Подготовила: воспитатель ГБОУ СОШ № 10
СПДС «Алёнушка» (корпус 2 ) г. Жигулёвска Борисевич О. В.
ОО Познавательное развитие:
Совершенствовать знания детей о малой Родине;
Укреплять познавательный интерес к природе родного края через знакомство с Самарской Лукой;
Познакомить детей с эмблемой, талисманом Национального парка;
Закрепить и систематизировать представления о растительном и животном мире Самарской Луки.
ОО Речевое развитие:
Активизировать речь детей ( журчит, лукавая, хищный, дикий…)
Обогащать словарный запас ( заповедник, Самарская Лука, излучина)
Упражнять в умении составлять описательный рассказ с помощью схемы.
ОО Социально – коммуникативное развитие:
Способствовать нравственно-патриотическому становлению личности ребёнка.
Пробуждать в детях эмоциональную отзывчивость, доброжелательность. Формировать интерес к природе родного края и бережное отношение к ней.
ОО Художественно-эстетическое развитие:
Приобщить детей к искусству музыки при слушании произведений, развивать эстетическое восприятие музыки, художественной литературы о природе.
Материал:
магнитофон, аудиозаписи песен «С чего начинается Родина», « Река Волга», шум реки ,видеозапись реки, карта Самарской Луки, фотоаппараты из картона , схема для описательного рассказа, мольберт, природоохранные знаки, фотографии и ватман для фотоколлажа, мяч.
Методические приемы:
Наглядные: показ картин
Словесные: чтение стихотворений, вопросы к детям, рассказы детей по картинам, рассказ воспитателя, речевая игра «Подбери словечко».
Практические: игровая мотивация, слушание аудиозаписей, дидактическая игра «Кто живет в Самарской Луке», дидактическая игра «Природоохранные знаки», изготовление фотоколлажа.
Предварительная работа:
Беседы с детьми о Родине, животных и птицах родного края, изготовление фотоаппаратов с кармашками из картона.
Ход :
Организационный момент — коммуникативная игра ( дети в кругу)
Звучит песня «С чего начинается Родина»
— Ребята , а что такое Родина? ( выслушать ответы детей).
— Да, ребята, есть место в нашей стране, где мы родились и растем, где живут наши родители и друзья, где находится наш родной дом – это наш город, это наш родной край.
-А как называется наш родной город? ( Жигулёвск)
звучит аудиозапись «плеск воды»
— Что вы слышите? (шумит, журчит , плещется вода)
Правильно, это шум реки. А какая река течёт рядом с нашим городом?
( река Волга ). Послушайте стихотворение:
Чтение стихотворения:
Волга — матушка река,
Чиста, как воздух, и легка.
Волга, Волга, мать родная,
Волга русская река!
— Ребята, скажите, о чем это стихотворение? (о реке Волге.).
Какими словами говорят о ней? ( родная, русская, чистая, Волга- матушка)
Игровая мотивация:
— А хотите ли вы отправиться в путешествие по реке Волге ?
Тогда сядем в лодку и отправимся в путь.
— Ребята, посмотрите на карту , синим цветом на ней обозначена река Волга,
вот какая она большая. ( показывает указкой )
— Внимательно посмотрите, река течёт прямо? (нет, она изгибается)
Рассказ воспитателя:
— Да, река Волга течёт по нашей, Самарской области изгибаясь, она похожа на вот такой лук (показ картинки). И поэтому , место изгиба реки называют излучиной Самарской Луки.
Много в Самарской Луке редких растений и животных, которых нигде больше не встретишь. А какие встречаются красивые места — горы, пещеры.
И , чтобы сохранить всю эту красоту, люди сделали Самарскую Луку национальным парком.
Да, много в национальном парке «Самарская Лука» интересного ,и сегодня мы будем путешествовать и делать фотографии о Самарской Луке .
Согласны? ( Да)
— Нам понадобятся фотоаппараты
(дети с помощью воспитателя надевают на шею фотоаппараты с кармашками, изготовленные заранее из картона).
— Наше путешествие начинается.
Показ картинок и рассказ воспитателя детям о Самарской Луке :
1 « Природа и достопримечательности Самарской Луки»
-Самарская Лука — один из уникальных и красивейших уголков России.
(демонстрация картин гор, пещер, природы.)
Национальный парк богат многочисленными природными памятниками :
Молодецкий курган— визитная карточка Жигулёвских гор .
Каменная чаша- памятник природы;
Стрельная гора, пещера Степана Разина, Ширяевские штольни.
2 «Излучина реки Волга» ( показ схематичной картины)
3 «Эмблема Самарской Луки»
— Ребята, это эмблема Самарской Луки . Нижняя часть эмблемы -голубая (воспитатель показывает указкой). Она обозначает воду,
а верхняя — зеленая – горы нашего края.
4 «Лиса»
-Ребята, лиса является талисманом Самарской Луки, а почему именно лиса? Мы с вами поиграем и узнаем.
Речевая игра с мячом «Подбери словечко»
Дети подбирают прилагательные — лиса какая
5 « Птицы , животные Самарской Луки»
— Ребята, мы проплываем мимо леса , давайте выйдем на берег.
Физ .минутка : ( выходят, выполняют разминку)
« Мы к лесной лужайке вышли…»
Шли мы шли, и вышли на лесную полянку, давайте сядем, отдохнём.
Звучит аудиозапись пение птиц.
— Как много птиц живёт в Самарской Луке. А знаете ли вы, ребята, их названия? Сейчас проверим.
(Дети берут ,по – очереди, картинки с изображением птиц, называют их.
Пример: В Самарской Луке живёт ласточка, иволга, свиристель…)
-Ребята, в лесу , в Самарской Луке, живут не только птицы, но и животные .А вот и они. (Показ картины животные Самарской Луки)
Давайте сфотографируем их.
(дети выполняют имитирующие движения – фотографируют)
— А сейчас, Саша нам расскажет о животном, которое он сфотографировал .
А поможет ему схема.
Д/И «Кто живет в Самарской Луке»
На столе перед каждым ребенком лежит карточка с изображением эмблемы Самарской Луки и животных. Дети должны провести линию от подходящего животного к эмблеме ( в процессе выполнения задания воспитатель спрашивает у детей, почему не провели линию от тигра, льва, жирафа.)
Физ. минутка:
6 «Дуб – памятник природы» (показ картины)
— Ребята, в национальном парке «Самарская Лука» есть особенное дерево. Мы проплываем мимо него. Это дуб – памятник природы. Ему 500 лет.
В народе ходит такая примета: если прикоснуться к этому дубу и загадать желание, оно непременно сбудется. Я предлагаю вам загадать желания.
(выслушивает ответы детей)
— Давайте мы все загадаем, чтобы люди берегли и охраняли природу.
7 «Природа в опасности»
— Мы не зря с вами загадали такое желание . Над Самарской Лукой, ее красотой нависла беда, много животных и растений исчезает по вине людей, поэтому мы должны беречь нашу родную природу, охранять ее. А помогут нам эти знаки.
Д/И «Природоохранные знаки»
На столе разложены знаки изображением вниз.
Ребенок берет карточку – знак, рассказывает правило поведения в Самарской Луке и прикрепляет ее на карту .
( — нельзя мусорить в природе
— нельзя разжигать костры
— нельзя ломать ветки
— нельзя охотиться на животных
— нельзя ловить рыбу в прудах
— нельзя вырубать лес )
Изготовление фоторепортажа.
-Ребята, пока мы называли правила поведения в Самарской Луке, нам распечатали фотографии , которые мы сделали в нашем путешествии , их сейчас мы разместим на газету.
А назовём газету мы «Самарская Лука – краса Жигулей»
Совместная работа детей с воспитателем,
затем встают в круг .
Подведение итогов ООД:
А сейчас я хочу проверить , кто сегодня был самым внимательным.
Отвечайте на вопросы моей викторины , и получите фишку знатока национального парка «Самарская Лука».
Вопросы викторины :
— Что называют национальным парком ?
— Какой национальный парк создан в нашем родном крае?
— От какого слова произошло название «Самарская Лука»? Почему её так назвали?
— Кто является символом национального парка «Самарская Лука»?
— Что обозначает голубой цвет на эмблеме «Самарской Луки»?
— Что обозначает зелёный цвет?
-Какое особенное дерево есть в национальном парке «Самарская Лука»?
Молодцы!
Ребята, вечером мы обязательно расскажем родителям о нашем путешествии по национальному парку «Самарская Лука» и покажем им наши фотографии.
- КВН «Юный защитник природы» (50%)
- «Царица Вода в гостях у ребят» (развлечение для детей подготовительной группы) (50%)
- Родительское собрание по теме: «Учимся любить природу» (50%)
- Экологический праздник в старшей группе «Берегите Волгу-матушку» (50%)
- Отчёт об экологическом воспитании детей 5 лет (50%)
- Воспитание экологической культуры дошкольников. Тема: Ознакомление дошкольников с природой. (RANDOM - 50%)