«Тянем, тянем позвонки, скоро в школу нам идти, быть мы сильными должны, чтоб пятёрки унести!»

Инструктор по физической культуре

Высшей квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад №40»

Тыщенко Елена Алексеевна

 

Конспект занятия по коррекционной физической культуре 

(коррекция и профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата, для детей 6 — 7 лет)

 

Пояснительная записка

Коррекционная физическая культура в последнее время широко внедряется в дошкольные учреждения различного профиля. И причин этому много: неуклонный рост числа детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА), сокращение двигательной активности детей из-за приоритета «интеллектуальных» занятий и, как следствие, снижение мышечного тонуса и общая слабость мышц, неспособных удерживать осанку в правильном положении. В нашем дошкольном учреждении детей с нарушениями ОДА выявлено в среднем 70 – 80 %. Понимая актуальность данной проблемы, при составлении занятия  учитываются особенности физического развития детей, физические упражнения сочетаются с общеукрепляющими средствами. Занятия включают в себя нетрадиционные методики: элементы йоги, самомассажа, дыхательной гимнастики, гимнастику для глаз, фитболгимнастику, психогимнастику, музыкотерапию, художественное слово, алфавит телодвижений и др. Таким образом, осуществляется комплексный подход к физическому развитию воспитанников. Применяемые на занятиях физические упражнения просты и доступны для выполнения, не вызывают побочного действия, а проводимые в игровой форме и под музыкальное сопровождение становятся более привлекательными, повышают эмоциональное состояние ребёнка, его физические возможности и корректируют имеющиеся нарушения опорно-двигательного аппарата. Рассмотрим одно из занятий более подробно.

         Цель: Коррекция и профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата.

         Коррекционно-развивающие задачи: а) совершенствование навыка правильной осанки в различных исходных положениях и при различных движениях рук и ног с использованием надувного мяча среднего размера; б) укрепление мышц спины и брюшного пресса; в) совершенствование защитных сил организма, посредством закаливающих процедур; г) развитие эмоциональной сферы (мимика, пантомимика).

         Образовательные задачи: а) изучение букв алфавита посредствам физических упражнений; б) формирование двигательных умений и навыков.

         Воспитательные задачи: а) прививать мотивацию к здоровому образу жизни; б) воспитывать интерес к систематическим занятиям; в) формировать умения действовать в коллективе сверстников; г) воспитывать волю, трудолюбие, доброжелательность.

          Методы и приемы: а) наглядные: применение наглядных схем, показ, имитация упражнений; б) словесные: пояснение, художественное слово (загадки, скороговорки); в) практические: гимнастика для глаз, дыхательные упражнения, логоритмические упражнения, фитболгимнастика, «кольцовка» на тренажёрах (круговая тренировка), психогимнастика.

         Технологии: музыкотерапия, элементы арт – терапии, элементы акватерапии.

         Оборудование, наглядный материал: буквы, картинки; фольклорный материал: материал: загадки, скороговорки, логоритмические упражнения; мячи среднего диаметра; массажная дорожка «травка»; массажная дорожка «Альма»; наклонная доска «АТЕМИ»; вибромассажёр; сухой бассейн; тренажёр – степ; мячи – фитболы; гидромассажная дорожка с камешками; альбомный лист и карандаш (для каждого ребёнка).

         Музыкальное сопровождение: музыка из кинофильмов «Игрушка», «Берегись автомобиля»; «Полька» муз. Л.Абелян, «Полька» муз. А.Золоти, муз. Камиль Сенсанс «Лебедь» (классика для малышей).

         Методы и приемы: а) наглядные: применение наглядных схем, показ, имитация упражнений; б) словесные: пояснение, художественное слово (загадки, скороговорки); в) практические: гимнастика для глаз, дыхательные упражнения, логоритмические упражнения, фитболгимнастика, круговая тренировка на тренажёрах, психогимнастика.

         Технологии: музыкотерапия, элементы арт – терапии, элементы акватерапии.

         Инновационные технологии: а) водные процедуры (гидромассажные ванны для ног способствуют профилактике и лечению плоскостопия и плосковальгусной деформации стоп); б) воздушные и световоздушные ванны (оказывают закаливающий эффект, наполняют кислородом весь организм, увеличивают объём лёгких, укрепляют диафрагму и мышечный корсет); в) игровой самомассаж (точечный, пальчиковый, с применением массажёров, мячей су-джок, мячей ёжиков и т.д.), является основой закаливания и оздоровления детского организма. Выполняются упражнения самомассажа в игровой форме; г) дыхательные упражнения: один из важнейших методов общей реабилитации, который активно включает в работу все части тела: руки, ноги, голову, тазовый пояс, брюшной пресс, плечевой пояс и т.д. — и вызывают общую физиологическую реакцию всего организма. Дыхательная гимнастика способствует также выравниванию процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, усилению рефлекторных связей, положительно влияет на функцию нервно-регуляторных механизмов, управляющих дыханием; д) гимнастика для глаз: дети с нарушением опорно-двигательного аппарата зачастую страдают близорукостью, и включение данного вида гимнастики является необходимостью; е) фитболгимнастика: фитболгимнастика, фитболритмика, фитболсказки дают уникальное сочетание физических упражнений, музыки, проговаривания стихов в ритм движений или пение в такт любимой мелодии. Тем самым, развивая чувство ритма, координацию, речь, равновесие, осанку, а так же вызывает эмоциональный подъём, чувство радости и удовольствия; ж) музыкотерапия: применение музыкального сопровождения на занятиях ЛФК это — введение музыкальных игр и упражнений как средства развития слухового внимания ребёнка, чувства ритма, пространственных представлений, координации движений, коммуникативных навыков. Музыкально-ритмические композиции развивают творческие возможности ребёнка, дают ему богатый опыт общения, наполняют жизнь радостью и яркими впечатлениями; з) художественное слово: освоению каждого упражнения способствуют стихотворные строчки, которые приучают ребёнка выполнять упражнения, координируя движения и речь; и) изучение букв алфавита посредством физических упражнений. С помощью увеличения двигательной активности осуществлять коррекцию развития речи, физического развития, а также способствовать обучению дошкольников грамоте.

         Эффективность внедрения инновационных технологий определяется следующими параметрами: а) плечевой индекс (ПИ) – определение степени сутулости (сутулость даже незначительная почти всегда сопровождается атоничностью мышц брюшного пресса, поэтому работа по их развитию при коррекции нарушения опорно-двигательного аппарата является необходимой); б) Жизненная емкость легких (ЖЕЛ). Уменьшение сутулости способствует увеличению показателей ЖЕЛ; в) Пресс (динамика улучшения показателя развития мышц брюшного пресса, показывает эффективность работы за год в направлении коррекции и профилактики опорно-двигательного аппарата).

Содержание упражнения

Дозиров

ка, темп

Методические рекомендации

Художественное слово

(музыкальное сопровождение)

 

Подготовительная часть занятия (5 – 7 мин)                       (музыка из кинофильма                  «Берегись автомобиля»)

Вход в зал, через ортопедический станок, построение. Принятие правильной осанки перед зеркалом. Приветствие.

1 мин

 

Ортопедический станок: Затылок, лопатки, ягодицы, икры, пятки касаются стены (сохранять симметричное положение корпуса).

Приветствие:

«Мы ребята смелые, ловкие умелые! Наша группа лучшая, спортивная, послушная. Будем спортом заниматься и здоровья набираться!»

Алфавит телодвижений.

Повторение: Буква «А». И.п. – стоя ноги врозь, наклон, вниз, локтями касаться коленей. Изучение: Буква «М».

И.п. – широкая стойка, наклон вперёд, руки вниз, ладони вместе.

2 мин

Задержаться в этой позе на несколько секунд, ноги в коленях не сгибать, показать детям картинки с изображением тех или иных предметов, которые начинаются на изучаемые и повторяемые буквы.

«А» начало алфавита, тем она и знаменита, а узнать её легко, ноги ставит широко.

 

 

«Хорошо известно всем, где метро, там буква «М».

Ходьба                                                                    (музыка из кинофильма «Игрушка»)

1. Ходьба по залу с мячом в правой руке.

20 сек

средн.

Плечи расправлены, подбородок приподнят.

2. Ходьба на носках, руки с мячом вверх.

 

20 сек

средн.

Руки вытягивать вверх, так, чтобы вверх тянулся весь позвоночник.

Тянем, тянем позвонки, скоро в школу нам идти, быть мы сильными должны, чтоб пятёрки унести.

3. Ходьба на пятках, руки с мячом за головой.

 

20 сек

средн.

Локти развести в стороны, подбородок приподнять, спину выпрямить.

А теперь гуськом, гуськом, мы на пяточках идём. Тянем мышцы, кровь гоняем, плечи сильно расправляем.

4. Ходьба на внешней стороне стопы «мишка косолапый».

20 сек

средн.

Следить, чтобы стопы чётко стояли на ребре, руки имитируют колоду с мёдом.

Мишка косолапый по лесу идёт,

Шишки собирает, песенку поёт.

Шишка отскочила, прямо мишке в лоб,

Мишка рассердился и ногою топ.

Бег                                                                                              («Полька» муз. Л.Абелян)

1. Бег обычный.

20 сек.

2. Бег с захлёстыванием голени, мяч вверху.

20 сек.

средн.

Руки в локтевых суставах не сгибать.

3. Бег змейкой, между мячами.

20 сек.

Следить, чтобы «звенья змейки» не распадались.

Загадка: Бьют его рукой и палкой никому его не жалко, а за что беднягу бьют, а за то, что он надут (МЯЧ).

Прыжки                                                                                  («Полька» муз. А.Золоти)

Прыжки на двух ногах, мяч зажат между колен «Мюнхгаузен на ядре»

20 сек. средн.

Следить за тем, чтобы мяч не выскальзывал из ног.

Ходьба по залу на

четвереньках, толкая перед собой мяч.

20 сек.

средн.

Спина круглая.

Мячик, мячик, ты катись, да чужим не попадись. Поиграю я, с тобой толкая только головой.

Основная часть занятия (18 – 20 мин)             (музыка из кинофильма «Игрушка»)

Закаливающая процедура – «камешки» (элемент акватерапии)

3 мин

Движения по тексту. «Я в ладошки хлопаю и ногами топаю, ручки разотру, тепло сохраню. Ладошки, ладошки, утюжки недотрожки. Вы погладьте ручки, чтоб играли лучше, вы погладьте ножки, чтобы бегали по дорожке.

И.п. – лёжа на спине, руки вдоль туловища, мяч между лопаток. 1 – 6 – тянуться: руками вверх, пятками вниз;

7 – 8 – расслабление.

3 – 4 раза

средн.

При самовытяжении, стопы на себя.

И.п. — лёжа на спине, ноги согнуты в коленях, руки с мячом на животе.

1 – 2 – 3 приподнять таз, прогнуться прокрутить мяч вокруг талии правой рукой;

4 – вернуться в и.п. (на след.4 счёта левой рукой).

По 4 раза, каждой рукой

средн.

Следить за дыханием, прогибаться, плечи от пола не отрывать.

Психогимнастика «Злая, добрая кошечка»

И. п. – стоя на четвереньках, мяч сзади между колен. 1 – 2 – прогнуть спину, голову вверх; 3 – 4 – спину округлить, голову вниз.

5 – 6 раз

средн.

Руки в локтевых суставах не сгибать.

«добрая кошечка» — прогнуться в пояснице;

«кошечка злится» —

Выгнуть спину в пояснице

«Ласковая кошечка» — «мяу, мяу, мяу, мяу».

«Кошечка злится» — «фррр, фррр, фррр, фррр».

Гимнастика для глаз

И.п. – лёжа на спине. Движения глаз и рук по тексту.

20 сек.

средн.

«Мы зажмуримся сейчас, раз откроем правый глаз, два и левый открывается. Оба тут же расслабляются. Шоры на глаза надели и закрыли ставнями, так немного посидели, вдаль в бинокль поглядели, резкость сразу навели, оказались на мели».

Упр. «поплавок»

И.п. – лёжа на спине, обхватив руками колени, раскачивать туловище вперед, назад.

6 – 8 раз

средн.

Подбородок прижать к коленям.

Ты качайся поплавок

и массируй позвонок

Буду я красивым

Здоровым и счастливым!

Упражнение «Лодочка»

И.п. – лёжа на животе, руки вперёд-вверх, ноги вытянуты.

4 раза по 10 сек

средн.

Руки не сгибать в локтевом суставе, колени не сгибать в коленном суставе, прогнуться в пояснице.

Игра «Юные художники»,

дети рисуют ногами.

И.п. – упор, сидя сзади.

(элементы арт — терапии)

3 – 4 мин

средн.

На листе бумаги, который лежит на полу, рисовать стопами ног отгадки, чередуя, то правую, то левую ноги.

Загадка: 1.В дверь в окно стучать не будет, а взойдёт и всех разбудит (солнце). 2. Вот и улица и дом и труба на доме том, вот и мама у порога, а ведёт к нему… (дорога).

Дыхательные упр. И.п. – лёжа на спине, пятки вместе, руки вдоль туловища. 1 — вдох через нос; 2 – выдох.

1 мин

Стараться как можно больше захватить воздуха носом и сделать продолжительный выдох ртом.

выдох через рот, со звуком:

— ЖЖЖ… (муха),

— ЗЗЗ… (комар),

— ШШШ (змея).

Круговая тренировка на тренажёрах.

1. Наклонная доска для пресса (8 – 15 раз).

1 мин

 

Руки перед грудью. Использовать карточки с цифрами, ребёнок должен смотреть на цифры и проговаривать их.

2. Вибромассажёр

1 мин

Плечи расправлены, подбородок приподнят.

3. Велотренажёр.

1 мин

Следить за осанкой

4. Сухой бассейн

1 мин

5. Степ (тренажёр для ног)

1 мин

Руки за голову, локти развести в стороны.

6. Фитболы. Упр. «Жук»

И.п. – стоя на коленях, обхватив мяч руками.

1 мин

Сохранять равновесие.

Заключительная часть занятия (3 – 5 мин)

И.п. – лёжа спиной на мяче (фитбол), руки в стороны, ноги согнуты в коленях.

3 мин

Контроль за равновесием производится ногами, стопы полностью стоят на полу.

Муз. Камиль Сенсанс «Лебедь» (классика для малышей).

 

Построение перед зеркалом, принятие правильной осанки.

 

1 мин

Подбородок приподнят, плечи расправлены, стопы вместе, живот подтянут.

«Любим мы тренироваться и здоровья набираться, ставим вместе пяточки, сводим мы лопаточки, подбородок поднимаем, счастья всем вокруг желаем».

Подведение итога занятия. Поощрение «звёздочками» участников занятия.

30 сек

 

 Звучат «Фанфары».

Выход из зала.

30 сек

(музыка из кинофильма «Берегись автомобиля»)

        Показ результативности занятия.

                 Детям привит навык  правильной осанки (стоя в непринужденной позе, дети стоят и ходят правильно, расправив плечи и приподняв подбородок). Посредством «Алфавита телодвижений» дети выучили новую букву «М» и повторили букву «А». Научились составлять из этих букв слово «МАМА». Назвали немало слов, которые начинаются на букву «А». Работа с мячом позволила детям развить внимание. Логоритмика хорошо повлияла на формирование и укрепление органов дыхательной системы (гортань, трахея, бронхи, лёгкие, диафрагма, межрёберные мышцы). Это способствовало улучшению звукопроизношения,   других компонентов речи (развитие словаря, грамматический строй речи,  связная речь), сформированность речевого дыхания, фонематических процессов (фонематическое восприятие, внимание, слух), сформированность чувства ритма. Психогимнастика – развитие эмоциональной волевой сферы. Арт – терапия, а частности игра «Юные художники» помогли детям укрепить свод стопы, а так же научить рисовать ногами. Что способствует развитию творческого воображения, фантазии. Дети овладели системой «круговой тренировки» на тренажёрах.

 Список литературы

  1. Васильева Т.В. «Программа обучения и воспитания детей дошкольного возраста».
  2. Волкова С.С. «Как воспитать здорового ребёнка». Киев 1981г.
  3. Змановский Ю.Ф. «Здоровый дошкольник». Москва 2001г.
  4. Козырева О.В. «Лечебная физкультура для дошкольников». Москва «Просвещение» 2003г.
  5. Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б.. «Развивающая педагогика оздоровления». Москва 2000г.
  6. Лечебная физкультура и профилактическая гимнастика (практическая энциклопедия). Москва «Эксмо» 2004г.
  7. Лечебная физкультура для дошкольников «Просвещение» Москва 2003г.
  8. Ловейко И.Д., Фонарёв М. И. «ЛФК при заболеваниях позвоночника у детей. Москва. Медицина 1988г. стр. 143).
  9. Потапчук А.А., Дидур М.Д. «Осанка и физическое развитие детей». С — Петербург. «Речь». 2001г. стр. 166.
  10. «Профилактика плоскостопия и нарушений осанки в ДОУ. Практическое пособие Т.Ц. «Учитель»., 2005г.