Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие на корабле на остров Знаний»

Григорьева Елена Геннадьевна, воспитатель, МДОУ Детский сад №240 «Ручеёк», г. Саратов  

 

Цели:

  1. Образовательные:в увлекательной форме путешествия повторить и обобщить знания детей по темам: состав предложения; антонимы; положение звука в слове; счет слогов; однокоренные слова; составление описательного рассказа.
  2. Развивающие:обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, развивать и корректировать внимание, память, мышление. Развивать связную речь, навыки речевого общения, добиваться полных ответов на вопросы.
  3. Воспитательные:формировать навыки сотрудничества на занятии. Создавать положительный эмоциональный фон. Воспитывать самостоятельность, активность, культуру общения и чувство коллективизма. Воспитывать доброту, желание помогать тем, кто нуждается в помощи.

Оборудование: карта сокровищ, карты с заданиями, фишки, карточки для индивидуальной работы, сундук с сокровищами, письмо пиратов.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, скоро вы пойдете в школу и будете вспоминать наш детский сад, своих друзей, наши игры, занятия, праздники,  прогулки. А сегодня мы с вами отправимся в путешествие на корабле. В этом путешествии мы с вами проверим свои знания, умения, ловкость, то есть вашу готовность к школе. Вы готовы?

Дети: Да!

Воспитатель: Можно занять места на корабле и поднять якорь. Сегодня я ваш капитан. Расправили ручки  — изображаем волны, шум волны «ш-ш-ш» . Поплыли!

Дети: ш-ш-ш…

Воспитатель: Ребята за бортом бутылка – это морская почта. Давайте, посмотрим, кто ее отправил. Да это письмо  от пиратов (чтение письма и карты сокровищ).

Ну что ребята, готовы отправиться за сокровищами, тогда поплыли вперед!

Дети: ш-ш-ш…

Воспитатель: А вот и первый остров и первое задание на  «Острове рыб»

  1. «Сосчитай до пяти».

Мне нужен один матрос, который ответив правильно, получит фишку. Выходи Макар:

— Одна речная рыбка, две речных рыбки…

Второй матрос:

-Одно глубокое озеро, два глубоких озера…

Третий матрос:

-Один большой аквариум…

 

 

Воспитатель: Молодцы ребята все вы получаете фишки, теперь выполним следующее задание на этом острове:

  1. «Скажи наоборот»(вспоминаем антонимы)

Глубоко – мелко

Быстрая – медленная

Крупная – мелкая

Молодец Влад, получи фишку.

Следующее задание выполним командами.

  1. «Собери предложение».

Кто быстрее соберет поднимает руку. Фишки получает вся команда.

Дети: выполняют задание (собирают предложение по карточкам).

Воспитатель: Молодцы первый ряд, все получают фишки. А теперь каждый ряд прочитает свое предложение :

  1. В аквариуме плавают рыбки.
  2. В котелке варится уха.
  3. Рыбак идет на рыбалку.

Воспитатель: Этот остров мы проплыли. Закрываем глазки и отправляемся на следующий. «Остров животных».

Гимнастика для глаз

— Садимся на корабль. Ребята, замрите.

Мы плывем по морю. Не поворачивая головы, посмотрите на остров слева. Посмотрите на остров справа. Подымите, глазки вверх и посмотрите на облака. А сейчас на небе всходит солнышко. Оно просыпается на востоке, движется через все небо и садится на западе

(показываю). А теперь мы увидели чайку. (Поставьте пальчик перед собой). Она-то приближается, то удаляется от нас.

Приплыли, где-то должен быть « Остров Животных».  Посмотрим в свои бинокли? (Кулачки сжали)

А вот и задания на этом острове.

  1. Назови однокоренные слова:

Волк -…

Мышь-…

Тигр-…

Молодец Аня возьми фишку

  1. «Исправь ошибку, прочти словосочетания»

Словосочетания вывешиваются на доске:

Злая крокодил, полосатое зебра, медленный черепаха, зеленые попугай.

Молодец Ангелина, возьми фишку.

Следующее задание на этом острове:

 

  1. «Чем отличаются слова»(слова написаны на листе ватмана)

Зайка – лайка – чайка – байка — майка

Дети: Эти слова различаются первым звуком.

Воспитатель: Молодец Данил, возьми фишку. Отправляемся дальше, поплыли.

Дети: ш-ш-ш…

Воспитатель: Перед нами «Остров овощей и фруктов»

Немного  поиграем. Игра «Чудесный мешочек». Угадай на ощупь и составь предложение.

Дети: Это овощ — круглой формы, желтого цвета, сладкий на вкус. Это репа.

Воспитатель: Следующее задание командное. Каждый ряд будет считать слоги в своем слове.

1 ряд – ПЕРЕЦ (прохлопайте слоги). Лиза дай полный ответ.

2 ряд – РЕПА  (протопайте слоги). Эльза дай полный ответ.

3 ряд – КАПУСТА (простучите слоги). Вадим дай полный ответ.

Фишку получает тот, кто дал полный ответ.

Воспитатель: Дети плывем дальше.

Дети: ш-ш-ш…

Физкультминутка

Вот помощники мои,

Их как хочешь поверни.

Раз, два, три, четыре, пять

Не сидится им опять.

Постучали, повертели

И работать захотели.

Поработали немножко,

Мы дадим им отдохнуть.

Постучали, повертели

И обратно в дальний путь.

Воспитатель: Дети перед нами «Остров ягод»

  1. Назови вторые буквы и составь из них новое слово(задание на ватмане вывешивается на доске).

ЕЖЕВИКА

МАЛИНА

БРУСНИКА

КАЛИНА

ЖАРА – прохлопай Никита слоги и назови гласные и согласные звуки.

Молодец, возьми фишку.

Воспитатель: И последний остров «Остров времен года», поплыли.

Дети: ш-ш-ш…

 

 

 

 

 

 

Воспитатель: Давайте вспомним какое время года у нас сейчас.

Дети: Весна.

Воспитатель: Назовите признаки весны.

Дети: Тепло, светло, зеленые листочки.

Воспитатель: Нина, составь небольшой рассказ о весне (5-7 предложений).

Молодец, получи фишку.

Воспитатель: Ну, вот мы с вами и добрались до заветного сундука, а чтобы его открыть, давайте посчитаем фишки.

Дети считают.

Воспитатель проверяет работу по карточкам, которые были розданы в начале занятия некоторым детям, и раздает им фишки.

Воспитатель: Молодец Никита, получи медаль, как лучший открыватель сокровищ и открой нам сундук.

Открывается сундук, а там «Букварь».

Воспитатель: Ну, вот дети — это и есть ваше сокровище. Скоро вы пойдете в школу и будете заниматься по этому учебнику. Берегите его.

Итог занятия:  Ребята, наше путешествие подошло к концу, понравилось вам наше путешествие? Что вам больше всего запомнилось (ответы детей). Все вы были сегодня молодцы, всем большое спасибо.