Сообщение из опыта работы по теме: «Создание выразительного образа совместной деятельности воспитателя и детей» в 1-ой младшей группе

Ковалёва Елена Викторовна, воспитатель первой категории МБДОУ детский сад № 3 «Светлячок» г. Осташков, Тверской области

 

Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которыепитаютисточниктворческоймысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

В. А. Сухомлинский

Детский рисунок всегда привлекал внимание педагогов и психологов. И это неслучайно, ибопонемуможноопределитьпсихическоесостояние ребенка, его умственное развитие, запас имеющихся у него знаний и пр. Посложившейсятрадиции, раннийвозраствпедагогическойлитературе называется«доизобразительным» (нетизображенияпредмета, нетдаже замыслаижеланиячто-либоизобразить). Рукаудетейещенеразвита, движенияхаотичные, карандашоставляетнабумагебледныйслед, при чутьболеесильномнажимерветбумагу. Вместестеминтереск изобразительнойдеятельностиудетейраннеговозрастаесть, иегонадо развивать. Вопросвдругом: какойдолжнабытьтехнологияобучения малышейсозданиювыразительногообраза?

Работая с детьми раннего возраста, опиралась на исследования педагогов и психологов, много внимания уделявших проблемам приобщения детей дошкольного возраста к изобразительной деятельности и ее значению для их всестороннего развития (эстетическое воспитание, психологическое развитие и др.).(Н. ТТ. Сакулина, Т. Г. Казанова, Т. Н. Доронова, Т. С. Комарова и др.).

Обучение детей раннего возраста созданию выразительного образа основывается на выводах, к которым пришла современная наука: те участки мозга, которые не упражняются, постепенно перестают нормально развиваться и могут вообще атрофироваться. Недаром В. М. Бехтерев предлагал учить детей правильно держать карандаш с полутора до двух лет — иначе закрепится неправильный навык, могут угаснуть потенциальные способности. Об этом же пишет и известный японский предприниматель и педагог МасаруИбука: « Невмешательство в раннем возрасте, а затем давление на ребенка в более позднем могут только погубить в нем талант и вызвать сопротивление. Ни один ребенок не рождается гением, и ни один — дураком. Все зависит от стимуляции и степени развития мозга в решающие годы жизни ребенка. Эти годы с рождения до трехлетнего возраста…Бсли в первые три года не образовалась прочная база, бесполезно учить, как ее использовать…». Мысль о совместной деятельности взрослого и ребенка раннего возраста основывается на теоретических положениях о руководящей роли взрослых в процессе овладения способами действий орудиями труда: «некоторыми двигательными навыками и умениями дети овладевают самостоятельно в процессе деятельности, без обучающего воздействия взрослых. Однако такой путь нельзя считать эффективным в формировании человеческой моторики, и особенно моторики, связанной с использованием в деятельности определенных предметов, орудий. Способы действия с орудиями труда дети не могут усвоить без руководящего воздействия взрослого».

Итак, орудийными действиями ребенок овладевает в ходе обучения, при систематическом руководстве взрослого, который показывает

действия, направляетрукуребенкусвоейрукой, используяметод пассивныхдвижений, обращаетеговниманиенарезультат. Ноосвоение орудийныхдействийпроисходитнесразу. Сначалаинструмент(орудие) служиткакбыпродолжениемруки(ребенокпытаетсядействовать карандашом, какрукой); затемонначинаетобращатьвниманиенасвязь действиясорудиемипостепенноусваивает, чтокарандашпредназначен длянанесениялиний. Иещеодинважныймомент: «Ребенокразвивается, усваиваяобщественныйопыт, овладеваяразнообразнымидействиями, свойственнымичеловеку. Апередаетемуэтотопыт, формируетунего этидействияименнообучение. Значит, обучениенедолжно приспосабливатьсякразвитию, плетясьунеговхвосте. Обучение учитываетдостигнутыйуровеньразвития, нонедлятого, чтобыпонять, кудавестиразвитиедальше, какимдолженбытьследующийшаг. Обучениеопережаетпсихическоеразвитие, ведетегозасобой».

Преждечемговоритьоработесдетьмираннеговозраста, нужно следоватьрекомендациямприобщениисдетьмилюбоговозраста, атем болеесмалышами.

  • Необходимоподдерживатьудетейинтерескзанятиям, желание участвоватьвних, уверенностьвсвоихсилах — какможночаще хвалитеих!
  • Следуетпомнить, чтодети, преждевсегомаленькие, болеевсего интересуютсявзрослым, которыйснимизанимается, аужечерез негоначинаютинтересоватьсяпредметамиидействиями — будьте длянихвсегдапривлекательными!
  • Ссамогоначалаобучениярисованиюследуетидтиотобраза, ане отовладениянавыками — сумейтевыбратьпредмет, способный вызватьдостаточнодлительныйинтересмаленькогохудожника!
  • Движениярукиразвиваютсяисовершенствуютсяпостепенно, в результатемногократныхупражнений, которые, повторяясь, темне менеенедолжнынадоестьребенку — научитесьбытьтерпеливыми ивноситекакможноболеефантазиииразнообразиявзанятия!
  • Одинизважныхмоментоввразвитииизобразительной деятельностинаступаеттогда, когдаребенокначинаетсоотносить движениярукисхарактеромполучающихсялиний — непропустите этотмомент, ибовследзанимможноучитьребенказрительному контролю, разнымформамдвиженияруки, осознанному использованиюприобретенногоопыта.

Преждечемотрабатыватьтехническиеприемы, необходимо сформироватьяркиезрительныепредставленияопредметахи явлениях, нуженсенсорныйопыт.

Дляобогащениясенсорногоопытацелесообразнотакже:

  • Проводитьнаблюдениязаявлениямиприроды(облаками, небом, деревьямиит. д.);
  • Рассматриватьодеждудетей, игрушки, комнатныерастения;
  • Читатьдетскиекнижкиирассматриватьиллюстрациикним.

Напервыхзанятияхдетиучатсяправильнодержатькисть, потомучторисоватькраскойлегче, чемкарандашом.

Одновременнодетиприучаютсясоблюдатьпририсованииопределенныеправила: сидетьпрямо, рисоватьправойрукойнаоднойсторонелиста,придерживаяеголевойрукой.

Обучая­­детей­­раннего­­возраста­­техническим­­навыкамсозданиявыразительного­­образа,­необходимо­­учитыватьособенности­­ихвосприятияидействий(отношениекрисованиюкаккигре, неполнотаизображения­­­­предмета,­­­эмоциональное­восприятие­всегопроисходящего). Именнопоэтомуосновнымметодомработыявляетсясовместнаядеятельностьвоспитателяиребенка.

  • Воспитательпоказываеттехническиеприемырисованияживо,эмоционально, стараясьзаинтересоватьдетей.
  • Есликакой-либоприемнеполучается, используетсяметод пассивныхдвижений.
  • Раздаваядетямлисттонированнойбумаги, необходимосоздать настройнаопределенныйобраз(голубаябумага — этонебов солнечныйденьиливода).
  • Одинизнаиболееэффективныхспособовнаучитьдетейсоздавать выразительныйобраз — способ«дорисуй»(медвежонокзахотел полакомитьсяарбузом, ногдееговзятьзимой? Нарисовать! Воспитательрисуетломтикиспелогоарбуза, адетидорисовывают семечки).
  • Целесообразносовмещатьрисованиесаппликацией.
  • Занятиястроятсясиспользованиеммузыкальногосопровождения, стихов, загадок, песен, чтопозволяетудерживатьинтереси вниманиедетей.

Вработесдетьмииспользуюколлективноерисование, откоторого детиполучаютогромноеудовольствие, совместнаядеятельность сближаетдетей. Крометого, бумагабольшогоформатапозволяет рисоватьсразмахом, чувствоватьпространство. Вколлективных работахтакже, какивиндивидуальных, рисованиесовмещаетсяс аппликацией, деятельностьдетейсопровождаетсямузыкой, используютсястихи, фольклор. Темыдляколлективныхработсамые разные: «Деревьявцвету», «Вагонывезутурожай», «Листопад», «летомнаполянке», «Зимняявьюга», «Богатыйурожай»идр. дети рисуюттемиинструментамииспособами, которымилучшевладеют, чтопозволяетимпочувствоватьуверенностьвсобственныхсилах. Впроцессеизобразительнойдеятельностидетиприобретают способностьвсматриваться, вслушиваться, ощущатьпредметыи явления. Унихразвиваетсявнимание, усидчивость, тренируютсяглаза ирука. Изобразительнаядеятельностькрайневажнанестолькодля овладенияумениемрисовать, сколькодляразвитияобщих способностей, которыепроявятсявбудущемвлюбыхвидах деятельности.