Конспект ООД ОО Познавательное развитие для детей старшей группы на тему: «Путешествие по Самарской Луке»

Подготовила: воспитатель ГБОУ СОШ № 10

СПДС «Алёнушка» (корпус 2 ) г. Жигулёвска   Борисевич О. В.

 

ОО Познавательное развитие:

Совершенствовать знания детей о малой Родине;

Укреплять познавательный интерес к природе родного края через знакомство с Самарской Лукой;

Познакомить детей с эмблемой, талисманом Национального парка;

Закрепить и систематизировать представления о растительном и животном мире Самарской Луки.

ОО Речевое развитие:

Активизировать речь детей ( журчит, лукавая, хищный, дикий…)

Обогащать словарный запас ( заповедник, Самарская Лука, излучина)

Упражнять в умении составлять описательный рассказ с помощью схемы.

ОО Социально – коммуникативное развитие:

Способствовать нравственно-патриотическому  становлению личности ребёнка.

Пробуждать в детях эмоциональную отзывчивость, доброжелательность. Формировать  интерес к природе  родного края и бережное отношение к ней.

ОО Художественно-эстетическое развитие:

Приобщить детей к искусству музыки  при слушании произведений, развивать эстетическое восприятие музыки, художественной литературы о природе.

Материал:

магнитофон, аудиозаписи песен «С чего начинается Родина», « Река Волга», шум реки ,видеозапись реки, карта Самарской Луки,  фотоаппараты из картона ,  схема для  описательного рассказа, мольберт, природоохранные знаки, фотографии и ватман для фотоколлажа, мяч.

Методические приемы:

Наглядные: показ картин

Словесные: чтение стихотворений, вопросы к детям, рассказы детей по картинам, рассказ воспитателя, речевая игра «Подбери словечко».

Практические: игровая мотивация, слушание аудиозаписей,  дидактическая игра «Кто живет в Самарской Луке», дидактическая игра «Природоохранные знаки», изготовление фотоколлажа.

Предварительная работа:

Беседы с детьми о Родине, животных и птицах родного края, изготовление фотоаппаратов с кармашками из картона.

                                                             Ход :

Организационный момент — коммуникативная игра ( дети в кругу)

                           Звучит  песня «С чего начинается Родина»

— Ребята , а  что такое Родина?  ( выслушать ответы детей).

— Да, ребята,  есть место в нашей стране, где мы родились и растем, где живут наши родители и друзья, где находится наш родной дом  – это наш город, это наш родной край.

 -А  как называется наш родной город? ( Жигулёвск)                            

                                   звучит аудиозапись «плеск  воды»

— Что вы слышите? (шумит,  журчит , плещется  вода)

   Правильно, это шум реки. А какая река течёт рядом с нашим городом?

  ( река Волга ). Послушайте стихотворение:

Чтение стихотворения:

 

Волга — матушка река,

Чиста, как воздух, и легка.

Волга, Волга, мать родная,
Волга русская река!

 

— Ребята, скажите, о чем это стихотворение?      (о реке Волге.).

Какими словами говорят о ней? ( родная, русская, чистая, Волга-   матушка)

Игровая мотивация:

— А хотите ли вы отправиться в путешествие по реке Волге ?

Тогда  сядем в лодку и отправимся в путь.

— Ребята, посмотрите на карту , синим цветом на ней  обозначена река Волга,

вот какая она большая. ( показывает указкой )

— Внимательно  посмотрите, река течёт прямо? (нет, она изгибается)

 Рассказ воспитателя:

— Да, река Волга течёт  по нашей, Самарской области изгибаясь,  она похожа на  вот такой лук (показ картинки). И поэтому ,  место изгиба реки  называют излучиной Самарской Луки.

Много в Самарской Луке  редких  растений и животных, которых нигде больше не встретишь. А какие встречаются красивые места — горы, пещеры.

И , чтобы сохранить всю эту красоту,  люди  сделали  Самарскую  Луку  национальным парком.

Да, много в национальном парке «Самарская Лука» интересного ,и сегодня мы будем путешествовать и делать фотографии о Самарской Луке .

Согласны?     ( Да)

— Нам понадобятся фотоаппараты

(дети с помощью воспитателя надевают на шею фотоаппараты  с кармашками, изготовленные заранее  из картона).

— Наше путешествие начинается.

Показ картинок и рассказ воспитателя детям  о Самарской Луке :

1  « Природа и достопримечательности Самарской Луки»

-Самарская Лука — один из уникальных и красивейших уголков России.

               (демонстрация картин гор, пещер, природы.)

Национальный парк богат многочисленными природными памятниками :

Молодецкий курган—  визитная карточка Жигулёвских гор .

Каменная чаша- памятник природы;

Стрельная гора, пещера Степана Разина, Ширяевские штольни.


2 «Излучина реки Волга» ( показ схематичной  картины)

3   «Эмблема Самарской Луки»

— Ребята, это эмблема Самарской Луки . Нижняя часть эмблемы -голубая (воспитатель показывает указкой). Она   обозначает воду,

а верхняя — зеленая – горы нашего края.

4   «Лиса»

-Ребята, лиса является талисманом Самарской Луки, а почему именно лиса?  Мы с вами поиграем и узнаем.

 Речевая игра   с мячом «Подбери словечко»

Дети подбирают прилагательные — лиса какая

5  « Птицы , животные Самарской Луки»

— Ребята, мы проплываем мимо леса , давайте выйдем на берег.

Физ .минутка : ( выходят, выполняют разминку)

« Мы к лесной лужайке вышли…»

Шли мы шли,  и вышли на лесную полянку, давайте сядем, отдохнём.

Звучит аудиозапись пение птиц.

— Как много птиц живёт в Самарской Луке. А знаете ли вы, ребята, их названия? Сейчас проверим.

(Дети берут ,по – очереди, картинки с изображением птиц, называют их.

 Пример: В Самарской Луке живёт ласточка, иволга, свиристель…)

-Ребята, в лесу , в Самарской Луке, живут не только птицы, но и   животные .А вот и они.  (Показ картины животные Самарской Луки)

Давайте сфотографируем их. 

             (дети выполняют имитирующие движения – фотографируют)

— А сейчас,  Саша нам расскажет о  животном, которое он сфотографировал .

  А поможет ему схема.

Д/И «Кто живет в Самарской Луке»

На столе  перед каждым ребенком лежит карточка с изображением эмблемы Самарской Луки и животных. Дети должны провести линию от подходящего  животного к эмблеме ( в процессе выполнения задания воспитатель спрашивает у детей, почему не провели линию от тигра, льва, жирафа.)

Физ. минутка:

 

6  «Дуб – памятник природы»  (показ картины)

— Ребята, в национальном парке «Самарская Лука» есть особенное дерево. Мы проплываем мимо него. Это дуб –  памятник природы. Ему 500 лет.

В народе ходит такая примета:  если прикоснуться к этому дубу и загадать желание, оно непременно сбудется. Я предлагаю вам загадать желания.

(выслушивает ответы детей) 

— Давайте мы все  загадаем, чтобы люди берегли и охраняли природу.

7   «Природа в опасности»

— Мы не зря с вами загадали такое желание . Над Самарской Лукой, ее красотой нависла беда, много животных и растений исчезает по вине людей, поэтому мы должны беречь нашу родную природу, охранять ее.  А помогут нам эти знаки.

Д/И «Природоохранные знаки»

На столе разложены знаки  изображением вниз.

Ребенок берет карточку – знак,  рассказывает правило поведения в Самарской Луке и прикрепляет ее на карту .


( — нельзя мусорить в  природе

— нельзя разжигать костры

— нельзя ломать ветки

— нельзя охотиться на животных

— нельзя ловить рыбу в прудах

— нельзя вырубать лес )


Изготовление фоторепортажа.

-Ребята, пока мы называли правила поведения в Самарской Луке, нам распечатали фотографии , которые мы сделали в нашем  путешествии , их сейчас мы разместим на газету.

А назовём газету мы  «Самарская Лука – краса Жигулей» 

Совместная работа детей с воспитателем,

затем встают в круг .

Подведение итогов ООД:

А сейчас я хочу проверить , кто сегодня был самым внимательным.

Отвечайте на вопросы моей викторины , и получите фишку знатока национального парка «Самарская Лука».

Вопросы викторины :

— Что называют национальным парком ?

— Какой национальный парк создан в нашем родном крае?

— От какого слова произошло название «Самарская Лука»? Почему её так  назвали?

—  Кто является символом национального парка «Самарская Лука»?

— Что обозначает голубой  цвет на эмблеме «Самарской Луки»?

— Что обозначает зелёный цвет?

-Какое особенное дерево есть в национальном парке «Самарская Лука»?

Молодцы!

Ребята,  вечером мы обязательно расскажем  родителям о нашем путешествии по национальному парку «Самарская Лука»  и покажем им наши фотографии.