Арстанова Менслу Зинатовна , воспитатель МОУ «Детский сад № 235 Краснооктябрьского района Волгограда»
Цель: 1) Выявить особенности развития ребенка.
2) Направить внимание родителей на индивидуальные особенности ребенка.
Предварительная работа:
Наблюдение за каждым ребенком.Выявление какими из особенностей обладает ребенок.
Литература:
- Бондаренко Е.А. О психическом развитии ребенка: Дошкольный возраст .Минск ,1974
- Мухина В.С. Психология дошкольника. Минск 1975
- Виноградова Н.Ф. Воспитателю о работе с семьей. Минск, 1989
- Филипчук Г. Знаете ли вы своего ребенка: перевод с польского, Минск 1980
Содержание:
Уважаемые родители!
Помните, что все дети, независимо от их индивидуально- психологических особенностей развития, нуждаются в целенаправленном влиянии взрослого, сознательно использующего различные методы и приемы для формирования определенных черт характера ребенка. У всех дошкольников воспитывают устойчивые нравственные чувства, нравственные мотивы поведения.послушание и любознательность, активность. Однако в воспитании детей с различными индивидуальными особенностями важно опираться на положительные особенности высшей нервной деятельности, изменения при этом нежелательные их проявления.
Так, у подвижных, уравновешенных детей особое внимание обращают на воспитании устойчивых интересов, устойчивых нравственных мотивов поведения. Если эта задача воспитания будет решаться правильно, то у ребенка появиться терпеливость, упорство, которого до сих пор не было, и умение доводить начатое до конца, даже если оно ему не интересно. Воспитание нравственных чувств позволит ребенку сознательно выполнять правила и требования взрослых, предупредит развитие таких качеств, как лекгомыслие и самоуверенность.
Воздействия взрослого формируют у ребенка умение сознательно оценивать свои поступки с точки зрения их нравственности. Если отец готовит ужин, то он может сказать сыну : «Ты хочешь мне помочь? Мне нужна твоя помощь! Когда ребенок согласится, можно объяснить, для чего нужна твоя (его) помощь : «Мама немного болеет. Она очень грустная сегодня. Давай сделаем ей приятное- приготовим что-нибудь!» Сын с большим желанием включается в работу. Ему поручено занятие довольно однообразное – чистить вареный картофель. Он быстро охладевает к поручению и начинает отвлекаться или говорить , что хочет пойти играть. Постарайтесь удержат его, обратившись к опыту ребенка : « Вспомнишь , когда ты болеешь , я и мама стараемся обрадовать тебя. Мама готовит тебе твои любимые блюда. Тебе приятно бывает?»
Мама. Сын вспоминает: «Мне мама готовила очень вкусные блинчики с мясом, когда я болел. Я их очень люблю!». Обратитесь к нему как ко взрослому, попробуйте вместе с ним вспомнить , что мама любит и что можно приготовить. Может быть, это окажется салат, а картофель для него чистит ребенок. «Заканчивай скорее, мама ждет»- поторапливает сына отец.
Но ребенка больше привлекает игра, и он не хочет доводить начатое дело до конца. В этом случае не бойтесь показать ему свое неудовольствие и обиду. Это не должно выражаться в виде нотаций, долгого выговора. Достаточно сказать : «Если хочешь, то можешь идти играть, но ты меня обидел. Ты поступаешь сейчас очень не по-мужски».
Если сын все сделал вместе с отцом , то наградой ему будет удовольствие от работы, от дела, доведенного до конца. Да и улыбка мамы , ее благодарность тоже ему запомнится . Если же работа закончилась без участия сына, то во время ужина достаточно косвенной оценки. Такая оценка работы ребенка для него особенно действенна.
Подобные воздействия взрослых воспитывают у дошкольника способности к волевой регуляции, устойчивое нравственное поведение в повседневной жизни.
В воспитании детей другого типа-Возбудимых, неуравновешенных — родители предупреждают их вспыльчивость, воспитывают самообладание, настойчивость, умение правильно оценивать свои силы, обдумывать свои решения и этапы своей деятельности.
Взрослые должны быть и требовательными и терпеливыми. Ребенку объясняют обоснованность того или иного требования, необходимость выполнения правил. Иногда надо подходить к ребенку- ему может понадобиться ваша помощь. Необходимы специальные игры, направленные на развитие личности, целенаправленного внимания и сдержанность.
3 тип – медленные дети.
Особенное внимание на формирование у них активности, инициативности, любознательности. У медлительных детей развивают умение быстро переключаться с одного на другое , совершать прогулки в парк, лес, ходить в зоопарк, цирк. Развивать у детей воображение, сообразительность. Научите ребенка выражать свои чувства; пожалеть, порадоваться…
4 тип – чувствительно – ранимые дети- строго соблюдают режим дня.
У ранимых детей воспитывают веру в свои силы, инициативность, самостоятельность, общительность. При посторонних не обращаться на направление застенчивости, не применять строгие наказания. Нельзя запугивать таких детей- необходимо преодолевать чувство страха. Воспитывать смелость, учить преодолевать страх. Если по доброму относиться к ранимому ребенку, то у него появляется уверенность в своих силах. Становится общительным и доверчивым.
- «Участие родителей в детсадовской жизни!!!» (50%)
- Консультация для родителей старшей группы «Роль матери и отца в воспитании и развитии ребенка» (50%)
- Консультация для родителей по теме «Значение уголка «Русской избы» при ознакомлении дошкольников с культурой и традициями русского народа» (50%)
- Сценарий «Ангарские защитники Отечества» для старшей группы (50%)
- Родительское собрание по теме «Старший дошкольник – какой он?» (50%)
- Консультация "Играем с детьми" (RANDOM - 50%)