим её.

Действующие лица: рассказчик, мальчик, мужики.

Р: Один мальчик стерег овец. (заходит мальчик, наряженный в пастуха)

М: Как мне скучно. Целый день я только и делаю, что стерегу овец. А овцы только и делают, что едят траву. Мне тоскливее всех мальчиков на свете. Мне нужно как-то развлечься. Как же это сделать? Я придумал!

Р:Решил он пошутить и стал кричать.

М: Помогите, волк! Волк!

Р: Прибежали мужики (выбегают мужики с дубинками и ружьями) и видят: неправда, никакого волка нет. (мальчик смеется, мужики качают головой).

Р: На следующий день решил мальчик опять пошутить. Стал кричать.

М: Волк! Помогите, волк!

Р: Прибежали мужики, видят: опять неправда. (мальчик смеется, мужики грозят пальцем)

Р: Но вот и вправду прибежал волк.   Мальчик стал кричать.

М: Помогите, волк! Волк!

Р: Мужики подумали, что опять мальчик шутит и не пошли его спасать. А волк угнал все стадо (мальчик плачет)

Р: Сказка-ложь, да в ней намек — добрым молодцам урок.

Вопросы для обсуждения:

  1. Какой урок можно извлечь из этой сказки (не обманывай, а то тебе никто не будет верить)
  2. Если человек постоянно обманывает, то другие люди как к нему будут относится?
  3. Давайте запишем первое правило честного человека:

Не обманывай!

  1. Просмотр фильма В.Осеевой «Что легче»

 Вопросы по содержанию.

  1. Почему простили третьего мальчика?
  2. Как вы думаете почему первый и второй мальчик решили сказать неправду

3.Значит каким еще качеством должен обладать честный человек (смелость)

Будь смелым!

Физкультминутка

  1. Закрепление знаний

Класс разбивается на группы, каждая группа выбирает листочек с заданием. Одни группы собирают пословицы из слов, другие группы обсуждают жизненные ситуации и предлагают решение.

Ситуации

Первая группа:

Представте себе, что у вас дома есть красивая ваза, которой дорожат ваши родители, но вы случайно разбили её. Как вы поступите в этом случае? Как отнесутся к вам ваши родители, после того  как вы признались и извинились.

Да, мама и папа самые близкие к нам люди. Они вас поймут, простят, потому-что любят вас.

Вторая группа:

Вы нашли чужой сотовый телефон, как вы поступите?

Третья группа:

Игорь получил замечание в дневник, спрятал его, а на вопрос родителей: «Как дела в школе?» ответил: «Все хорошо»

Пословицы:

Ложь дружбу губит.

Ложь до добра не доведет.

Честность всего дороже.

Чему учат эти пословицы?

  1. Рефлексия. Игра: «Честно – нечестно»

Я буду задавать вам вопроты. Если ваш ответ «Да» вы должны хлопнуть, если «Нет» покачать головой.

Честно ли бросать друга в беде?

Честно ли признавать свою вину?

Честно ли обсуждать поступки других?

Честно ли без спроса брать чужие вещи?

Честно ли пользоваться шпаргалками?

Честно ли вернуть найденную вещь хозяину?

Итог урока.

Ребята, как вы считаете, мы нашли ответ на поставленный вопрос:

Каким должен быть честный человек?

Как относятся окружающие к честному человеку?

На своих листочках с одной стороны нарисуйте честность ложь.