Викторина по энергосбережению

Таракановская Елена Ивановна, воспитатель, КГБОУ «Заринская общеобразовательная школа-интернат»

 

Цель:

Углубление представлений учащихся об энергосбережении.

Формирование познавательного интереса нетрадиционными методами через активное творчество.

Задачи:

Раскрыть ценность энергии и необходимость бережного отношения к ней.

Повысить культуру потребления энергии в повседневной жизни.

Развитие творческих и познавательных способностей учащихся.

Оборудование: *компьютер;* игровое поле и карточки.

Ход классного часа

Организационный момент.

Здравствуйте, те, кто весел сегодня,

Здравствуйте, те, кто грустит,

Здравствуйте, те, кто общается с радостью,

Здравствуйте, те, кто молчит.

Улыбнитесь, пожалуйста, все, кто готов работать сегодня с полной отдачей, активно, и показать себя только с хорошей стороны. hello_html_67c511a7.jpg

Здравствуйте!

Мотивация учащихся.

Классный руководитель. Я предлагаю зафиксировать свое эмоциональное состояние через метод «Прогноз погоды». (Этот метод способствует созданию благоприятной атмосферы, организации коммуникации участников педагогического процесса.)

Охарактеризуйте ваше эмоциональное состояние на начало классного часа погодным признаком — температурой. Чем выше температура, тем комфортнее ваше состояние.

(У меня – 25…, у вас … Опрашиваем всех, фиксируем маркером на графике)

— График у нас получился в виде ломаной кривой, это естественно, ведь все мы являемся индивидуальностью, каждый имеет право на свое состояние, свое мироощущение.

Классный руководитель.

Ключевую роль в предотвращении экологической катастрофы играет энергосбережение. Проблема разумного использования энергии является одной из наиболее острых проблем человечества. Современная экономика основана на использовании энергетических ресурсов, запасы которых истощаются и не возобновляются.

Загрязнение атмосферы при использовании не возобновляемых источников энергии ведет ко всеобщему потеплению, таянию полярных льдов и повышению уровня мирового океана в течение последующих веков. Мы не знаем, когда именно скажутся эти изменения, но комиссия ООН по климату утверждает, что всеобщее потепление уже началось. Необходимо что-то делать уже сейчас для предотвращения экологической катастрофы.Эффективное использование энергии — ключ к успешному решению экологической проблемы!

Каждый из нас может уменьшить загрязнение окружающей среды — беречь энергию, или, другими словами, расходовать энергию более разумно. Это называется “энергосбережение”. Экономить энергию должно все человечество и каждый человек в отдельности.

Призывы экономить энергоресурсы в нашей стране звучат из различных информационных источников — публикаций в периодической печати, телепередач, рекламы. Однако, большинству населения идеи энергосбережения не слишком близки. Скорее, они воспринимаются как очередная воспитательная пропаганда государства.

А говорить о энергосбережении мы будем играя. Вы разделились на две команды: команда «Крестиков» и «Ноликов». Откуда такие странные названия? Да ведь играть мы будем в самую известную и простую игру «Крестики-нолики».

Условия игры: команды по очереди делают ход, в каждом игровом поле находится задание, которое необходимо выполнить. За правильно выполненное задание команда получает жетон «энержик».

Сектор № 1.Ромашка «Зачем нам беречь энергию?»

Приглашаются по 1 человеку от команды. Они отрывают лепесток ромашки, на котором приведен краткий вариант одного из ответов на вопрос «Зачем нам беречь энергию?»

Чтобы сэкономить деньги.

Чтобы повысить комфорт в классе.

Чтобы уменьшить загрязнение воздуха и воды.

Чтобы уменьшить катастрофические последствия изменения климата.

Чтобы снизить энергоёмкость экономики.

Чтобы снизить зависимость экономики нашей страны от мировых цен на энергоносители.

Чтобы оставить ресурсы нашим потомкам.

Чтобы выиграть время для поиска и освоения новых источников энергии.

Игроку необходимо дать развёрнутый ответ (дополнить ответ 1-3 предложениями).

Сектор № 2. «Алфавит»

На доске выписываются все буквы русского алфавита, на которые могут начинаться слова. Играющим предлагается выписать на листочке с алфавитом термины и слова, имеющие отношение к теме «Энергосбережения» на каждую букву (не менее двух). Должны быть заполнены все буквы алфавита.

Например

А – Альтернативные источники энергии, атомная станция, антрацит (ископаемый уголь высокого качества, горит слабым пламенем, почти бездымно, не спекается.)

Б – Бережливость, биомасса

В – Ветрогенератор, водосчетчик, возобновляемые источники энергии

Г – ГЭС, газ, градирня (градирня — устройство для охлаждения большого количества воды направленным потоком воздуха)hello_html_67c511a7.jpg

Д – Двигатель внутреннего сгорания, дрова

Е – Ель

Ж – Жалюзи

З – Земля (Земля́ — наша родная планета, которую необходимо сохранить для потомков.)

И – Изоляция, инжектор(фр. injecteur, от лат. injicio — вбрасываю, струйный насос для нагнетания газа или жидкости в резервуары, например, питательной воды в паровой котёл).

К – Коллектор солнечный, компенсатор

Л – Лампочки энергосберегающие

М – Макулатура, минвата

Н – Нефть

О – Отходы

П – Пенопласт, потеря энергии, парниковый эффект

Р – Ресурсосбережение

С – Стеклопакет, солнце

Т – Термостат, тепло, теплосчетчик, ТЭЦ

У – Утилизация, учет, уголь

Ф – Фотодиод

Х – Холодильник

Ц – Цивилизация

Ч – Чернобыль

Ш – ШПИРЭ

Щ – Щётки

Э – Энергоаудит, энергосбережение, экология

Ю – Юрта

Я – Ядерная энергия

Сектор № 3. Задачи

Каждой команде предлагаются задачи для решения. Время решения – 10 минут. Затем учащиеся по очереди рассказывают свои предложения по решению данных проблем. Учитываются количество предложенных способов решения и активность участия в дискуссии.

Задачи

Задача 1: В большом городе ночью светофоры мигают желтым светом. Мощность одного устройства невелика, но в мегаполисе светофоров много. Общая мощность получается немаленькая. С другой стороны, выключать светофор нельзя – он предупреждает редких водителей о том, что впереди перекресток. Как быть?

Задача 2: Огромные потери тепла происходят на предприятиях, в отапливаемых складах, ангарах через дверные проемы при въезде и выезде автомобилей. Что делать: ставить на ворота специального сотрудника или просить водителей закрывать за собой дверь?

Для учителя

Один из возможных ответов на первую задачу: Разрешим противоречие во времени. Если машин нет, светофор можно выключить. Он должен включаться, если к светофору приближается машина. На некотором расстоянии (несколько сотен метров) можно поместить под асфальт датчик массы, который включает светофор, когда проезжает автомобиль.

Один из возможных ответов на вторую задачу: задача теплоснабжения: двери должны быть закрыты, чтобы сохранялось тепло. Двери должны быть открыты, чтобы проезжали автопогрузчики. Противоречие устраняется так: створки делаются из твердой резины или гибкого, но прочного пластика, к которым прикрепляется теплоизолирующий материал (например, войлок). Они сами открываются и закрываются!

Физкультминутка

Если вы экономно расходуете электроэнергию не только у себя дома, потопайте ногами.

Если вы или кто-то в вашей семье вытирает пыль с ламп освещения в вашей квартире, почешите свой нос (пыль на 35% уменьшает яркость освещения, что вынуждает часто менять лампы).

Если вы используете дома энергосберегающие лампы, потрите руки.

Если, на ваш взгляд, защита окружающей среды — хорошее дело, моргните глазами.

Если вы считаете, что нужно экономить электроэнергию, похлопайте в ладоши.

Если вы выключаете свет, выходя из комнаты, закройте глаза рукой.

Если вы заклеиваете окна на зиму, подпрыгните.

Если вы всегда закрываете дверь, входя в подъезд зимой, улыбнитесь.

Сектор № 4.

Конкурс пословиц и поговорок о бережливости

Командам выдаются конверты, в которых находятся пословицы, разделённые на 2 части. Задача соединить их по смыслу.

Кто не бережет копейки, / тот сам не стоит рубля.

Кто не умеет грош сберечь, / тот не сбережет и миллиона.

Пушинка  пушинке /- выйдет перинка

Бережливая вещь / два века живёт.

Через край не лей, / добра пожалей.

Что сегодня сбережешь, / завтра пригодится.

Бережливость / лучше прибытка. hello_html_67c511a7.jpg

Бережливость — /не скупость.

Не деньги богатство /- бережливость да разум.

Капля мала, / а по капле море

Сектор № 5. « Закончи мысль» ( конкурс капитанов )

Задание для капитана 1 команды:

« Сажайте деревья у дома! Деревья вокруг здания способствуют …»

« Старайтесь покупать напитки в стеклянных бутылках, которые можно ….»

« Количество мусора растёт с каждым днём, а значит…»

Задание для капитана 2 команды:

« Коровы в хозяйстве — это не только вкусные молочные продукты, но и …»

« Вы сможете сэкономить целое озеро диаметром 200м и глубиной 2м, если..»

« Не выбрасывайте старые книги и игрушки! Они могут…»

Пока капитаны работают – следующий конкурс

Сектор № 6. Конкурс «Викторина «Энергосбережение – не экономия, а умное потребление!»

На проведение викторины отводится 5 минут. (За неделю до проведения классного часа команды получили вопросы викторины.)

Вопрос 1

У какого бытового прибора среднестатистический расход электроэнергии за месяц больше, чем у других?

  1. Компьютер
  2. Холодильник
  3. Телевизор
  4. стиральная машина

Ответ: В среднестатистической семье больше всего энергии расходует холодильник. Этот бытовой прибор работает непрерывно. Тем не менее, есть ряд мер, которые помогут значительно сократить энергопотребление. Не ставьте холодильник близко к радиаторам отопления, вплотную к стене. Чем ниже температура теплообменника, расположенного на задней стенке холодильника, тем реже он включается. Регулярно размораживайте холодильник. Не ставьте в холодильник горячие или теплые продукты.

Вопрос 2

Главным с точки зрения энергоэффективности при покупке автомобиля для вас должен стать вопрос:

В каком году произведен автомобиль?

На каком топливе работает автомобиль?

Какова марка автомобиля?

Сколько топлива потребляет автомобиль?

Ответ: При сгорании одного литра бензина вырабатывается два с половиной килограмма углекислоты. Главным при покупке автомобиля для вас должен стать вопрос: «Сколько топлива он потребляет»? В настоящее время на рынке присутствуют автомашины, потребляющие 4 литра бензина на 100 км и менее.

Вопрос 3

Примерно 40% потерь тепла в домах происходит через:

Вентиляцию

Дверные щели

Окна

Стены

Ответ: По оценкам специалистов, 40 % потерь тепла происходит через окна. Их дополнительная тепловая изоляция или замена на современные стеклопакеты может повысить температуру в помещении на 4-5°С, что позволит сократить затраты на дополнительное отопление. Чтобы привести окна в порядок, не обязательно устанавливать дорогостоящие стеклопакеты. В большинстве случаев достаточно утеплить их современными изоляционными материалами.

Вопрос 4

Какая лампа наиболее энергоэффективная?

Светодиодная

Лампа накаливания

линисцентная

Паяльная

Керосиновая

Ответ: Наиболее энергоэффективной является светодиодная лампа. Преимущества перед другими типами ламп: длительный срок службы, экономичное использование электроэнергии, безопасность использования, незначительное тепловыделение.

Вопрос 5

Сколько процентов электроэнергии используется впустую, если зарядное устройство для сотового телефона оставлять включенным в сеть?

0 %

65 %

95%

Ответ: Выключение из сети телевизора, видеомагнитофона, музыкального центра позволит снизить потребление электроэнергии в среднем до 300 кВт•ч в год. Зарядное устройство для мобильного телефона, оставленное включенным в розетку, нагревается, даже если телефон к нему не подключен. Это происходит потому, что устройство все равно потребляет электричество. 95% энергии используется впустую, когда зарядное устройство подключено к розетке постоянно.

Вопрос 6

Какие виды электросчетчиков выгоднее использовать в быту?

однотарифные

двухтарифные

трехтарифные

Ответ: Функциональные возможности современных электронных счетчиков позволяют вести учет электроэнергии по зонам суток и даже по временам года. Энергетическая комиссия раздела сутки на две тарифные зоны – день (с 7.00 до 23.00) и ночь (с 23.00 до 7.00) – и установили для каждой отдельный тариф. При этом ночной тариф значительно ниже дневного, что дает возможность населению сократить расходы на оплату электроэнергии.

Вопрос 7

Сколько процентов солнечного света поглощают грязные окна?

30 %

40%

50%

Ответ: Запыленные стёкла могут поглощать до 30% света. Содержите их в надлежащей чистоте!

Вопрос 8

Накипь в электрочайнике увеличивает расход электроэнергии:

на 10%

на 20%

на 30%

Ответ: Накипь образуется в результате многократного нагревания и кипячения воды и обладает малой теплопроводностью, поэтому вода в посуде с накипью нагревается медленно. В результате — потери энергии составляют 20%.

Вопрос 9

Заполненный мешок для сбора пыли в пылесосе дает увеличение расхода электроэнергии:

на 20%

на 40%

на 30%

Ответ: При использовании пылесоса на треть заполненный мешок для сбора пыли ухудшает всасывание на 40%, соответственно, на эту же величину возрастает расход потребления электроэнергии.

Вопрос 10

Во сколько раз энергосберегающие лампы могут снизить энергопотребление в квартире:

в 1,5 раза

в 2 раза

в 3 раза

Ответ: Замена ламп накаливания на современные энергосберегающие лампы, в среднем, может снизить потребление электроэнергии в квартире в 2 раза! Затраты на их приобретение окупаются менее чем за год.

Рефлексия.

Метод «Прогноз погоды»      .

Охарактеризуйте ваше эмоциональное состояние на конец классного часа погодным признаком — температурой.

Сравниваем полученные кривые. Делаем вывод.

Классный руководитель. Закончить наше занятие я хочу словами Бернарда Шоу “Мы научились плавать в воде, как рыбы, летать в небе, как птицы, осталось только научиться жить на Земле, как люди.”

Памятка «Краткие рекомендации в быту»

  1. Уходя, гасите свет.

2.Максимально используйте естественное освещение.

  1. Регулярно проверяйте чистоту ламп, плафонов, окон.
  2. Попробуйте использовать вместо обычных ламп накаливания энергосберегающие (экономия будет составлять до 75%).
  3. Отключайте все электроприборы, когда они не используются, полностью — вынимайте вилку из розетки (для удобства можно использовать розетки с кнопкой полного отключения электропитания).
  4. Регулярно удаляйте накипь внутри чайника, она увеличивает затраты энергии на кипячение воды.
  5. Диаметр днища кастрюль должен быть равным диаметру конфорок.
  6. Холодильник должен быть установлен в прохладном месте, подальше от электроплиты и батарей, его задняя стенка должна быть чистой и не должна примыкать вплотную к стене.
  7. Не заслоняйте батареи шторами и мебелью, тогда теплый воздух будет поступать свободно. В холодное время года при слишком мощном отоплении не открывайте окна в помещении, лучше отрегулируйте температуру обогрева.

Литература:

http://www.calameo.com/books/0012477049b19b10e9c2

http://www.ecologyandculture.ru/index.php?id=134&type_id=148