Проблемное направление: «Создание системы занятий по развитию речевых навыков и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста»

Выполнила: воспитатель Голубева Тамара Никифоровна МБДОУ № 177 г. Оренбург

 

Актуальность и перспективность опыта

Период от рождения до поступления в школу является, по признанию специалистов, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребёнка, формирования физических и психических качеств, необходимых в течение всей последующей жизни.

      Современная жизнь предъявляет новые, более высокие требования к человеку, в том числе и к ребёнку, к его знаниям и способностям на этапе поступления в школу.

      Маленький человек, пришедший в этот мир, порой теряется в этом мире информации, часто случается отставание в его развитии. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложностями, необходимо позаботиться о своевременном и полноценном формировании речи. Это одно из условий нормального развития ребенка и его успешного обучения в школе. Особенно важное значение имеет развитие всех сторон речи ребенка. Встал вопрос о необходимости изменения содержания работы по развитию речи детей и способов её осуществления: переход от учебно-дисциплинарного стиля взаимодействия, направленного, в первую очередь на вооружение их знаниями, умениями, к личностно-ориентированной модели образовательного процесса, способствующей развитию каждого ребёнка с учётом его возрастных особенностей и возможностей.

      Проблема развития всех сторон речи  детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников: воспитателям, узким специалистам, психологам. Давно установлено, что к старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей. Это показывает и мой опыт педагогической деятельности. Главной задачей развития речевых навыков и обучению грамоте детей в данном возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планирование), а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок.

      Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей. Но у меня особый интерес вызывают последние, т. к. их подготовка и проведение всегда были и остаются одними из самых трудных как для детей, так и для педагога.

Эта проблема стала для меня актуальной после неоднократных встреч и бесед с учителями начальных классов, из которых выяснилось, что детям намного легче адаптироваться в школе, если они имеют, хотя бы минимальную подготовку в этой области.

Каково же состояние развитие речи детей дошкольного возраста на современном этапе?

В целом уровень речевого развития детей дошкольников можно охарактеризовать, как крайне неудовлетворительный. Результаты обследования речи показывают, что большинство детей нуждаются в современной и квалифицированной помощи со стороны специалистов, педагогов – воспитателей и родителей. Речевая запущенность ярко проявляется при поступлении детей в школу. Не дети должны адаптироваться к системе  образования и воспитания, а программы, методы  призваны формировать у него добровольную и значимую мотивацию к обучению. Взаимодействие «педагог – ребёнок» должно осуществляться в сотворчестве, в сотрудничестве. У ребёнка всегда есть право на ошибку, а педагог помогает ему быть успешным.

Давно известно, что одним из мощных средств развития ребёнка является игра. В недрах игры рождается учебный мотив, в игре ребёнок познаёт новые области действительности.

Таким образом, в основе развития и совершенствования устной речи лежат следующие основные принципы:

  • принцип развивающего обучения – использование новых развивающих технологий, с целью формирования и развития всех сторон речи;
  • интеграция знаний в различных видах деятельности;
  • принцип возрастной адресованности и дифференцированного подхода;
  • принцип игрового познания и вариативности.

 Многолетний опыт работы показывает, что только последовательное, комплексное и развивающее воздействие способствует успешному решению поставленных задач, а индивидуальный образовательный метод помогает повысить эффективность в работе воспитателя.

Новизна опыта

МДОУ «Детский сад № 177»  осуществляет  воспитательно-образовательный  процесс  на основе  программы «Детство»

Одной из ключевых  концептуальных  позиций  является  педагогическая   концепция  целостного развития  ребенка – дошкольника  как субъекта  детской  деятельности (М.В. Крулехт), а, следовательно,  предполагает  совершенно  новый  подход  к  организации  детской  деятельности.

Таким образом, новизной  в моей работе  является  следующее:

  1. Выявление  педагогических условий,  оптимальных для   перехода  ребенка  в позицию  субъекта  деятельности:  создание  предметно – развивающей среды, переход на личностную модель  взаимодействия с детьми.
  2. Проведение диагностики  по уровням  освоения позиции субъекта  деятельности в речевых играх (самостоятельность  в познавательной деятельности).
  3. Ознакомление с различными  видами  развивающих  игр  речевого характера, авторами  которых  являются Д.Шумаева, А.Бондаренко, Г.Тумакова и другие.
  4. Систематизация развивающих речевых игр. Изучив  весь  этот  теоретический и практический материал, я решила   использовать  в своей  работе, особое  внимание,  уделяя  на  развитие  у детей  самостоятельности  и творческого  воображения.

Критерии (показатели) отбора передового педагогического опыта.

      Для выявления степени эффективности педагогического процесса и его оценки надо иметь критерий, в котором определены: признаки объекта, мера для определения того, в какой степени выражен тот или иной признак у данного объекта. Без этих компонентов нет надёжного критерия и, значит, невозможна объективная оценка педагогического опыта.

Первым важным признаком или критерием ППО является его соответствие тенденциям общественного развития, социальному заказу. В настоящее время наблюдается тенденция к постоянному  росту  числа детей дошкольного возраста с речевыми недостатками, к  увеличению сочетанных нарушений речевого  и психического развития. Я считаю, что необходимо развивать такие познавательные и психические процессы как внимание, память, мышление, воображение, речь, а также формировать мотивационную готовность детей к школе.    

       Второй признак ППО — высокая результативность и эффективность педагогической деятельности. Основными условиями ускорения развития речевой деятельности является применение различных методов обучению речи, построенных на принципах лингводидактики. Длительное пребывание ребенка в детском саду создает благоприятные условия для приведения систематической работы над звуковой стороной речи.

      Третий показатель ППО — оптимальное расходование сил и средств педагогов и детей для достижения устойчивых положительных результатов обучения, воспитания и развития. Среди педагогов, научных сотрудников, занимающихся вопросами дошкольного образования и воспитания, уже давно ведётся спор о пользе раннего обучения детей чтению и развитию речи. Некоторые считают, что это приводит к перегрузкам. Однако я считаю, что каждый ребёнок обладает колоссальными возможностями развития способностей ко всем видам человеческой деятельности. Но эти возможности постепенно угасают, слабеют, и чем старше становится человек, тем труднее развить его способности.

      Четвёртый показатель ППО — стабильность результатов учебно-воспитательного процесса. Родная речь усваивается, если у ребенка проявляются способности запоминать норму употребления языковых знаков в речи – запоминать их сочетаемость, возможности взаимозаменяемости и уместности в различных речевых ситуациях.

       Пятый показатель ППО — наличие в нём элементов новизны.

      Я считаю, что никому не удавалось с такой полнотой и эффективностью встроить игру в сложный процесс по развитию речевых навыков и обучению грамоте, как это сделали Н.Зайцев, Д.Эльконин, Е.Журова. Дети, играючи и в удивительно короткие сроки, осваивают то, что с таким трудом даётся, а то и совсем не даётся ребенку в дошкольном возрасте. Игровая методика педагогов – новаторов способствует раннему развитию способности ребёнка к чтению, письму и в целом развитию речи.

      Шестой показатель ППО — его актуальность и перспективность.

Обоснование актуальности и перспективности опыта должно вытекать из двух основных позиций:

  • в какой мере данный опыт способствует решению основных задач воспитания и обучения, воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматичес­кого строя речи, ее связности при построении развернутого высказывания — решаются на протяжении всего дошкольно­го детства. Однако на каждом возрастном этапе задачи по­степенно усложняются, меняются методы обучения. У каж­дой из перечисленных задач есть целый круг проблем, кото­рые надо решать параллельно и своевременно. Я считаю, что рассмот­рение основных задач развития речи у дошкольников начинается с развития связной речи, так как эта задача ак­кумулировала в себе все стороны речи — фонетическую, лек­сическую, грамматическую.
  • какие противоречия и затруднения, встречающиеся в массовой практике успешно решаются данным опытом.

Во-первых, это неудовлетворительный уровень речевого развития детей дошкольников. Обследование речи показывает, что большинство детей нуждается в своевременной помощи педагога – воспитателя.

 Во-вторых, не всегда устраивает методическое и дидактическое обеспечение.

 В – третьих, разобщенность методик обучения, предлагаемых ведущими учеными – педагогами.

      Седьмой показатель ППО — репрезентативность.

Репрезентативность — это:

  • достаточная проверка опыта по времени;
  • подтверждение позитивных результатов не только в работе одного учителя, воспитателя, но и в деятельности всех педагогов, которые берут этот опыт на вооружение;
  • возможность повторения и творческого использования опыта одного педагога другими, расширение этого опыта до массового.

Мой многолетний опыт работы показывает, что только последовательное, комплексное и развивающее воздействие способствует успешному решению поставленных задач, а индивидуальный образовательный метод помогает повысить эффективность в работе воспитателя. Данный опыт может быть использован педагогами дошкольных учреждений, стремящихся определить наиболее эффективные методы и приёмы обучения воспитанников.

      Восьмой показатель ППО — соответствие его современным достижениям педагогики и методики, научная обоснованность.

Сегодня по отношению к детям дошкольного возраста учеными широко используется термин «индивидуальные образовательные потребности» ребенка, под которыми понимаются особенности мотивационной сферы дошкольника, имеющие особую специфику, обусловленную, социально – психологическими факторами, и для удовлетворения которых требуются особые условия. Успех образовательной работы с детьми зависит от наличия тесного взаимодействия с семьями. На родительском собрании, консультациях я познакомила родителей с методикой речевых навыков и обучению грамоте: раскрыла цели, задачи, рассказала о специфике обучения; предлагала родителям самостоятельно петь по таблице, составлять слова из кубиков, играть в подобранные словесные игры. Методика пришлась по душе родителям.

Адресность опыта

Опыт рассчитан на воспитателей детских садов.

При использовании опыта или дополнении опыта другими методами и приёмами необходимо соблюдать следующие правила:

  • Использовать на занятиях по составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок методы и приёмы, которые создают у детей интерес с самых первых минут занятия и обеспечивают его сохранение до окончания занятия;
  • Включать в занятия по данным видам рассказывания игры, задания, «тренировочные» упражнения на обогащение и развитие словаря, формирование грамматически правильной речи;
  • Перед выполнением задания обязательно делать установку детям, чтобы они использовали слова и выражения, которые они употребляли в ходе «тренировочных» упражнений. Поощрять детей, которые выполняют данное требование;
  • Использовать на занятиях знания о мотивационной сфере ребёнка данного дошкольного возраста. Создавать и стимулировать мотивацию деятельности;
  • Для составления рассказов по серии сюжетных картинок предлагать детям яркие, красочные, достаточно крупные картинки понятного содержания без лишних деталей;
  • Вместо физкультминуток использовать обучающие игры, но придавать им подвижный характер;
  • По возможности завершать занятие игрой развивающего характера.
  • Занятия по данным видам рассказывания предлагается проводить один раз в месяц, чередуя их друг с другом: пять занятий по составлению рассказов по картине и четыре — по составлению рассказов по серии сюжетных картинок.

Умения и навыки по составлению рассказов, полученные в процессе специально-организованного обучения, закрепляются в совместной деятельности воспитателя с детьми, в индивидуальной работе, а также в ходе сотрудничества с родителями воспитанников.

      Родителям предлагается одна из наиболее эффективных форм работы — заочное консультирование, куда помимо общих рекомендаций по развитию речи  детей входит «Игротека», (см. приложение №1 Игротека в кругу семьи).

Подборка практических игр и упражнений на обогащение и развитие словаря в домашних условиях, а также записанные под диктовку детей рассказы по картинам, сериям сюжетных картинок, творческие рассказы ребят, которые позволяют родителям сравнить успехи собственного ребёнка с успехами сверстников, обговорить с воспитателем пути преодоления трудностей.

Результативность опыта

            Наш детский сад осуществляет воспитательно-образовательный  процесс  на основе  программы «Детство», который предполагает использование различных методик и тестовых заданий, позволяющий воспитателю в повседневной жизни диагностировать реальный уровень развития ребенка, успешность освоения различных разделов программы.

      Обследование дает педагогу возможность:

      -контролировать усвоение детьми речевого материала;

      -уточнять эффективность используемых методов и приемов;

      -подбирать новые формы организации занятий, целенаправленно   включать в них разнообразные дидактические игры и упражнения;

      -своевременно корректировать рабочие планы, дополнять и изменять их.

      Группы критериев имеют определенные уровни развития: детей старшего дошкольного возраста.

      Таким образом, мы остановились лишь на наиболее принципиальных проблемах, учет которых необходим; попытались показать, как на основе научных направлений и передовой практики строится эта работа, какие этапы – от планирования до анализа педагогических результатов – она проходит.

      Владеть по возможности в совершенстве всеми видами и направлениями речи – значит владеть могущественнейшим орудием умственного развития человека, а стало быть, и культуры человечества. Разработанная нами система занятий по обучению грамоте применяется в старших группах детского сада. Практика показала эффективность разработанных принципов и системы обучения чтению.

      Во-первых, ускоряется освоению действия чтению.

     Во-вторых, дети хорошо ориентируются в фонематической системе языка, у них развивается фонематический слух, и они чутко относятся к звуковой форме слов.

     В-третьих, значительно облегчает усвоение письма и орфографии, количество ошибок при письме снижается.

     В-четвертых, у детей формируется интерес к языку и его законам, наконец, дети скорее и легче переходят к слитному чтению.

Целью нашей работы являлось развитие самостоятельности игровой деятельности, средством организации которой был занимательный материал по развитию речи.

      В накоплении и обобщении опыта я опиралась на теоретические и методологические основы, авторами  которых  являются Д.Шумаева, А.Бондаренко, Г.Тумакова, Н.Зайцев, Д.Эльконин, Е.Журова и другие. Изучив современные основополагающие теоретические аспекты в области речевого развития и обучения дошкольников, выбрала главную цель: создать систему речевого развития на основе конкретного, наглядного материала.
Понимая, что дошкольное детство – период активного восприятия и познания окружающего мира, я поставила основные задачи по взаимодействию с детьми в работе над развитием речи:

  • научить полноценно, понимать речь взрослого через создание речевой развивающей среды;
  • развивать коммуникативную (диалогическую и монологическую) функцию речи.

С целью решения поставленных задач мной были разработаны  следующие этапы работы.

1 Этап — подготовительный.

Задачи:

  1. Обогащать детей чувственным познавательным опытом через создание предпосылок и условий для пробуждения речевой активности и интереса к предметному миру.
  2. В процессе познания активизировать мыслительные процессы (анализ, сравнения, обобщения) через ощущения и восприятия наглядного материала (игрушки, предметы, картинки), (рис.1)

     Решая данные задачи, на занятиях и в повседневной жизни я всячески содействовала речевым контактам между детьми и взрослыми, активизировала речевое участие детей.

Итогом данного этапа были следующие результаты:

  • дети выполняли действия по подражанию, образцу и частично словесной инструкции с игрушками, предметами: называли предметные картинки, понимали явный смысл на сюжетных картинках;
  • у детей активно формировалась диалогическая функция речи (вопрос-ответ);
  • активизировались мыслительные процессы, обогащался чувственный опыт и на его основе лексический словарь;
  • в речи появились короткие фразы.

2 Этап — основной.

 Задачи:

  1. Развивать монологическую функцию речи (рассказ-сообщение); работать над смысловой стороной речи, а также распространенной фразой.
  2. Обучать детей последовательно и связно рассказывать по вопросам, образцу, наглядным опорам (фигурки, силуэты, рисунки, символы, схемы).
  3. Формировать познавательную направленность на установление функциональных связей между объектами, т.е. определение места и время событий, их последовательность и причинно-следственные связи.

Специфическими приемами обучения на данном этапе были:

  • вопросы к отдельным опорам (Что? О чем будем рассказывать?);
  • выкладывание опорных карточек в последовательный ряд (слева направо), по подражанию, по образцу, по словесной инструкции;
  • сравнение опорных символов на соответствие теме, исключению лишних; (рис.2, приложения);
  • исправление ошибок, определение нелепостей;
  • комментированное рисование педагога (Кто? Что? Какой? Где?)
  • выбор правильных вариантов ответов; (рис.3, приложения)
  • определение причинно-следственных связей, скрытого смысла;
  • составление краткого плана описания с опорой на схему и др.

Данные приемы помогали преодолеть смысловые нарушения в сообщениях детей, спланировать последовательность их высказываний. Чтобы речь была «инструментом» мыслительной деятельности детей выбрали следующее направление: «Опиши, расскажи сам» (рис.4 приложения) с детьми 5-6 лет 3 и 4 годов обучения. При обучении самостоятельному и связному рассказыванию, пересказу мы использовали вспомогательные приемы:

  • совместное или отраженное описание, сообщение;
  • рассказывание по частям с опорой на картинки, схему,
  • составление вариантов диалогов;
  • дополнение сообщений, оценка детьми, исправление ошибок.

К концу второго этапа дети научились:

  • пользоваться в повседневном общении фразами из 3-6 слов;
  • адекватно отвечать на вопросы;
  • описывать предметные и сюжетные картинки с помощью наглядных опор из 4-6 фраз;
  • пересказывать знакомые сказки по серии картинок;
  • монологическая речь приобретала последовательный и более связный характер;
  • смысловых ошибок стало меньше.

3 Этап — заключительный.

Задачи:

  1. Упражнять и совершенствовать умение связно рассказывать.
  2. Закреплять навыки общения; активизировать детский словарь.
  3. Учить понимать и выполнять словесные инструкции взрослых.
  4. Продуктивно использовать дозированную помощь педагога в моделировании сообщений на опорах, в составлении плана описаний, рассказов.

С целью поддержания мотивации к рассказыванию, я стремилась связывать речевые сообщения детей с эмоциональным, бытовым и игровым опытом. Кроме того, использовали дополнительные приемы:

  • игровой («Поможем Незнайке» нарисовать, рассказать);
  • составление словесного отчета или планирование действий ребенка (в игре, в труде, в рисовании, конструировании);
  • использование дозированных графических подсказок;
  • сравнительные описания, сообщения, рассказы;
  • зарисовки с помощью условных обозначений;
  • упражнения в наглядном моделировании последовательности сообщений;
  • планирование рассказов из опыта отвлеченно (Когда? Где? Что было?)

Задачи данного этапа реализовали по направлениям: «Нарисуй» (рис.5, приложения), «Расскажи» (рис.6, приложения).

      В направлении «Расскажи» упражняли детей в моделировании собственных сообщений по предлагаемым темам и по серии сюжетных картинок. При этом использовали активизирующие приемы в виде поисково-исследовательских вопросов: какой картинки не хватает? какая не подходит? какая лишняя? назови по порядку номера картинок? если переставить картинки местами получится правильный рассказ? и др.
Итак, сравнительный анализ речевых умений детей на начало обучения и на конец обучения показал значительную динамику в развитии речи, а именно:

  • дети научились полноценно понимать речь взрослого;
  • у них сформировалась коммуникативная функция речи (от диалогической к монологической);
  • улучшилась смысловая сторона речи;
  • существенно обогатился словарь, появились распространенные фразы;
  • дети составляют последовательные, связные описания, сообщения, рассказы из 5-7 фраз по картинкам, из опыта, по схеме, по плану;
  • дети планируют в речи свои действия, комментируют, делают словесные отчеты на занятиях и в повседневной жизни.

Вывод:
Практика использования данного опыта в системе работы показала, что в группе наметились значительные положительные изменения, позволяющие говорить о целесообразности использования данного опыта в работе воспитателя.

Только при условии последовательного, системного и наглядного обучения дошкольников развитию речи можно добиться положительных речевых результатов у детей в подготовке их к обучению в школе.

Заключение.

      Родной язык играет уникальную роль в становлении личности ребенка-дошкольника. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития — мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.

      Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Список использованной литературы:

  1. Е.Н.Тихеева «Развитие речи детей» – М.: Просвещение, 2008;
  2. «Методические советы к программе «Детство» – СПб.: Детство-Пресс, 2007;
  3. Л.Е.Журова «Обучение дошкольников грамоте» – М.: Просвещение, 2008;
  4. М.Т.Теннинг «Воспитание у дошкольников правильной речи» – СПб.: Детство-Пресс, 2007;
  5. О.С.Ушакова «Развитие речи детей» – М.: ИПТ, 2006;
  6. Статьи журнала «Дошкольное воспитание» – М.: Просвещение, 2006;
  7. В.В.Гербова «Развитие речи на занятиях с использованием сюжетных картинок» М.: Мозаика-Синтез, 2006;
  8. Т. И.Гризик «Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи» – СПб.: Детство-Пресс, 2007;
  9. О.С.Ушакова, Л. Щадрина «Развивайте речь дошкольника» – М.: ИПТ, 2006;
  10. В.В.Гербова «Занятия по развитию речи» – М.: Просвещение, 2006;
  11. Г.А.Тумакова «Учите играя» – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
  12. Д.Б.Эльконин «Способы обучения чтению» – М.: Просвещение, 2008;
  13. Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко «Игры и упражнения по развитию умственных способностей детей дошкольного возраста» – М.: Просвещение, 1989;
  14. А.К.Бондаренко «Дидактические игры в детском саду» – М.: Просвещение, 1991.