Встречи с природой маленького ребёнка

Чиковкина Светлана Александровна, воспитатель, МБДОУ Д/С №30, г.Арзамас

 

Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.

Маленький ребёнок — самое благодатное время для воспитания: посеешь зёрнышко в сердце маленького ребёнка, и оно начинает расти.

Самое могучее и красивое дерево обязательно было когда-то тоненьким и хрупким. Но на его срезе ранний возраст навсегда отмечен первым тонким колечком. Это стержень всего ствола. Детство — это сердцевинная часть каждой жизни. Всё, что впитывает ребёнок в себя в эти годы очень важно. В наше время трудно воспитать здорового ребёнка, здорового и телесно и душевно.

Самые первые нравственные представления и навыки  ребёнок получает в семье, а потом уже и образовательных учреждениях. Нравственным можно считать такого человека, для которого нормы и правила поведения являются неотъемлемой частью его образа жизни. Нравственное воспитание начинается с пробуждения в ребёнке добрых чувств.

Ничего так не облагораживает человека, как общение с природой. Природа своим разнообразием, красочностью, красочностью и динамичностью привлекает детей и даёт им много радостных переживаний.

Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь. Общение с природой позволяет ребёнку полнее ощутить красоту жизни. Что заставляет ребёнка останавливать взгляд на пролетающей птице? Почему шумит лес и качаются деревья? Почему рыбки, хомячок или котёнок — долгожданный подарок для ребёнка? Объясняется всё очень просто: потребность в красоте и доброте, наблюдении и понимании отмечается у ребёнка с первых дней его жизни. Потребность эта проявляется рано, и многие ещё не смышленые дети подсознательно ощущают «родство» с живыми существами и испытывают необходимость общения с ними.  Природа родного края очень рано входит в мир ребёнка. Река, лес поле постепенно оживают для него: от первого общения восприятия ребёнок переходит к конкретизации — у него появляются любимые уголки для игры, любимые деревья, тропинки в лесу, место для рыбалки у реки… Это делает лес, речку своими, родными на всю жизнь. И очень важно, чтобы эти детские впечатления оставались на всю жизнь. То, что дарит нам наша земля и родная природа — рассветы и закаты, пение птиц, журчание ручейка, капельки росы на траве, ласковый ветерок в июльскую жару, морозные узоры на окне зимой, нежные резные снежинки, караваны журавлей в небе осенью, белые ромашки на бескрайнем поле, грибы, ягоды и плоды,- всё это бесценное достояние нашего народа, и мы должны не только любить, ценить, восхищаться всем этим, но и должны понимать, очень важно всё это беречь и хранить.  Природа является неиссякаемым источником духовного обогащения. Воспитание и развитие этих позитивных чувств является основой экологического воспитания

Научить детей видеть красоту природы, воспитать молодое поколение в духе бережного отношения к ней призвана система экологического воспитания.

Какие же взаимоотношения  с природой мы должны воспитывать в детях, чтобы вырастить настоящего патриота и гражданина своей Родины?

Почти в каждой семье есть домашнее животное, и комнатное растение. Ребёнок именно в семье начинает контактировать с представителями другой формы жизни. Ребёнок видит с какой любовью и трепетом мама ухаживает за комнатными цветами, как беспокоится и расстраивается если цветок заболел. А как ребёнок радуется, что вместе с ним пьёт молоко любимая кошка Мурка. Беседуя о домашних животных, дети узнают, какую пользу они приносят, но они тоже нуждаются в нашей заботе.

Большую роль в экологическом воспитании занимает приобщение детей к народной культуре, поскольку все жанры устного народного творчества (заклички, приметы, песенки…) отражали особенности восприятия природы людьми, их отношение к ней. 

С самого раннего возраста необходимо в детях целенаправленно развивать наблюдательность, ответственность за состояние окружающей среды и природы в целом. Именно в это время в ребёнке закладываются позитивные чувства по отношению к природе и природным явлениям, ему открывается удивительное многообразие растительного и животного мира, детьми впервые осознаётся роль природы в жизни человека, переживаются нравственно — эстетические чувства, побуждающие их заботиться обо всём, что нас окружает. Природа, с её необычным многообразием явлений, животных и растений, при непосредственном общении с ней пробуждает в ребёнке яркие впечатления, настраивающие на сохранение, заботу, защиту. Начиная с младшего возраста,  дети учатся наблюдать за явлениями природы, замечать изменения в погоде. Они слышат названия времён года — лето, осень, зима, весна,  простые их характеристики — холодно, жарко, морозно, слякотно. В их речи используются слова день, ночь, утро, вечер. Малыши узнают, что тепло и свет исходят от солнца, что оно высоко в небе, где могут быть облака и тучи. А дождь- это струйки воды на стёклах и лужах.  Наблюдая, дети замечают, какие изменения погоды происходят в солнечный и пасмурный дни, дождливый и снежный. Какой формы солнце, и когда бывают видны его лучи. Как освещено небо в зависимости от яркости солнечного света. Если пасмурно, то какого цвета небо. Дети постарше уже понимают, что такое хмурое небо, туман; зима – мороз, метут метели, кружат вьюги. Имеют представления о живых существах как обитателях леса, луга, водоёма. Умеют находить связь между способом поведения живого существа и условиями среды обитания. Интересуются особенностями внешнего вида, образом жизни животных и растений. У детей появляется сочувствие, сопереживание к живым существам. Дети старшего возраста начинают уже описывать сезонные изменения погоды, учатся устанавливать зависимость животных и растений от условий окружающей среды, определять погоду по приметам. Накапливается словарный запас о природных явлениях: ветер – порывистый, ураганный, ласковый; снег – вьюга, метель, снегопад. Ближе к школе дети учатся находить поэтическое описание времён года, погоды, используя рассказы, стихи. Узнают народные приметы, оценивают их влияние на жизнь людей. Взрослым важно научить детей наблюдать, переживать, чувствовать, проверять: а так ли это,  верна ли примета? Какими добрыми они станут, когда вместе с дедушкой, папой сами сделают кормушку и накормят птиц? Через воспитание любви к природе проявляются самые высокие нравственные качества человека.

Экологическое воспитание значимо и с позиций личностного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством людей, обладающих экологической культурой, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю.